Каковы ступени развития сознания человека?

В Тайтирийа Упанишад перечисляется 5 таких ступеней:

· Анна-майа – Зависимость живого существа от пищи. В начале своей жизни каждое живое существо сознает лишь необходимость в еде. Ребенок или животное удовлетворяются, лишь получая вкусную еду. Анна - означает «пища». Сознание такого живого существа сосредоточено на грубых чувственных наслаждениях, которые принимаются им за высшее счастье и высший смысл жизни. Человек на этом уровне уподобляется животному. Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы марали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют «нецивилизованными».

· Прана-майа – Осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Прана – означает «жизненная энергия». Обусловленный таким сознанием, он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни.

· Мано-майа (гьяна-майа) – Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать.

· Вигьяна-майа – Интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

· Ананда-майа – Уровень чистого сознания или «Сознания Кришны», на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании. В Веданта-сутре говорится – ананда-майо ‘бхийасат – Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства. Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майа. На этом уровне живое существо развивает свои отношения с Господом, преданно служа Ему.

Как говорилось выше, все эти уровни подобны ступеням развития сознания. В книге «Кришна – Верховная Личность Бога» (Молитвы олицетворённых Вед) Шрила Прабхупада пишет: «…Пока живые существа находятся на четырех низших ступенях жизни – анна-майа, прана-майа, мано-майа и вигьяна-майа – считается, что они находятся в материальных условиях жизни. Но как только они достигают ступени ананда-майи, они становятся освобожденными душами. Эта ступень называется в Бхагавад-гите ступенью брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний. Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Личности Бога…».

Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания. И только на пятой ступени - ананда-майа, - живое существо пребывает в своём чистом, изначальном состоянии сознания. Для того, чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту. Внешняя чистота – это чистота грубого тела. Чтобы очистить грубое тело необходимо ежедневно 2 – 3 раза в день совершать его омовение, принимать чистую пищу и напитки, носить чистую одежду. Внутренней чистоты можно достичь, очищая своё тонкое тело. Для этого необходимо сосредоточить свое сознание на Кришне, думая о Нём, повторяя Харе Кришна, изучая философию сознания Кришны. Также, чтобы очистить своё сознание необходимо избегать греховной деятельности, ибо греховный образ жизни очень сильно оскверняет человека и приводит его к быстрой деградации, лишая его решимости служить Кришне.

В Бхагавад-гите (7.28) Кришна утверждает:

Йешам тв анта-гатам папам

Джананам пунйа-карманам

Те двандва-моха-нирмукта

Бхаджанте мам дридха-вратах

«Люди, совершавшие благочестивые поступки в предшествующих жизнях и в этой жизни, чьи греховные действия полностью прекращены, избавляются от двойственности заблуждений и с решимостью отдают себя служению Мне».

Итак, человек, желающий достичь высшей ступени совершенства ананда-майи, должен прекратить совершать греховную деятельность. Наоборот, живя благочестивой жизнью, он сможет развивать свое утраченное сознание Кришны, обучаясь науке преданного служения у опытных преданных. Так постепенно можно обрести решимость преданно служить Господу, которая со временем перерастёт в спонтанную любовь к Нему.

Наши рекомендации