Проблема возраста. Основные ступени развития субъектности человека по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву.

Основная задача данной части состоит в исследовании предпосылок, условий, движущих сил, механизмов, форм, направлений и результатов развития субъективной реальности в пределах всей жизни человека. Представленное описание ступеней развития субъективности человека основано на теоретическом и экспериментальном материале отечественных и зарубежных психологов. Мы не стремились к охвату всего материала по психологии развития; это непосильная задача для учебного пособия. Из всего богатства и многообразия научно-психологических теорий и фактов мы выбрали те, которые реализуют генетический метод в психологии, т. е. воспроизводят логику общего психического развития человека и указывают его существенные факторы. Своим описанием мы хотим дать педагогу схему (принцип) понимания и объяснения многообразия ситуаций и фактов психологии развития. Эта схема включает описание: 1) со-бытийной общности как места «встречи» ребенка и взрослого, 2) образа значимого для ребенка взрослого на основных ступенях развития, 3) совместной деятельности ребенка и взрослого, логики ее развития в данном возрасте, 4) результатов развития в конкретный период жизни человека.

В описании должен быть представлен момент вхождения в общность, ее преобразования, и затем – выхода из общности с определенными результатами развития. По сути, данная схема должна стать теоретическим средством понимания различных феноменов развития ребенка, построения собственных исследований конкретных проблем детского развития, организации практики образования.

Основой описания выступила приведенная и обоснованная выше интегральная периодизация развития субъективности (см. табл. 5). Схема описания критических и стабильных стадий развития различна: критические периоды развития представлены феноменологией кризиса и динамикой преобразования со-бытийной общности; стабильные периоды развития – закономерностями и основными результатами развития на данном этапе.

Описанию кризисов рождения и развития на ступенях онтогенеза придается особое значение. Это связано, во-первых, с мыслью Л. С. Выготского о том, что ключ к пониманию общих законов психического развития дает изучение кризисных, переходных периодов – в них наиболее выпукло выступают качественные сдвиги в развитии. Во-вторых, в психологии развития критические периоды изучены менее, чем стабильные; вместе с тем для педагога знание закономерностей развития ребенка в критические периоды его жизни имеет первостепенное значение, поскольку именно в работе с детьми переходного возраста наиболее ярко проявляется его педагогическая компетентность.

Особо следует оговорить логику и особенности описания развития субъективной реальности во взрослом периоде жизни человека. Исследования в отечественной возрастной психологии были ориентированы преимущественно на детский и юношеский этапы развития человека. Основные закономерности и механизмы психического развития были сформулированы именно для этого интервала жизни. Складывалось представление, что за пределами школьного возраста психическое развитие человека прекращается. По крайней мере, в отечественной психологии отсутствуют работы, излагающие в систематическом виде закономерности и особенности развития человека в течение всей его жизни; хотя очевидно, что его развитие продолжается и в молодости, и во взрослом периоде жизни; качественные изменения в его психологии фиксируются и в период старения.

В зарубежной психологии проблема развития человека во всем интервале его жизни исследована гораздо полнее. Традиция изучения онтогенетического развития человека была заложена работами С. Холла, Ш. Бюллер, К. Юнга; из современных психологов можно назвать Э. Эриксона, Г. Томэ, Б. Ливехуда, П. Балтеса и других; в последнее десятилетие в зарубежной психологии расширяются рамки эмпирического изучения онтогенетических изменений психологии человека в течение всей его жизни (Р. Кеган, Д. Левинсон, Дж. Ловингер и другие).

Свидетельства того, что развитие человека продолжается на всем протяжении его жизни, существуют во множестве. Их описание приводится и в научных трудах, и в художественной литературе, и в автобиографических дневниках. Наиболее отчетливо реальность развития взрослого человека предстает в возрастных кризисах. Во многих психологических работах периоды жизни человека в границах 28–33 лет, 40–45 лет, 55–60 лет называют кризисными. В отличие от кризисов развития в детском возрасте, кризисы взрослой жизни разделяют большие временные разрывы (около 10 лет), они протекают более скрыто; увеличиваются их интервалы (до 5 лет).

Наличие критических периодов во взрослой жизни показывает, что психическое развитие человека за пределами юности не идет линейно , т. е. лишь как совершенствование и обогащение сформировавшихся психологических структур и механизмов. Развитие после 17 лет представляет собой также череду стабильных и критических периодов. Их обозначение приведено нами в схеме периодизации.

Главный вопрос заключается в следующем: каковы закономерности развития человека за границами детства? Одинаковы ли они для детских и взрослых периодов жизни человека? Наш ответ таков: описанная нами ранее система категорий психологии развития одинаково пригодна и для детской психологии, и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным. Ведущая деятельность, со-бытие ребенка и взрослого, взаимоотношения с родителями и педагогами, взаимоотношения со сверстниками в школе и вне школы выступают детерминантами развития в детском возрасте. Совместная деятельность, общение, взаимоотношения с другими остаются онтологическими основаниями жизни взрослого человека.

В психологии общепризнано, что ведущим видом деятельности при вступлении человека в самостоятельную жизнь становится деятельность трудовая. Трудовая деятельность остается постоянной детерминантой развития личности и индивидуальности взрослого человека вплоть до его выхода на пенсию.«Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, – пишет С. Л. Рубинштейн, – к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается».[23]

Профессиональная деятельность человека во многом задает направление развития его личности. Многолетнее участие людей в совместной деятельности, сопровождающееся сходством условий, приводит к тому, что у них формируются похожие качества личности. О влиянии профессиональной деятельности на личность свидетельствуют профессиональные «деформации» личности. Например, для учителей это излишне упрощенный подход к проблемам, авторитарность, категоричность суждений, изучающая манера общения, обобщенность в восприятии людей, подавленное чувство юмора.[24]

Деятельность выступает основой построения социально-психологических связей и отношений в трудовом коллективе. Взаимоотношения с другими – как профессиональные, так и личные – являются второй детерминантой развития личности взрослого человека. На основе трудовой деятельности и социального статуса формируется новая социальная позиция человека: позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности . Он начинает самостоятельно принимать решения, активно регулировать свое поведение. Как субъект труда, человек оценивается обществом в соответствии с качеством выполнения им своих социально-трудовых функций.

Третьей составляющей психологического развития человека на ступенях его самостоятельной социальной и общественной жизни является семья. Встреча с будущим супругом, создание семьи, рождение и воспитание детей, взаимоотношения с выросшими детьми, события в жизни семьи и характер внутрисемейных взаимоотношений – все это «события со-бытия» в жизни молодого, взрослого, зрелого и пожилого человека. Еще одной сферой, в которой живет и развивается человек, является сфера досуга. Жизнь человека вне производства и вне семьи – его круг общения, интересы и увлечения, общественная деятельность и т. п. – составляет важную сторону индивидуальной жизни человека. Для людей пожилого возраста эта сторона жизни, по сути дела, становится основой поддержания его связи с социальным окружением.

Вместе с тем с началом самостоятельной профессиональной деятельности в жизнь человека входит еще одна детерминанта развития – ценность саморазвития. У человека появляется возможность стать субъектом саморазвития. Это положение кардинально меняет суть и перспективы развития взрослого человека. Принципиальное изменение заключается в следующем. До вступления в самостоятельную жизнь все индивиды проживают (при нормальных условиях) одни и те же ступени и периоды развития, включаются в общие институты социализации (ясли, детсад, школа, внешкольные заведения и т. п.), приобретают примерно одинаковый круг способностей и умений. Все это характеризует преимущественно возрастное развитие. За порогом школьного обучения наряду с возрастной линией появляется индивидуальная линия жизни ; эти линии могут совпадать, но могут и не совпадать.

Еще одно важное изменение состоит в том, что с этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития – личные кризисы, кризисы индивидуальной жизни, которые могут и не совпадать с возрастно-нормативными критическими периодами .

Приступая к последовательному описанию ступеней интегральной периодизации развития субъективной реальности, необходимо специально подчеркнуть: в реальной практике (деятельности, образования, психотерапии и т. д.) всякая конкретная жизненная ситуация конкретного человека должна каждый раз рассматриваться не только «здесь и теперь», но также в интервале предшествующего периода развития, который он уже прожил, и предстоящего – в пространство которого ему необходимо войти .

[1]См.: Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 102–103.

[2]См.: Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 41–44.

[3]Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. С. 144–145.

[4]Феномен – философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте; объект чувственного созерцания.

[5]Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 103.

[6]Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 311.

[7]Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 7.

[8]См.: Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4.

[9]Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. С. 559–560.

[10]Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. С. 226–227.

[11]Генисаретский О. И. Психология и новые идеалы научности // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 15.

[12]Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 8–9.

[13]Там же. С. 9.

[14]Иванов В. П. Человеческая деятельность – познание – искусство. Киев, 1977. С. 37.

[15]Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. С. 33.

[16]Там же. С. 33.

[17]Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 46.

[18]Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999. С. 75.

[19]Митькин А. А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 108.

[20]Эхопраксия – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.

Эхолалия – одна из форм эхопраксии; автоматическое повторение чужих слов, вопросов.

[21]Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260 (курсив наш. – Авт.).

[22]См.: Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

[23]Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 246.

[24]См.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.

Наши рекомендации