Три гуны материальной природы
Что это за силы, гуны материальной природы, как они проявляются и каково их влияние на жизнь человека?
Существует три гуны (качества) материальной природы:
· Благость (саттва-гуна)
· Страсть (раджо-гуна)
· Невежество (тамо-гуна)
Кришна так описывает их в Бхагавад-гите 14.5:
«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обуславливают его».
Таким образом, все в материальном мире находится под влиянием этих трех гун,которые, смешиваясь между собой, порождают огромный спектр различных сочетаний. Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также, как смешивая три цвета – красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира. Люди, не имеющие знания о трех гунах, видят это огромное разнообразие, не замечая трех гун, Так человек сосредотачивает свое внимание на определенном участке материального мира и пытается изображать из себя повелителя этого участка. В результате этого он привязывается к определенной комбинации гун и попадает под их влияние.
Каким же образом материальная природа обуславливает живое существо?
Материальная природа делает это, используя два вида энергий:
· стягивающая энергия (пракшепатмика–шакти)
· покрывающая энергия (аваранатмика-шакти)
Когда человек сосредотачивается на каком-то участке материального мира, то сразу же стягивающая энергия стаскивает его сознание до уровня оценки этого участка. Как только сознание стаскивается, покрывающая энергия покрывает сознание этого человека, и он привязывается и привыкает к этому состоянию. Так он оказывается в обусловленном положении. И хотя на человека влияет комбинация из трех гун, тем не менее, одна из гун всегда преобладает над другими.
Как понять, что за гуна материальной природы влияет на человека?
Чтобы научиться распознавать влияние гун, важно знать их признаки. Кришна описывает их в 14 главе Бхагавад-гиты: Он начинает с описания гуныблагости (Бхагавад-гита 14.6):
«Гуна, благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».
Итак, гуна благости отличается следующими признаками:
· она чище другихгун
· она просветляет или дает знание
· она избавляет от всех последствий грехов
Человек, находящийся под влиянием гуны благости, ведет чистый образ жизни, обретает знание, которое не способны получить люди находящиеся под влиянием страсти и невежества, и ощущает счастье, освобождаясь от груза грехов. Однако существуют 2 проблемы, которые приводят человека к деградации:
· привязанность к знанию
· привязанность к счастью
Привязанность к знанию порождает в человеке гордость и чувство превосходства, а привязанность к счастью порождает привязанность к своему положению и желанию сохранить его любыми средствами. Так гуна страсти проникает в сознание человека и обуславливает его.
Кришна описывает гуну страсти следующим образом (Бхагавад-гита 14.7):
«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности».
Итак, гуна страсти отличается следующими признаками:
· Бесконечные желания, или непреодолимая жажда обрести то, чего живое существо не имеет.
· Алчность, или сильная привязанность живого существа к тому, что оно уже имеет.
В результате этого человек вовлекается в бурную деятельность и:
· привязывается к деятельности
· привязывается к плодам деятельности
Привязанность к бурной деятельности и ее плодам приводит к тому, что человек попадает в заколдованный круг этой деятельности, которая все время расширяется. Бесконечные желания и алчность заставляет его стремиться все к новым и новым вершинам. Так человек, связанный гунойстрасти, начинает работать, не покладая рук, а его ум становится очень обеспокоенным. Постепенно накапливается сильная усталость и желая как-то отдохнуть и отвлечься человек отупляет себя, прибегая к помощи алкоголя и других одурманивающих веществ, проводит ночи в ночных клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.
Кришна так описывает гунуневежества (Бхагавад-гита 14.8):
«Знай же, о сын Бхараты, что гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу».
Итак, гунаневежества отличается следующим признаком:
· она держит воплощенные живые существа в иллюзии
В результате влияния иллюзии возникают:
· Безумие
· Лень
· Сон
Гунаневежества связывает человека, полностью лишая его рассудка и опускает его на самое дно жизни. И чем больше человек погружается в невежество, тем невежество еще больше усиливается («Чем больше спишь, тем больше хочется»). В результате человек все больше и больше деградирует и опускается до адских форм существования.
Итак, именно гуны материальной природы определяют психологический тип личности человека.
Как видно из приведенного выше описания признаков гун, находящийся под их влиянием человек, неминуемо будет деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Таков материальный мир. Попытки просто отбросить влияния этих гун также приводят к деградации, подобно тому, как человек, попавший в болото, тем больше погружается в него, чем больше прилагает усилии выбраться. Деградация всегда сопровождается ощущением неудовлетворенности и несчастья.