Три гуны материальной природы

В главе 131 была указана причина, по которой живое существо (пуруша) запуталось во внешней энергии (пракрити). Эта причина - желание живого существа наслаждаться. Глава 14 объясняет, как материальная энергия связывает душу гунами природы.

Освобождение и обусловленность живого существа (14.1-4)

Кришна восхваляет знание, которое Он собирается поведать, объясняя, что оно освободит душу. Затем Он объясняет, как полное желаний живое существо впервые приходит в контакт с материальной природой.

Основная тема:

Понимание того, как три гуны обуславливают живое существо, является очень мощным оружием, которое помогает на пути самоосознания.

Подпункты:

А. Когда человек утверждается в понимании гун материальной природы, он достигает трансцендентной природы, подобной природе Господа. (14.2)

В своем комментарии Шрила Прабхупада ясно показывает, что это не означает слияния с безличным Брахманом. Напротив, тот, кто получает освобождение и достигает духовного неба, обретает индивидуальную духовную форму, качественно одинаковую с формой Господа. Духовное тело необходимо для того, чтобы вступить в любовные взаимоотношения с Господом.

Б. В момент творения Господь взглядом помещает живые существа в материальную природу.

Господь подобен отцу, дающему семя, а материальная природа подобна матери. (14.3-4)

Как три гуны природы связывают чистую душу (14.5-9)

Признание того, что одна гуна преобладает в человеке (14.10-13)

Деятельность и смерть в разных гунах (14.14-18)

Основная тема:

Три гуны природы привязывают обусловленную душу к материи, вызывая у нее различные эмоции и переживания.

Подпункты:

А. Шрила Прабхупада обобщает описание того, как три гуны обуславливают нас: «Живые существа, обусловленные материальной природой, бывают разных видов. Одни - счастливы (в благости), другие - активны (в страсти), а третьи - беспомощны (в невежестве).»

Б. Гуна благости (саттвам):

· Обуславливая человека, дает ему знание и ощущение счастья (14.6)

· Признаки: способность видеть вещи в истинном свете и чистота внутренняя и внешняя2 (14.11)

· Результат: после смерти - райские планеты (14.14), деятельность - ведет к очищению (14.16)

В. Гуна страсти (раджах)

· Обуславливая человека, порождает в нем страстные желания и привязанности (14.7)

· Признаки: жадность, накопительство, неконтролируемые желания, постоянное построение новых планов (14.12)

· Результат: после смерти вновь рождается среди тех, кто трудится ради результата (14.15); деятельность - ведет к страданиям (14.16).

Г. Гуна невежества (тамах):

· Обуславливая человека, порождает безумие, леность и сонливость (14.8)

· Признаки: угрюмость, пассивность, безумие, иллюзия (14.13)

· Результаты: после смерти рождается в животном царстве (14.15); деятельность ведет к глупости (14.16)

Д. Гуны природы соревнуются за преобладание в человеке (14.10)

· Находясь под влиянием низших гун, человек может предпочесть развивать высшие гуны, и таким образом помочь им одержать верх над низшими. Так человек может подняться в высшие гуны.

Е.Сознание Кришны естественным образом освобождает человека от влияния гун материальной природы (14.10).

Возвышение над гунами природы (14.19-27)

В предыдущем разделе Господь Кришна разъяснил, что гуна благости сама по себе не освобождает душу. Напротив, она привязывает ее к высшему виду материального удовольствия. Чтобы достичь освобождения, человек должен полностью выйти за пределы гун природы. В этом разделе описывается, как это сделать.

Основная тема:

Выйти за пределы гун можно благодаря практике чистого преданного служения.

Подпункты:

А.Посредством бхакти-йоги человек может выйти из-под влияния гун природы и осознать свое изначальное положение. Глава 14 и раздел гьяны восхваляют бхакти в целом, делая это очень интересным образом.

· Гьяна делает упор на умении различать. Умение видеть различия ведет, в конечном счете, к пониманию трех вещей: 1) того, что живое существо отлично от тела; 2) того, что Кришна - Всевышний, и 3) необходимости принять прибежище у Кришны, чтобы освободиться от влияния гун,

Итак, кульминацией пути гьяны является бхакти.

Б. Человек сможет увидеть вещи такими, какие они есть, только получив знание из авторитетного источника (14.19)

1. Шри Кришна является наивысшим авторитетом, ибо Он не ограничен никакими рамками и неподвластен иллюзии материального мира.

2. Тот, кто принял прибежище Шри Кришны, также свободен от влияния гун (7.14) и поэтому может передавать другим это знание, несущее освобождение от гун природы.

В. Когда у человека пропадает желание получать удовольствия или избегать боли, то это значит, что он возвысился над гунами материальной природы (14.22-26)

· Воплощенная в теле душа всегда будет испытывать двойственность в виде потерь и приобретений, но освобожденную душу это не затрагивает, потому что она обращена внутрь себя и сосредоточена на своем истинном «я».

Г. Гуны материальной природы можно превзойти с помощью практики неуклонного преданного служения (14.26)

1. В тринадцатой главе была указана изначальная причина, по которой живое существо приходит в соприкосновение с гунами природы. Эта причина - желание живого существа наслаждаться отдельно от Кришны. Но как только живое существо оставляет это желание и начинает практиковать преданное служение, пропадает всякая необходимость в том влиянии, которое гуны оказывали на него. Так человек достигает полной свободы от влияния гун.

2. Живое существо есть Брахман - дух, частица, качественно равная Господу. Практикуя бхакти-йогу, человек возвращает себе свой изначальный статус Брахмана, и таким образом может вступить в непосредственные взаимоотношения с Верховным Брахманом, Кришной.

3. Качественное единство является существенным фактором для установления отношений между личностями. Без сходства не может быть близости. Таким образом, живое существо обретает качественное единство с Господом, чтобы с любовью служить Ему.

Д. Господь Шри Кришна - источник Брахмана (14.27)

Объяснив, что тот, кто совершает чистое преданное служение, достигает уровня Брахмана, Господь говорит, что Он является источником этого Брахмана. Это служит доказательством того, что Шри Кришна вечно превосходит живые существа, хотя и Он, и живое существо являются Брахманом.

1. Это высказывание Кришны также говорит о том, что Кришна находится выше безличной концепции Абсолютной Истины. Бхакти - это не просто средство достижения имперсонального освобождения. Напротив, это вершина всего трансцендентного знания. Чтобы подтвердить это, Шрила Прабхупада приводит пример четырех Кумаров, которые были полностью осознавшими себя имперсоналистами и оставили этот путь, чтобы встать на путь бхакти.

2. В этом стихе Брахман описывается как «изначальное положение высшего счастья». Шрила Прабхупада объясняет, что осознание Брахмана - основа всего духовного знания. Не зная того, что ты - Брахман, дух, невозможно приблизиться к осознанию Параматмы или Бхагавана, которое несет высочайшее блаженство.

Глава 15

Йога высшей личности.

Отрешенность от материального мира, который является отражением духовной реальности (15.1-5)

Основная тема:

Человек может освободиться из сетей материального мира, развивая трансцендентное желание вступить в пределы мира духовного.

Подпункты:

А.В главе 15 приводится пример перевернутого баньянового дерева. Шрила Прабхупада объясняет, что такое дерево существует только как отражение в воде. Так же, как дерево отражается в речной воде, духовный мир отражается в «воде» эгоистического желания и становится иллюзорным материальным миром.

Существование этого мира предполагает существование духовного мира, как существование отраженного в воде дерева предполагает существование настоящего дерева.

Б.Истинную форму «баньянового дерева» материального существования нельзя познать в этом мире (15.3-4).

Истинный мир - духовное небо. Этот мир - лишь отражение. Самой действительности в ее прямом проявлении здесь нет, хотя можно ощутить тень этой реальности.

Перевоплощения (15.6-11)

Основная тема:

До тех пор, пока живое существо не достигнет духовного мира, оно по закону переселения души будет вынуждено вновь и вновь рождаться во многих формах жизни.

Подпункты:

А.Рассмотрев пример с баньяновым деревом, Господь объясняет, как обрести свободу. Обретение свободы происходит посредством вручения себя Господу и вступления в Его обитель. Кришна начинает этот раздел с описания Своей духовной обители, единственного прибежища от материальной запутанности.

Затем Кришна говорит о судьбе того, кто не может предаться Ему. Такой человек вынужден оставаться на баньяновом дереве материального существования, прыгая с ветки на ветку в погоне за чувственными удовольствиями. Этот процесс перепрыгивания с ветки на ветку и называется перевоплощением.

Б. Живое существо изначально является вечной частицей Господа (15.7).

После описания обители Господа, приведенного в стихе 6, в тексте 7 объясняется, почему живое существо не будет испытывать удовлетворения до тех пор, пока не достигнет этой обители. Причина в том, что изначальное положение живого существа - быть связанным с Кришной. До тех пор, пока человек не придет пониманию этого, он вынужден будет блуждать по всему баньяновому дереву материального существования и бороться за выживание.

В. Обусловленное живое существо в материальном мире вынуждено проходить через повторяющиеся рождения в поисках удовольствий. (15.8-11).

1. Изначальное положение живого существа описано в тексте 7, тогда как в текстах 8 и 9 описывается положение живого существа, находящегося на дереве материального существования. Тонкий механизм перевоплощения вынуждает его постоянно менять тела.

Описывая закон перевоплощения, Господь сначала объясняет, что душа изначально так же чиста, как и Он. Душа получает материальное тело лишь вследствие неправильного представления о жизни и ложного отождествления себя с материей (текст 8). Затем Господь объясняет сам процесс, благодаря которому душа получает новое тело в момент смерти.

Новое грубое тело живого существа формируется по образцу тонкого тела живого существа в момент смерти. Состояние тонкого тела зависит от желаний. В соответствии с желаниями живого существа (и, конечно, его обусловленностью), оно имеет определенный образ мыслей и способ существования. В момент смерти и нового рождения оно получает новые чувства, которые устроены таким образом, чтобы максимально соответствовать образу мыслей данной обусловленной души. Например, человек может быть погружен в такое удовлетворение грубых чувств как мясоедение. Его тонкое тело отразит соответствующий этому образ мыслей, и поэтому в своей следующей жизни он получит такие органы чувств, которые в силу своей природы будут требовать вкуса крови. Может быть, это будут даже органы чувств тела животного.

Хотя обусловленное живое существо изначально чисто, оно вынуждено рождаться в разнообразных телах, чтобы утолять свое извращенное желание наслаждений, оскверненное тремя гунами.

2. Человек не сможет понять, как действует механизм переселения души до тех пор, пока он, развивая духовное знание, в значительной мере не очистится от отождествления себя с телом (15.10-11).

Кришна - Тот, кто поддерживает Творение (15.12-15)

Основная тема:

Тот, кто запутан в ветвях баньянового дерева материального существования, может развить свое сознание Кришны, осознавая, что Кришна - Тот, кто поддерживает все в этом материальном мире.

Подпункты:

Господь Кришна утверждает, что стремящийся к совершенству трансценденталист может понять положение живого существа, пойманного в ловушку материального мира, но те, чьи умы неразвиты, не в состоянии понять, что происходит. В этом разделе Кришна дает особую информацию, предназначенную для того, чтобы привести невежественных людей к знанию.

Освободиться из баньянового дерева материального мира можно, развивая привязанность и преданность Верховному Господу, которая начинается с понимания роли Кришны как Того, кто поддерживает материальный мир. Ранее уже объяснялось, что тот, кто погружен в материальное существование, должен осознавать Кришну через призму Его достояний в этом мире. Для этой цели и предназначен данный раздел.

Шрила Прабхупада объясняет: «Следует просто постараться понять, что сияние солнца, луны, электрический свет и огонь исходят из Верховной Личности Бога. Такое понимание жизни, являющееся началом сознания Кришны, представляет собой значительный духовный прогресс для обусловленной души в этом материальном мире» (15.12, комм.)

А. Будучи Параматмой, Господь Кришна дает память, знание и забвение. (15.15)

Медитация на Кришну как на Того, кто поддерживает Творение, достигает своей кульминации в осознании Его как Господа в сердце, который руководит живым существом посредством разума, буддхи.

Согласно желанию, свойственному дживе, Господь Кришна в роли Параматмы дает необходимый разум. Руководство разума способствует осуществлению конкретного желания живого существа.

Если человек искренне желает познать Кришну, Кришна дает ему разум, с помощью которого он может прийти к Нему. Если живое существо хочет отвернуться от Господа, то Господь дает ему разум, позволяющий человеку не видеть Его присутствия.

Б. Господь Кришна - цель всех Вед. (15.15)

Веды описывают обширную систему различных видов деятельности, имеющую 3 раздела -карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда. Эта система создана для того, чтобы постепенно очистить сознание общей массы людей. Конечной целью всех ведических систем очищения является сознание Кришны.

Тришлока Бхагавад-гиты: Краткое изложение Вед и Веданты (15-16-20)

Основная тема:

Господь Кришна - верховное Живое Существо, поэтому Он достоин поклонения. Таково самое сокровенное понимание Вед.

Подпункты:

Господь объясняет, что Он - цель Вед и составитель Веданты, и затем кратко излагает Веданту, вывод которой утверждает Его положение как Всевышнего. Этот раздел очень важен, т.к. он показывает, что персонализм есть самое полное понимание Абсолюта.

А. Господь Кришна превыше как обусловленных, так и освобожденных живых существ. (15.16-18)

Живые существа делятся на 2 класса - падшие и непогрешимые. Падшие - это те, кто пали из духовного мира в материальную обусловленность. Непогрешимые же - это те, кто никогда не падали благодаря тому, что их желания едины с желаниями Господа. Всевышний Господь стоит выше как тех, так и других.

Это полностью разбивает философию маявады, утверждающую, что индивидуальность существует только до тех пор, пока живое существо не получает освобождения. В момент освобождения ложное эго исчезает и появляется осознание того, что ты есть Бог. Но в этих стихах Господь Кришна объясняет, что Он также выше освобожденных живых существ. Следовательно, индивидуальность существует и после освобождения. (15.16)

1. Далее Господь объясняет, что Он вошел во все миры и поддерживает их. Это - особая функция Бога. Понимание того, что Кришна - Тот, кто поддерживает Творение, - еще один способ сокрушить доктрину маявади. Например, человек может осознать Брахман, благодаря чему он получит ощущение всепроникновения. Маявади считают это состояние состоянием божественности. Но быть Богом также значит быть тем, кто поддерживает и управляет материальным проявлением. Может ли йог, достигший осознания безличного, утверждать, что он своей силой в совершенстве управляет различными вселенными, или что он в совершенстве знает обо всем, что происходит, происходило и будет происходить повсюду? Нет. Следовательно, Кришна находится выше живых существ, достигших освобождения. Он - Тот, кто поддерживает Творение. (15.17)

2. Поскольку Господь Кришна занимает неповторимое положение Пурушоттамы (Верховной Личности), Его прославляют Веды и весь мир. (15.18)

Б. Понимание высшего положения Господа Кришны есть высший уровень знания. Это понимание ведет к преданному служению. (15.19)

Плодом всего знания является осознание своего положения как души и положения Кришны как Высшей Души. Обладая этим знанием, человек будет практиковать бхакти-йогу. Т.к. преданное служение есть плод всего знания, тому, кто занят преданным служением, нет необходимости заниматься другими видами духовной практики, чтобы осознать Абсолютную Истину. Понимание положения Кришны и преданного служение есть самое сокровенное знание Вед. (15.20)

ГЛАВА 16

Наши рекомендации