Шкала 6. Развитие представлений о предметах. Последовательность в развитии сенсомоторных схем, относящихся к предметам
Месяца
Случайное использование предметов для тренировки схемы.
Ситуация: Младенец берет предмет в рот и воспринимает его через рот.
Размещение: любое удобное для младенца. Важно при этом, чтобы ручки ребенка были свободными.
Предмет: погремушка, кубик, бусы, фигурка животного, пластмассовая куколка и т. п.
Указания: перечисленные предметы давать по одному и наблюдать за действиями младенца с каждым из них. Поощряйте игру малыша с предметом, но не показывайте ему каких-либо действий с ним.
Повторение: 3-5 разных предметов.
Действие ребенка:
а) держит предмет в руке по крайней мере секунд 30;
б) сразу же подносит предмет ко рту или после других действий с ним. ( У младенцев наблюдается предвосхищающее открывание рта).
Месяца
Появление кратковременного внимания к предмету, вовлеченному в тренировку схем.
Ситуация: ребенок осматривает предмет.
Предмет: те же, что в предыдущей ситуации.
Указания: те же, что в ситуации для детей двух месяцев.
Повторение: 3 разных предмета.
Действие ребенка:
а) держит предмет перед глазами и смотрит на него несколько минут во время других действий с ним;
б) держит предмет в руке секунд 30.
Месяца
Систематическое использование предметов для тренировки схем.
Ситуация: ребенок стучит (постукивает) предметом.
Предмет: кубики и чашка , погремушка, фигурка животного, ложка.
Указания: те же, что в предыдущей ситуации.
Повторение: 3-5 разных предметов.
Действие ребенка:
а) держит предмет в руке секунд 30;
б) кажется, что ребенку безразлично, какие предметы ему дают, самое главное для него – тренировка различных схем действий с ними. Он может: ударять предметом о поверхность; ударять предметами друг о друга; трясти предмет; размахивать предметом и т. п.
Месяцев
Начало дифференциации схем в результате действий с различными предметами.
Ситуация: та же.
Предмет: те же.
Указания: те же.
Повторение: 3-5 разных предметов.
Действие ребенка:
а) держит предмет в руке;
б) обследует предмет: смотрит на него; ощупывает поверхность; манипулирует им.
Месяцев
Избирательное использование сенсомоторных схем в зависимости от свойств предметов.
Ситуация: ребенок дифференцирует схемы.
Предмет: резиновая игрушка, кусочек бумага, кубики и коробка, погремушка.
Указания: те же.
Повторение: 3-5 разных предметов.
Действие ребенка:
а) просто держит предмет в руке;
б) приспосабливает схемы к характеристикам определенных предметов и более разнообразно действует с предметами, учитывая их свойства. Например, эти действия могут включать скольжение предмета по поверхности стола или пола, сжимание резиновых предметов, раскачивание предмета, разрывание или растягивание соответствующих предметов, трение или постукивание одного предмета о другой.
Месяцев
Овладение новыми схемами действия с предметами в результате изучения различных свойств предметов.
Ситуация: ребенок опускает и бросает предметы.
Предмет: любые 3-5 разных предметов.
Указания: те же.
Действие ребенка:
а) держит предмет в руке;
б) опускает или бросает предметы на значительное расстояние при игре с ними, но не с целью избавиться от предмета, так как старается скорее поднять брошенный предмет.
Месяцев
Начало понимания социальных свойств предметов.
Ситуация: ребенок проявляет социально обусловленное поведение.
Размещение: ребенок сидит на полу или на стуле, с которого сможет слезть сам.
Предмет: предметы, имеющие социально обусловленные приемы использования, например: кукла, кукольные туфельки, кукольное одеяльце, чашка, блюдце, игрушечная собачка , грузовик и т. п.
Повторение: 3-5 разных предметов.
Указания: предложите ребенку предметы для игры и наблядайте за его действиями с ними.
Действие ребенка:
а) берет предмет в руки и только рассматривает его;
б) пьет из чашки; поит из чашки куклу; кормит из блюдца собачку; катает собачку или куклу на грузовике; обувает куклу или укладывает спать.
Месяцев
Имеющееся представление о предметах предполагает ссылку на них.
Ситуация: ребенок показывает на предмет, о котором его спрашивают.
18 месяцев.
Представление о предметах как о символах выражается в узнавании и назывании их.
Ситуация: ребенок называет показанный предмет.