Второй из посещённых мной миров в звёздном небе, его духи и жители.
138. Впоследствии я был принесен Господом в другой мир, находящийся еще дальше от нашего мира, чем первый, который я описал. То, что он был более удалённым, стало ясно из того, что мое странствие к нему в духе продолжалось два дня. Этот мир находится слева от нашего, а предыдущий справа. Отдаленность в духовном мире не зависит от расстояния в пространстве, но от различия состояний, как сказано выше. Поэтому, из того, что странствие моё к этому миру заняло целых два дня, я заключил, что внутреннее состояние людей, то есть состояние их чувств и, следовательно, их мыслей, очень отличается от состояния духов нашего мира. Так как я был перенесен туда посредством изменения внутреннего состояния, я мог наблюдать последовательные изменения моего внутреннего состояния, происходившие до моего прибытия туда. Они происходили пока я бодрствовал.
139. По прибытию туда я не видел мира, но увидел его духов. Поскольку, как я говорил прежде, духи каждого мира видны поблизости от него, так как их характеры похожи на характеры людей, обитающих в нём. Они прибывают из мира, и находятся рядом с ним, чтобы быть им полезными его обитателям. Эти духи виднелись очень высоко вверху, и с этой позиции могли наблюдать мое прибытие. Должно быть известно, что в следующей жизни стоящие на высоте могут наблюдать за теми, кто находится ниже них, а также общаться с ними, и чем выше они поднимаются, тем шире поле их зрения.
Со своей позиции они заметили, что я был не из их мира, а откуда-то издалека. Они обратились ко мне оттуда, спрашивая о различных предметах, и я мог отвечать на их вопросы. Среди прочего я сказал им, из какого мира я прибыл и кто я. Впоследствии я рассказал им о планетах нашей солнечной системы. Я также рассказал им о духах Меркурия, и о том, как они путешествуют по многим мирам, чтобы приобрести познания в различных областях. Услышав это, они сказали, что видели их.
140. Ангелы нашего мира сказали мне, что жители и духи этого мира в Большом Человеке соответствуют остроте видения, и именно поэтому видны на такой высоте, и они действительно имеют чрезвычайно острое зрение. Поскольку они были тем, чему соответствовали, то могли отчётливо видеть то, что находилось ниже них. В течение беседы я сравнил их с орлами, парящими высоко над землёй и охватывающими зорким взглядом всё вокруг, простирающееся вдаль и вширь. Но это возмутило их, поскольку они подумали, что я уподобил их орлам, ищущим добычу, и думал, что они злые. Но я ответил, что не имел ввиду, что они хищники, но сравнил их с орлами из-за их острого зрения.
141. Когда их спросили, какому Богу они поклоняются, они ответили, что почитают Бога, который видим и невидим, Бога, видимого в человеческом образе и невидимого без какой-либо формы. Из того, что они сказали, а также из понятий, о которых они размышляли и делились со мной, я понял что их видимый Бог есть фактически наш Господь, и что они также называли Его Господом. К тому же я смог ответить, что в нашем мире Богу также поклоняются как невидимому и видимому. Невидимому Богу, называемому Отцом, и видимому Богу, называемому Господом. Но они оба как одно, поскольку Господь учил нас, когда говорил, что лица Отца никто никогда не видел и гласа Его никто не слышал, но что Он и Отец - одно; видевший Его видел Отца, и что Отец в Нем, и Он в Отце. Следовательно, оба эти Божества являются единым Богом. Это - слова Господа (см. Ин. 5:37; 10:30; 14:7, 9-11).
142. Немного позже я увидел некоторых других духов того же самого мира, которые виднелись на более низком уровне, чем те, с которыми я говорил ранее. Они, однако, были идолопоклонниками, поклоняющимися каменному идолу, похожему на некрасивого человека. Должно быть известно, что после перехода в следующую жизнь, все начинают отправлять богослужения подобно тому, как они делали, живя в мире, но постепенно отводятся от этого. Причина этого в том, что богослужение остается внедренным во внутреннюю жизнь человека, и может быть отнято у него только постепенно.
Наблюдая это, я смог сказать им, что они не должны поклоняться тому, что мертво, но тому, что является живым. На это они ответили, что они знали, что Бог жив, и что Он - не камень, но когда они рассматривают камень, который похож на человека, они думают о живом Боге. Они не нашли другого способа сконцентрировать свои мысли и направить их к невидимому Богу. Тогда я сказал им, что мысли могут быть сконцентрированы и направлены к невидимому Богу, когда они направлены к Господу, о котором можно думать, как о Боге, видимом в человеческой форме. Таким образом, человек может быть связан с невидимым Богом мыслью и чувством, и, таким образом верой и любовью, когда он связан с Господом, но никаким другим способом.
143. Духов, которые виднелись на большой высоте, спросили, есть ли у них принцы или короли. На что они ответили, что не знают, что такое царства и королевства, и что у них самоуправление. Живут они, разделенными на роды, семейства и домашние хозяйства. Когда их спросили, были ли они в безопасности, живя подобным образом, они сказали, что вполне. Так как ни одно семейство никогда не завидовало другому и не хотело взять что-нибудь у него. Они были возмущены подобными вопросами, как будто их обвиняли в том, что они имели врагов или остерегались грабителей. В чем ещё может нуждаться человек, спросили они, и что может быть лучше, чем иметь пищу и одежду, и жить в удовлетворении и в мире, самостоятельно управляя своим хозяйством.
144. О своём мире они рассказали, что в нём были луга, цветущие сады и леса, полные плодоносящих деревьев, а также озёра, богатые рыбой. Там обитают синие птицы с золотыми перьями, большие и маленькие животные. Среди меньших животных они упомянули о некоторых, имеющих взгорбленную спину, подобных верблюдам в нашем мире. Однако, они не ели их плоть, а ели только рыбу и плоды деревьев, а также овощи. Они добавили, что не строили зданий, чтобы жить в них, а жили в лесистой местности, где делали крыши среди листвы, чтобы защищаться от дождя и палящего солнца.
145. Когда их спросили об их солнце, которое из нашего мира смотрится, как звезда, они сказали, что на вид оно огненное и размером не больше, чем голова человека. Ангелы сказали мне, что звезда, которая является их солнцем - одна из меньших, и находится неподалёку от небесного экватора.
146. Я увидел духов этого мира, которые выглядели так же, как при жизни в теле. Их лица мало чем отличались от лиц людей нашего мира, за исключением того, что их глаза и носы были маленькими. Это показалось мне скорее уродливым, но они ответили, что для них маленькие глаза и носы – признак красоты.
Я также увидел женщину, носящую платье, украшенное розами различных цветов. Я спросил, из чего в этом мире они делают одежду. Они ответили, что собирают определённый материал из растений, который они прядут в нити, и укладывают нити в слои двойной или тройной толщины, увлажняют ткань липкой жидкостью, чтобы придать прочность, и потом окрашивают ткани соками трав. Они продемонстрировали, как они делают нити. Женщины сидят, полулёжа, на земле и используя пальцы ног, крутят нить, а когда скрутят, то подтягивают её к себе и доделывают, придавая законченный вид, уже руками.
147. Они также сказали мне, что в их мире, муж имеет только одну жену, и ни в коем случае больше. Они имеют от десяти до пятнадцати детей. Есть также там и проститутки, добавили они, но, становясь духами после жизни в теле, они становятся чародейками, которые ввергаются в ад.