Духи, направляющие явления природы, составляют ли они особую категорию в духовном мире? Являются ли они существами отдельными от всех прочих или же это духи, которые были воплощены, как и мы?

– «Это духи, которые будут или уже были воплощены.»

– Принадлежат ли эти духи к высшим или же к низшим рангам духовной иерархии?

– «Это определяется тем, насколько роль их матерьяльна или разумна; одни приказывают, другие исполняют; те, кто производят матерьяльные явления, принадлежат всегда к низшему рангу, как среди духов, так и среди людей.»

539. В производстве некоторых явлений, бурь например, участвует ли какой‑то один дух или же они соединяются всей массой?

– «Неисчислимыми массами.»

540. Духи, оказывающие влияние на природные явления, действуют ли они со знанием дела по собственной воле или в силу какого‑то инстинктивного и бездумного побуждения?

– «Одни – да, другие – нет. Возьму такое сравнение: представь себе мириады животных, что строят в море острова и архипелаги; думаешь ли ты, будто за всем этим не стоит цель, намеченная Проведением, и что это преобразование поверхности земного шара не является необходимым для всеобщей гармонии? Между тем, вещи эти совершаются животными, которые стоят на самой низшей ступени развития и заботятся лишь о собственных нуждах, не имея ни малейшего понятия о том, что они суть орудия Божьи. Так вот! так же точно самые низшие духи полезны целому; в то время, как они примеряются к жизни, и прежде чем у них возникнет полное сознание своих поступков и свободы своей воли, они воздействуют на некоторые явления, орудиями для исполнения коих они являются, не подозревая об этом; сначала они просто исполнители; позднее, когда разовьётся их ум, они будут приказывать и направлять вещи мира матерьяльного; ещё позднее они смогут направлять вещи мира морального. Таким вот образом всё служит, всё связуется в природе, от изначального атома до архангела, который сам начинал, будучи атомом; изумительный закон гармонии, всеохватывающую целостность коего пока что не может охватить ограниченный дух ваш.»

Духи во время битв

Когда происходит сражение, то с каждой ли стороны присутствуют духи, которые ей пособляют и её поддерживают?

– «Да, и которые укрепляют её бесстрашие.»

Примечание. Именно так когда‑то древние изображали богов, принимающих сторону того или иного народа. Боги эти были не чем иным, как духами, изображаемыми в аллегорических образах.

Но ведь на войне справедливость находится всегда только с одной стороны; как же духи могут встать на сторону того, кто не прав?

– «Вам же прекрасно известно, что есть духи, стремящиеся лишь к разладу и разрушению; для них война есть война: правота дела их мало трогает.»

543. Могут ли некоторые духи повлиять на полководца в его замыслах и планах кампании?

– «Без всякого сомнения, духи могут влиять на эти замыслы, как и на всякие иные.»

Могли бы злые духи подтолкнуть полководца на осуществление операций, ведущих его к поражению?

– «Да, но разве у него нет своей воли и свободы? Если его рассудок не позволяет ему отличить идею истинную от ложной, то он испытывает на себе последствия этого, и ему было бы лучше не отдавать приказы, но быть рядовым исполнителем.»

Может ли полководец быть иногда направляем некоторого рода «вторым зрением», наитивным знанием, каковое заранее показывает ему результат его операций?

– «Именно так оно часто и происходит у гения; это то, что он называет „вдохновением“ и что позволяет ему действовать с определённого рода уверенностью; это вдохновение приходит ему от духов, руководящих им и использующих для дела способности, коими он одарён.»

Что становится с духами тех, кто погибает в пылу боя? Интересуются ли они ещё битвой после своей смерти?

– «Некоторые из них интересуются, другие же удаляются от этого места.»

Примечание. На поле битвы происходит то же, что имеет место во всех случаях насильственной смерти: в первый миг дух удивлён и как бы оглушён, ему не верится, что он мёртв; ему всё кажется, будто он всё ещё участвует в сражении: лишь понемногу действительность открывается ему.

Духи, которые сражались друг с другом, будучи людьми, признают ли они врагов друг в друге и после смерти и всё так же ли исполнены они взаимного ожесточения?

– «В такие минуты дух никогда не сохраняет хладнокровия. В первый миг он может ещё яриться на своего неприятеля и даже преследовать его; но когда он собирается с мыслями, то видит, что возбуждение его отныне беспредметно; однако он всё ещё более или менее сохраняет следы его в зависимости от своего характера.»

– Слышит ли он ещё шум оружия?

– «Да, вполне.»

Наши рекомендации