Меркурий, его духи и жители.
9. Все небеса в совокупности образуют одного человека и потому названы Большим Человеком. В человеке каждая частность, и внешняя и внутренняя, имеет соответствие в этом Большом Человеке, то есть в небе. Это – тайна, пока неизвестная в мире, но то, что это так, было в изобилии показано. Но тех, кто попадает на небо из нашего мира, не достаточно, чтобы составить Большого Человека, поэтому этот недостаток должен быть восполнен людьми из многих других миров. Божественное провидение следит за тем, чтобы всякий раз, когда возникает недостаток в каком-либо месте небес относительно качества или количества соответственно, немедленно призывались бы люди из других миров, чтобы восполнить этот недостаток, и таким образом поддерживается гармония и равновесие небес.
10. Мне также было показано, какой части Большого Человека соответствуют духи с планеты Меркурий. Это - память, но память об идеях, предметах абстрактных, удаленных от всего земного и материального. Однако, поскольку мне было позволено говорить с ними в течение многих недель, изучать их природу и качество, видеть, кем они являются, и что происходит с ними, я хотел бы рассказать здесь о моих реальных опытах.
11. Некоторые духи приблизились ко мне, и мне было сказано, что они прибыли с земли, самой близкой к Солнцу, с планеты, которую в нашем мире называют Меркурий. Они тотчас же принялись изучать содержимое моей памяти. Для этих духов это не составляет труда. Они способны, приближаясь к человеку, видеть всё, что хранится в его памяти***. Когда они, например, изучали различные предметы, включая города и различные места, которые я посещал, то я заметил, что они не интересовались ни храмами, ни дворцами, ни зданиями или улицами, но только событиями, о которых я знал, или участником которых мне приходилось быть. Также их интересовали такие вопросы, как административное устройство, порядки и нравы жителей тех мест, и т.д. Поскольку в памяти человека такие вопросы тесно связаны с различными местами, то они всплывают из памяти вместе с воспоминаниями о тех местах, к которым относятся. Я был удивлен их поведением и спросил, почему они игнорировали великолепие мест, а изучали только дела и события, связанные с ними. Они сказали, что они не получают никакого удовольствия от познания материальных, телесных или земных предметов, но только фактов. Это доказало, что духи этой земли в Большом Человеке соответствуют памяти об абстрактных идеях и о предметах, удаленных от всего материального и земного.
12. Мне сказали, что такова и жизнь обитателей этой земли. То есть, они совершенно не заботятся о материальных или телесных вопросах, но лишь об уставах, порядках, законах и формах правления. Они также интересуются небесными предметами, которых бесчисленное множество. Мне также говорили, что многие из людей этой земли общаются с духами, так что они имеют познания в духовных вопросах, знают о состояниях жизни после смерти, и поэтому пренебрежительно относятся к предметам телесным и материальным. Тот, кто знает наверняка и убежден, что он будет жить после смерти, интересуется небесными вопросами, так как они являются вечным источником счастья, а мирскими – лишь настолько, насколько потребности жизни требуют этого. Такова природа жителей этой земли и соответственно духов, прибывающих оттуда*.
13. Следующий опыт доказал мне, с каким рвением они разыскивают и впитывают познания, принадлежащие памяти, возвышенной над чувственным восприятием. Когда они изучали мои познания небесных вопросов, они, просматривая все содержимое моей памяти, оживлённо и с интересом обсуждали между собой всё, что видели. Поскольку, когда духи приближаются к человеку, они рассматривают все в его памяти, вызывая из неё всё, что удовлетворяло бы их. Фактически, как я часто наблюдал, они читают её содержимое, как книгу**. Эти духи делали это более умело и быстро, потому что они пропускали всё то, что замедляет и сужает их внутреннее зрение. К вещам такого рода относятся все земные и телесные предметы, если их рассматривают, как конечную цель, то есть, когда их любят и стремятся к ним, как к конечному результату, а не относятся, как к средству для достижения высшей цели. То, что свободно от бремени земного, позволяет разуму устремиться ввысь и вширь. Тогда как материальные объекты тянут его вниз, ограничивая и отягощая.
Другой опыт, который явно показал их обеспокоенность приобретением познаний и обогащением памяти описан далее. Однажды я писал кое-что о событиях будущего, а эти духи были тогда слишком далеко, чтобы изучить их, извлекая из моей памяти. Они были очень возмущены тем, что я не желал читать это в их присутствии, и вопреки их обычному поведению, хотели напасть на меня, понося меня всякими злыми и скверными словами. Чтобы показать своё раздражение, они вызывали болезненное сокращение на правой стороне моей головы в области уха. Но такие усилия не причиняли мне вреда. Однако, из-за того, что они сделали зло, они были удалены ещё дальше, но затем снова остановились, желая знать то, что я написал. Настолько велика их озабоченность познанием.
14. Духи Меркурия превосходят других в количестве познаний, которые они приобретают внутри солнечной системы и в звездном небе за её пределами. То, что они однажды изучили, они сохраняют и вспоминают всякий раз, когда подобное наблюдается вновь. Это ещё одно доказательство того, что эти духи имеют память, гораздо более совершенную, чем люди. Они сохраняют то, что увидят, услышат или уяснят иначе, особенно, если они получают от этого удовольствие, поскольку эти духи получают удовольствие от познания. То, что приносит удовольствие, проникает вглубь памяти, и остаётся там. Всё же остальное не проникает в память, но лишь поверхностно соприкасаясь, ускользает.
15. Когда духи Меркурия посещают другое общество, они исследуют степень познаний его членов, и, сделав это, покидают его. Среди духов, и особенно среди ангелов, существует сообщение, благодаря которому, если они объединены в сообщество, где все любят друг друга, всё, что знает один, становится достоянием всех.
16. Из-за своих познаний, духи Меркурия более гордые, чем другие. Им было сказано, что, несмотря на то, что они знают бесчисленное множество фактов, есть еще бесконечное множество того, чего они не знают, и даже если они продолжали бы увеличивать свои познания до бесконечности, они всё же не смогли бы познать даже всех общих начал. А так как они гордились и кичились, им было сказано, что это неприлично. Но они ответили, оправдываясь, что это вовсе не гордость, а просто хвастовство превосходством их памяти, и что это им простительно.
17. Они не любят говорить вслух, потому что это материально. Так, когда я беседовал с ними без духов-посредников, я мог говорить с ними лишь посредством активизации мысли. Их память, полная идей, а не материальных картин, поставляет их непосредственно в их мышление. Чтобы мыслить выше, чем на наглядном уровне, необходимо оперировать объектами абстрактными, удалёнными от материально видимого. Из-за всего этого духи Меркурия не особенно отличаются способностями к рассудительности. Они не находят никакого удовольствия в вопросах, требующих рассуждения или в выводах из известных фактов. Голые факты – вот то, что действительно доставляет им удовольствие.
18. Их спросили, не хотят ли они как-то использовать свои познания, поскольку не достаточно лишь наслаждаться познаниями, но необходимо, чтобы они служили какой-либо цели, так как использование является конечной целью познания. Познания сами по себе не приносят им никакой пользы, но могли бы быть полезными для других, если бы они поделились с ними своими познаниями. Также им было сказано, что для любого, кто хочет быть мудрым, очень неблагоразумно удовлетворяться лишь приобретением познаний, так как они – лишь вспомогательные средства, призванные помогать исследовать предметы, принадлежащие жизни. Но они ответили, что получают удовольствие, просто приобретая познания, и что для них это и есть цель.
19. Некоторые из них не хотят выглядеть людьми, как духи из других миров, а хотят представать взгляду в виде кристаллических шаров. Они хотят выглядеть так, хотя на самом деле так не выглядят, по той причине, что познания предметов нематериальных изображаются в духовном мире кристаллами.
20. Духи Меркурия полностью отличаются от духов нашего мира, поскольку не так озабочены мирскими, телесными и земными вопросами, и вообще всем материальным. По этой причине духи Меркурия не могут сосуществовать с духами нашего мира и отовсюду, где встречают их, убегают, так как их ауры в большинстве своём противоположны. У духов Меркурия есть поговорка о том, что они не хотят смотреть на оболочку. Их интересует то, что под ней, то, что очищено от оболочки, то есть то, что внутри.
21. Я увидел яркое, очень интенсивно горящее пламя, и наблюдал его около часа. Это пламя сигнализировало о прибытии духов с Меркурия, восприятие, мышление и речь которых были еще более быстры, чем у предыдущих. Немедленно по прибытию они быстро просмотрели все содержимое моей памяти, но я не смог уловить, что они наблюдали, из-за их невероятной быстроты. Я слышал, впоследствии, как они говорили: “Да, такое имеет место”. О том, что я видел на небесах и в мире духов, они сказали, что знали об этом прежде. Я почувствовал большое количество духов, действующих заодно с ними, которые были позади меня, немного слева на уровне затылка.
22. В другом случае, я увидел большое количество духов этого рода, но на некотором расстоянии от меня, впереди и немного направо. Оттуда они разговаривали со мной, используя духов-посредников, потому что их речь столь же быстра, как мысль, и может быть переведена на человеческий язык, только используя других духов, как посредников. Что удивило меня, так это то, что их речь производила впечатление накатывающейся волны, но была, тем не менее, лёгкой и быстрой. Когда многие из них говорили одновременно, их речь доносилась до меня, подобно волнам. Поразительно то, что эти волны скользили к моему левому глазу, хотя духи находились справа от меня. Это потому, что левый глаз соответствует познанию абстрактных идей, предметов, удалённых от всего материального, то есть, принадлежащих разуму, а правый глаз соответствует предметам, принадлежащим мудрости*. Они постигали и выносили суждения с такой же скоростью, с какой говорили. Продолжая говорить: “ Да, это правильно, а это нет...”, они фактически мгновенно высказывали свои суждения.
23. Там был дух из другого мира, который мог с лёгкостью разговаривать с ними, потому что он говорил так же легко и быстро, как они, но очень большое значение придавал изящности своего разговора. Они мгновенно высказали свои суждения по поводу услышанного, говоря, что одно из его выражений было слишком изящно, другое - чересчур утонченно. Но при этом их интересовало только то, сказал ли он что-либо такое, чего они не знали ранее. При этом они отвергали то, что является причиной какой-либо неясности, особенно неестественную манерность и попытки показать учёность, так как за ними растворяется суть, значение вещей, а остаются лишь выражения, которые описывают их материальные формы, так как оратор концентрируется не на передаче смысла, а на форме выражения. И для него то, чтобы его слова слушали, важнее, чем, то чтобы понимали их смысл. Поэтому на слух идёт более сильное воздействие, чем на разум.
24. Духи Меркурия не могут долго находиться на одном месте или в одном обществе духов, принадлежащих к одному миру, и поэтому путешествуют по вселенной. Это потому, что они соответствуют памяти о фактах, которую они непрерывно стараются пополнять. Поэтому им разрешено путешествовать и приобретать познания везде, где только возможно. Если во время своих путешествий они встречают духов, которые любят материальное, телесное и земное, они избегают их и уходят куда-нибудь, где они не слышат ничего об этом. Это доказательство того, что их мышление выше уровня чувственного восприятия, вследствие чего они обладают внутренним озарением. Мне самому также было позволено непосредственно постигнуть это, когда они были рядом и общались со мной. Я заметил, что когда я был удален от чувственного восприятия, мое физическое зрение начало становиться неясным и расплывчатым.
25. Духи Меркурия передвигаются, объединяясь в своеобразные подразделения, вроде взводов или эскадронов, и, собираясь вместе, образуют своего рода шар. Они так соединены Господом, что действуют как один организм, и познания каждого доступны всем, а общие познания становятся достоянием каждого индивидуума, как происходит и на небесах*. Другое доказательство того, что они путешествуют по вселенной ради приобретения познаний, было предоставлено мне однажды, когда они были, как мне казалось, далеко от меня. Говоря со мной оттуда, они сказали, что они собрались вместе и направляются за пределы солнечной системы в звездное небо. Они знали, что где-то там существуют духи, которые, как и они, нисколько не заботятся ни о чём материальном и телесном. Они также сказали, что не знают, куда идут, но под Божественным руководством они направляются в те места, где могут научиться тому, чего еще не знают, и в которых все согласно с теми познаниями, которые они уже имеют. Они также сказали, что не знают, как найти близких себе по духу, которые присоединились бы к ним, и что это также осуществляется Божественным Провидением.
26. Так как духи Меркурия много путешествуют по вселенной и поэтому много знают о различных звёздных системах и мирах вне солнечной системы, мне было интересно обсудить этот вопрос с ними. Они сказали, что вселенная содержит множество миров, населенных людьми. Они были очень удивленны, услышав, что кто-то думает, что небеса всемогущего Господа состоят из духов и ангелов, произошедших от одного единственного мира. Ведь по сравнению с бесконечным величием и всемогуществом Бога они были бы ничтожно малочисленны, даже если бы они происходили от многих тысяч миров из многих тысяч систем. Они также сказали, что знают о существовании более чем нескольких сотен тысяч миров во вселенной, и все же это – ничто по сравнению бесконечностью Господа.
27. Когда духи Меркурия, бывшие рядом со мной в то время, когда я писал объяснение Слова в его внутреннем смысле, изучали то, что я писал, они говорили, что всё написанное было чрезвычайно грубо, почти все выражения казались им очень приземлёнными. На это мне было позволено ответить, что люди в нашем мире все еще рассматривают мои писания как непостижимые, неуловимые и высокопарные, и что они до сих пор не способны уяснить многое из них. Я также сказал, что многие люди в нашем мире не знают, что есть внутренний человек, который, воздействуя на внешнего человека, делает его живым. Они живут в иллюзии, созданной чувственным восприятием, что тело само по себе обладает жизнью. В результате, злые и маловерные сомневаются в жизни после смерти. Они также называют ту часть человека, которая остаётся жить после смерти тела, не духом, а душой. Они также спорят о том, что такое душа и где её обитель, веря, однако, что для того, чтобы человек продолжал жить, как человек она должна воссоединиться с материальным телом, даже если оно, став прахом, будет развеяно всеми четырьмя ветрами, и тому подобное.
Слушая это, духи Меркурия спросили, могут ли такие люди стать ангелами. Мне было позволено ответить, что жившие жизнью веры и милосердия стали ангелами, более не озабоченными внешними и материальными вопросами, но внутренними и духовными. Когда они достигают этого состояния, они пребывают во свете, превосходящем свет духов Меркурия. Чтобы дать им возможность убедиться, что это так, ангелу с небес, образованных из пришедших из нашего мира, который жил такой жизнью в мире, было позволено говорить с ними. Более об этом будет сказано позже.
28. Впоследствии духи Меркурия послали мне длинный лоскут бумаги неправильной формы, представляющий собой множество листов, склеенных вместе, который выглядел, как газета, если бы её напечатали на нашей земле. Я спросил, имеются ли в их мире бумаги, подобные этой? Они сказали, что нет, но они знали, что таковые существуют в нашем мире. Они не желали говорить об этом больше, но я почувствовал, что они думали, что познания в нашем мире больше доверены бумаге, чем людям, и смеялись над нами, будто бумаги имеют познания, а люди нет. Но им было объяснено, как всё происходит на самом деле. Несколько позже они возвратились и послали ко мне другую бумагу, также напечатанную, подобно предыдущей, но на этот раз не склеенную из бесформенных кусков, а чистую и опрятную. Они сказали, что узнали о том, что в нашем мире существуют бумаги, подобные этой, и из них делаются книги.
29. Всё, что я сказал прежде, ясно показывает, что духи помнят в следующей жизни то, что они видели и слышали в прошлой жизни, и что они могут быть научены чему-либо только тогда, когда они жили людьми в мире. Это применяется одинаково и к вопросам веры, так что они могут стать более совершенными. Чем более внутренними являются духи и ангелы, тем с большей готовностью и полнее они впитывают то, чему их учат, и более точно сохраняют это. Так как этот процесс продолжается вечно, то очевидно, что их мудрость непрерывно возрастает. В случае с духами Меркурия их познания фактов непрерывно увеличиваются, но это не производит увеличения их мудрости, потому что они любят познания, которые являются лишь средствами достижения целей, больше, чем сами конечные цели, достижению которых должны служить эти познания.
30. Дальнейшее описание характера духов с планеты Меркурий будет представлено ниже. Необходимо знать, что каким бы большим ни было число духов и ангелов на небесах, все они однажды были людьми. Человеческий род – источник пополнения небес. Все духи имеют точно такие же чувства и наклонности, которые они имели, когда жили в мире и были людьми. Жизнь каждого остаётся такой, какой была в мире*. Это на самом деле так, и можно видеть, что представляют собой люди любого мира, видя, что представляют собой духи, от этого мира происходящие.
31. В Большом человеке духи Меркурия соответствуют памяти о событиях, фактах, предметах, отвлеченных от всего природного. Поэтому, если кто говорит с ними о земных, телесных и чисто мирских предметах, того они не хотят и слушать. А если их все-таки заставляют слушать, то они превращают предметы, о которых говорится, во что-нибудь другое, чаще всего в их противоположности, чтобы только избежать их обсуждения.
32. Чтобы я получил более точное представление об их природе, мне было позволено изображать перед ними луга, сады, пашни, леса, реки. В духовном мире достаточно вызвать их в своем воображении в присутствии другого, чтобы они появились, как настоящие. Но они тотчас же искажали всё. Они помрачали луга и пашни, и силою воображения населяли их змеями. Загрязняли реки, чтобы вода в них не казалась прозрачной. Когда я спросил их, зачем они так поступают, они ответили, что не хотят и думать о таких предметах, но только о чём-либо настоящем, то есть о познаниях предметов абстрактных, удалённых от всего земного и материального, а особенно о предметах, находящихся на небесах.
33. Затем я изобразил перед ними больших и маленьких птиц, которые водятся у нас на Земле. В самом деле, в той жизни птицы могут быть представлены как живые. Когда они увидели изображенных таким образом птиц, то сначала хотели испортить и их. Но вскоре успокоились и стали рассматривать их даже с некоторым удовольствием. Это объясняется тем, что птицы соответствуют познаниям. Духи как раз в этот момент вспомнили о таком соответствии. Поэтому они воздержались от своего намерения испортить их с тем, чтобы изгнать самую мысль о них из своей памяти. Потом мне было позволено изобразить перед ними пышный сад, освещённый фонарями и светильниками. Духи остались в восхищении, так как фонари и светильники означают истины, сияющие от блага. Из этого я заключил, что их можно привлечь и к рассмотрению материальных предметов. Надо только упомянуть вместе с тем об их духовном соответствии. Так как явления духовного мира не вполне отвлечены от вещественных предметов, но связаны с ними определенными соответствиями.
34. Кроме того, я беседовал с ними об овцах и ягнятах. Но они не хотели даже слушать о них, считая их чем-то чисто земным. Это происходило вследствие того, что ягнята соответствуют невинности, о которой они совершенно лишены представления. Я понял это после того, как сказал им, что ягнята на небесах олицетворяют невинность. Они ответили, что не понимают, что такое невинность, и что знают о ней только её название.
Причина такого неведения состоит в том, что они заняты одним только познанием, а не его использованием, цели которого оно должно служить. Поэтому, в их внутренних представлениях отсутствует понятие о невинности.
35. Несколько духов Меркурия были посланы одним из их сообществ ко мне чтобы выяснить и поведать остальным о том, что происходит вокруг меня. Один из духов нашей земли сказал им, чтобы посланцы рассказали пославшим их одну только правду. И чтобы, по обыкновению своему, отвечая на вопросы, не говорили противоположное тому, что видели. Ведь если кто-нибудь из духов нашего мира поступил бы так, он был бы наказан. Все члены того сообщества, из среды которого были посланы духи, ответили, что если наказывать за это, то пришлось бы наказать всех их, так как в силу устоявшейся привычки, начав действовать так, они уже не могут остановиться. Они поступают так же, общаясь с людьми их мира. Они делают это не для того, чтобы обманывать или вводить их в заблуждение, а только чтобы внушить им жажду познания. Когда предметы представляются в превратном виде и до известной степени скрываются, то это возбуждает желание узнать всю правду. Таким образом, память совершенствуется упражнением и исследованием.
Я также обсуждал с ними этот вопрос в другой раз. Зная, что они беседовали с людьми своей земли, я спросил, каким образом они обучают жителей своего мира? Они ответили, что ничему не обучают полностью, не говорят, в чём суть предмета, но лишь дают намек на это. Тем самым, питая и увеличивая желание исследования и познания. Если отвечать на все вопросы, то это желание исчезнет. И что они говорят обратное для того, чтобы истина выделялась яснее. Ведь истина всегда видна четче при сравнении со своей противоположностью.
36. Они никому не хотят рассказывать то, о чём знают сами, и в то же время стараются выведать то, что знают другие. Только в своей среде они всё сообщают друг другу. Поэтому, что знает один, то знают все, а что знают все, то знает каждый.
37. Духи Меркурия очень гордятся тем, сколько всего они знают. Они воображают, будто знают так много, что уже почти ничего узнавать не осталось. Но духи нашей земли сказали им, что все их познания – ничто по сравнению с бесконечным множеством того, что еще им неизвестно. Объём неизвестного им по сравнению с объёмом известного, как воды великого океана в сравнении с водами маленького ручейка. Первый шаг к приобретению мудрости - это понять, признать и почувствовать, насколько же мало то, что известно! И как ничтожно оно в сравнении с неизвестным! Чтобы внушить им это, одному ангельскому духу было позволено беседовать с ними. Он показал им, что вообще они знали и чего не знали; что остается бесконечно много вещей, им неизвестных, и что вечности не хватило бы для того, чтобы ознакомиться с ними хотя бы поверхностно. Этот ангел в своей речи описывал духовные понятия гораздо искуснее, чем они. Они были поражены, когда он показал им то, что они знали, и то, чего не знали. Затем я увидел, как с ними беседовал другой ангел. Он появился на некоторой высоте, справа. Этот ангел происходил из нашей земли. Он перечислил множество предметов, неизвестных его собеседникам. Затем он стал беседовать с ними с помощью перемен состояния и многое из того, что он говорил, оказался им непонятно. Он сказал, что всякая перемена состояния и даже всякая ничтожнейшая часть перемены состояния содержит в себе целую бесконечность предметов. Услышав это, они тотчас перестали гордиться своими познаниями и устыдились. Стыд выразился в уменьшении занимаемого ими объема. Вообще все это сообщество представлялось в виде объёмной груды, впереди, слева, на некотором расстоянии, на уровне пупа. Она выглядела как бы проваленной посредине, но высокой по краям. Затем я заметил, что она начала колебаться туда-сюда. Тогда им был объяснен смысл этого. Те, которые устыдились и уничижили себя, находились посредине, а те по краям, которые казались приподнятыми, еще не были унижены. Затем я увидел, как груда разделилась. Те из нее, которые не хотели уничижиться, были отосланы в свой мир, а все прочие остались.
38. Несколько духов Меркурия приблизилось к одному духу нашей земли, который при жизни своей в этом мире славился своей ученостью. Это был Христиан Вольф*. Они стали расспрашивать его о многом. Вскоре они заметили, что всё, что он излагал, не возвышалось над чувствами природного человека. Это потому, что он честно говорил то, что думал. В самом деле, в той жизни всякий остается тем же, кем он был в этой. Он пытался устанавливать связь между различными предметами и постоянно делать из этого всё новые выводы. При этом он нанизывал множество явлений на один общий стержень. Но духи не признавали, или не хотели признать его правоту. Они уверяли, будто звенья у него не связаны ни друг с другом, ни с заключениями. Такие рассуждения они называли "мраком авторитета". После этого они перестали любопытствовать и спрашивали только, как называется это, а как называется то? Но и на эти вопросы он отвечал понятиями природными, а отнюдь не духовными. Поэтому они окончательно покинули его. В самом деле, в той жизни всякий постольку, поскольку он верил в Бога, говорит духовно, т.е. с помощью духовных понятий, или природно, если он не верил в Него. Я хочу описать по этому поводу, что бывает в следующей жизни с учеными, которые приобретают интеллект собственными размышлениями, учёными, движимыми любовью к истине ради истины, любовью к служению ради пользы, а не ради выгоды. Затем расскажу, что бывает с теми учеными, которые приобретают интеллект с чужой помощью, без собственного труда. Так поступают многие, стремящиеся к знанию исключительно для того, чтобы приобрести ученую славу, а через неё почести и преимущества в мире. Они не стремятся к пользе и не отвлекаются от мирских благ. Расскажу, прежде всего, что происходит с этими последними.
Я услышал некоторый звук, который восходил снизу, вдоль левого бока, к левому уху. Я заметил каких-то духов, которые старались подняться, но не мог догадаться, кто они такие. Поднявшись, наконец, они заговорили со мною и сказали, что были логиками и метафизиками. Свой разум они погружали в эти науки с единственной целью, прославится своей ученостью и проложить себе, таким образом, в мире дорогу к почестям и богатству. Теперь они оказались в печальном положении. Не поставив себе никакой другой цели в изучении этих наук, они не смогли воспитать в себе сообразительность. Их речь была медлительна, а произношение глухо.
В то же самое время два духа беседовали у меня над головой. Я спросил их, кто они такие, и узнал, что один из них прославился своими сочинениями. Мне было сказано, что это был Аристотель. Кто был вторым, я так и не узнал. Первый был приведен тогда в то состояние, в котором он был в мире. Всякий легко может быть возвращен в то состояние, в котором он был в мире. Все, чем человек обладает в жизни, он уносит с собою в другую жизнь. Больше всего меня удивило то, что он приблизился к моему правому уху и стал говорить оттуда. Голос его был груб, а речь, тем не менее, довольно умна и рассудительна. Из смысла его слов я убедился в том, что он был совсем не таков, как те, появившиеся немногим ранее, схоластики. В самом деле, он извлекал из своего мышления всё, о чём писал, и оттуда создавал свою философию. Таким образом, наименования, изобретенные и введенные им для предметов мысли, служили словесной оболочкой описываемых им внутренних понятий. Как я понял, он был движим к своим открытиям тем удовольствием, которое от них получал, а также жаждою познать все относящееся к мышлению и интеллекту. При этом он покорно следовал всем указаниям своего духа. Вот почему он и приложился к моему правому уху. Другое дело его последователи, так называемые схоластики. Они идут как раз наоборот - не от мыслей к наименованиям, а от наименований к мыслям. А многие из них и совсем не переходят к мысли, а остаются при наименованиях. С их помощью они могут доказать все, что им угодно. При желании они могут выдать ложь за истину. Поэтому философия для них скорее путь к безумию, чем к мудрости, и погружает их во тьму вместо света. Затем я заговорил с ним об аналитической науке.
Я сказал, что маленький ребенок может в течение получаса изложить более философии, анализа и логики, чем Аристотель описал в целом томе. Это потому, что все, относящееся к мысли и тем самым к речи человека, относится вместе с тем и к анализу. А законы последнего происходят из духовного мира, поэтому всякий, кто пытается создать искусственное мышление с помощью наименований, подобен танцору, который хотел бы научиться танцевать посредством науки о мышцах и сухожилиях. Если бы все его мысли были заняты этой наукой, вряд ли во время танца он мог бы даже пошевелить ногою. Однако и без этой науки танцор приводит в движение все сухожилия, пронизывающие все части его тела, а в согласии с ними и легкие, и грудобрюшную перегородку, бока, руки, шею, и многие другие части тела, для полного описания которых, не хватило бы и нескольких томов. То же происходит с теми, кто захотел бы мыслить с помощью наименований. Он согласился, заметив при этом, что обучение мыслить таким образом подобно хождению по кругу. Необходимо всегда помнить о цели и держать её перед внутренним взором.
Затем он изложил мне свои понятия о Высшем Божестве. Он представлял Его себе в человеческом образе, с сияющим кольцом вокруг головы. “Теперь”,- сказал он – “Я уже знаю, что этот Человек и есть Сам Господь, а сияющее кольцо - проистекающая он Него Божественность. Она воздействует не только на одно небо, но и на всю вселенную, располагает и управляет ею. Тот, кто располагает и управляет Небом, располагает и управляет также и вселенной, так как одно из них немыслимо без другого. Кроме того, я всегда верил в единого Бога, разные качества которого почитались под разными именами. Отсюда и произошла вера во многих богов”. Затем я увидел женщину, которая протянула руку, чтобы погладить меня по щеке. Это очень удивило меня. Но дух Аристотеля сказал, что в мире ему часто являлась эта женщина. И при этом всегда казалось, будто она гладит его по щеке своей прелестной рукою.
Ангельские духи сказали нам, что такая женщина иногда являлась древним, и они называли ее Палладой. Она являлась тем, кто, будучи в древности людьми, находил удовольствие в рассуждениях, тем которые предавались размышлениям, но не углублялись в философию. Так как подобные духи присутствовали рядом с ним, они восхищались глубиной его мышления. Поэтому они были представлены в образе этой женщины. Кроме того, он признался в том, какое представление он имел о человеческой душе, или духе. Он считал его "пневмой"*, т.е. чем-то эфирным, незримым жизненным началом. Он знал, что дух должен жить после смерти. В самом деле, его внутренняя сущность, будучи способна мыслить, не может умереть. Но более ясное представление по этому вопросу он составить себе не мог. Мыслил он смутно, так как не только у него самого, но и вообще ни у кого в его время не было точного представления об этих предметах. Впрочем, Аристотель и в другой жизни остается среди просвещенных духов, а многие из его последователей - среди невежественных.
39. Однажды я увидел, как некоторые духи нашей земли встретились с духами Меркурия и вступили с ними в беседу. Среди прочего, духи нашей земли спрашивали духов Меркурия, в кого они верят. Те ответили, что верят в Бога. Но на дальнейшие вопросы о том Боге, в которого они верят, не хотели отвечать. Вообще у них привычка не отвечать на вопросы прямо. Затем духи Меркурия, в свою очередь, спросили духов нашей земли: “А в кого верите вы?”. Те отвечали: “Мы верим в Господа Бога”. Но духи Меркурия возразили, что по их мнению, они не верят ни в какого Бога. “Вся ваша вера только на устах, но не в сердце”,- сказали они. (Духи Меркурия отличаются очень острой перцепцией, выработанной вследствие постоянных исследований того, что знают другие). С её помощью они постоянно проникают в мысли других. Духи Земли принадлежали к числу тех, которые при жизни в мире исповедовали веру согласно учению Церкви, но при этом не жили жизнью веры. А те, кто не жил жизнью веры, в другой жизни не имеют веры, так как их вера – внешняя, и не пребывает в их внутренних началах*. Выслушав эти слова, они замолкли, так как сразу усмотрели в них правду, благодаря данному им в тот момент ощущению того, что это на самом деле так.
40. Некоторым духам было сказано с неба, что однажды духам Меркурия было обещано лицезреть Господа. И тогда духи, находившиеся рядом со мной, спросили у них, помнят ли те об этом обещании? Те ответили, что помнят, но не знают, было ли обещано, что это случится несомненно. Пока они таким образом дискутировали, Небесное Солнце явилось им. Небесное Солнце есть ничто иное, как Господь. Его видят только те, кто находится на внутреннем, или третьем небе. Увидев Солнце, духи Меркурия не узнали, что это Господь Бог, так как не увидели его Лика. В это время с ними заговорили другие, но я не слышал, о чем. Но внезапно им снова предстало Солнце небес, посреди него - Господь, окруженный ореолом солнечного сияния. Увидев это, духи Меркурия глубоко смирились и преклонились. Тогда Господь стал видим в этом солнце также и духам нашей земли, которые, когда были людьми, видали его в мире. И все они признались, один за другим, что это Сам Господь, и провозгласили это перед всем собранием. Затем Господь явился в виде Солнца перед духами планеты Юпитер. Те громко воскликнули, что это - Тот, Кого они видели у себя на планете, когда Бог Вселенной являлся им.
41. Некоторые из духов, увидевших Бога, были отведены вперед и немного направо. По мере продвижения они говорили, что видели свет, столь яркий и чистый, какого еще никогда раньше не видели, и что невозможно было бы представить свет еще ярче. А это было вечером, и многие духи рассказывали одно и то же**.
42. Надо помнить, что мирское солнце никогда не бывает видно ни одному духу, равно как и свет от него. Свет этого солнца представляется духам и ангелам мраком. Духи сохраняют только известное понятие о нем, составленное на основании их впечатлений в прошлой жизни. Они думают о нем, как о чем-то темном, находящемся позади, на большом расстоянии, немного над головой. Планеты нашей солнечной системы кажутся расположенными в определенном порядке, занимая фиксированное положение относительно солнца: Меркурий позади, несколько направо; Венера налево, несколько позади; Марс налево, впереди; Юпитер также налево, впереди, но на большем расстоянии; Луна налево, очень высоко; спутники также налево, считая каждый от своей планеты. Таково расположение этих планет, по понятиям духов и ангелов. Кроме того, все духи, по их мнению, находятся вблизи своих планет, но не на них. В частности, что касается духов Меркурия, они не остаются постоянно ни в одном и том же положении, ни на одном и том же расстоянии. Они появляются то спереди, то сбоку, то несколько позади. Это объясняется тем, что им разрешено путешествовать по вселенной, приобретая познания.
43. Однажды я увидел слева целую толпу духов Меркурия. Затем они приняли вид шара, вытянутого в длину. Я не знал, куда они направляются, к Земле или куда-нибудь ещё. Вскоре я заметил, что они повернулись направо и вращались, пока не приблизились к планете Венера с ее лицевой стороны. Но, прибывши туда, они сказали, что не желают там оставаться, так как местные жители злы. Тогда они направились к тыльной стороне той же планеты и сказали, что там они согласны жить, потому что там живут добрые люди. Пока все это происходило, я почувствовал поразительные изменения в моём мозгу. Они очень сильно воздействовали на меня. Мне было объяснено это явление. Те из духов Венеры, кот<