Несение машинной стояночной вахты.
5.17. Вахтенный механик должен обратить особое внимание на:
.1 соблюдение всех распоряжений, инструкций и правил, относящихся к проведению ре-монтно-профилактических работ и правил технической эксплуатации оборудования;
.2 состояние контрольно-измерительного оборудования всех энергетических установок, узлов и систем, находящихся в работе;
.3 обеспечение мероприятий, необходимых для предотвращения нарушения требований в отношении загрязнения, предъявляемых местными властями;
.4 состояние льял.
5.18. Вахтенный механик должен:
.1 в аварийной ситуации подать сигналы тревоги, если, по его мнению, этого требует си-туация, и принять все возможные меры для предотвращения нанесения ущерба судну, людям и грузу;
.2 знать требования вахтенного помощника капитана к оборудованию, необходимому для погрузки или выгрузки груза, и дополнительные требования в отношении балластной и других систем управления остойчивостью судна;
.3 совершать регулярные обходы судна для выявления возможных неисправностей или поломок оборудования и принять немедленные меры по их устранению для обеспечения безо-пасности судна, грузовых операций, порта и окружающей среды;
.4 принимать необходимые меры для предотвращения аварий или повреждений различных электрических, электронных, гидравлических, пневматических и механических систем судна;
.5 надлежащим образом вести машинный журнал.
Несение вахты в порту на судах, перевозящих опасные грузы.
5.19. На судне, перевозящем опасный груз, включая взрывчатые, воспламеняющиеся, ядо-витые, вредные для здоровья или загрязняющие окружающую среду вещества, капитан должен обеспечить несение безопасной вахты.
5.20. На судах, перевозящих опасные грузы, иные чем навалочные или наливные, капитан должен полностью учитывать характер, количество, упаковку и размещение опасных грузов, а также особые условия на судне, на прилегающей акватории и на берегу.
Устав службы на морских судах РФ: основные задачи и состав судового экипажа; командный состав и судовая команда
Основные задачи и состав судового экипажа
4.1. Эксплуатация судна осуществляется судовым экипажем. Основными задачами
судового экипажа являются обеспечение безопасной эксплуатации судна, предотвращения
причинения ущерба судну , находящимся на нем людям , грузу, имуществу и окружающей среде,
защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях. В
состав судового экипажа входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда . К
командному составу кроме капитана относятся помощники капитана , механики,
электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц , не относящихся
к командному составу. По конвенционной градации судовой экипаж подразделяется на
палубную и машинную команды . Старший помощник капитана , вахтенные помощники
капитана и матросы образуют палубную команду . Старший ( главный ) механик, второй и
вахтенные механики, электромеханики, мотористы и электрики образуют машинную команду .
Другие члены судового экипажа распределяются по командам в зависимости от основных выполняемых ими должностных обязанностей .
4.3. Состав и численность судового экипажа устанавливается судовладельцем исходя из
назначения , типа , размеров , технической оснащенности, энергетической вооруженности и
эргономнокомпактности( меры автоматизации), условий и особенностей плавания судна. При
этом состав и численность судового экипажа не может быть ниже минимальных норм,
предусмотренных международными и национальными нормативно-правовыми документами .
Минимальные нормы состава и численности судового экипажа устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти в области транспорта ( по согласованию с профсоюзными
органами) с учетом необходимости обеспечения безопасности мореплавания, соблюдения
требований к продолжительности рабочего времени и недопущения перегрузки членов судового
экипажа . Свидетельство о минимальном составе и численности судового экипажа выдается
капитаном морского порта, в котором осуществлена регистрация судна.
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ И СУДОВАЯ КОМАНДА
Старший помощник капитана
6.1. Старший помощник подчиняется капитану , является его первым заместителем ,
возглавляет палубную команду и руководит работами вахтенных помощников капитана . Он
должен быть готов в любое время заменить капитана и принять на себя командование судном.
Учитывая исключительную ответственность капитана за безопасность судна, и что старший
помощник должен быть готов в любое время взять на себя эту ответственность , его
компетентность и профессионализм должны соответствовать компетентности и
профессионализму капитана применительно к этой ответственности на уровне управления ,
Старшему помощнику административно подчинен весь судовой экипаж и его
распоряжения по организации службы и распорядка дня на судне, аварийным и авральным
работам, тревогам , подготовке судна к приходу и отходу обязательны для всех членов судового
экипажа .
Старший ( главный ) механик
6.7. Старший ( главный ) механик подчиняется капитану , является его заместителем по
технической эксплуатации судна. Он возглавляет машинную команду и руководит работами
вахтенных механиков с традиционно или периодически безвахтеннообслуживаемым
машинным помещением и электромехаников . Он должен обладать компетентностью и
профессионализмом применительно к выполняемым им на уровне управления основным
функциям — морской механики, электрооборудования, электронной аппаратуры и систем
управления , технического обслуживания и ремонта и управления эксплуатацией судового
механического комплекса и знать международные и национальные правила и нормы поих
конструктивной , экологической и технико -эксплуатационной безопасности судов.
Второй механик
6.13. Второй механик подчиняется старшему ( главному ) механику и является его первым
заместителем . Он должен быть готов в любое время заменить старшего ( главного ) механика и
принять на себя ответственность за технико-эксплуатационную надежность и безопасность
судна. Учитывая важное значение ответственности старшего С главного '» механика в
обеспечении технико-эксплуатационной надежности и безопасности судна и что второй механик должен быть готов в любое время взять на себя эту
ответственность , его компетентность и профессионализм должны соответствовать ком -
петентности и профессионализму старшего (главного ) механика применительно к этой
ответственности на уровне управления .
Начальник радиостанции
6.14. Начальником радиостанции (радиооператором) является лицо судового экипажа ,
работающее на радиостанции судна, имеющего такую радиостанцию согласно требованиям
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74). Он
подчиняется непосредственно капитану и несет ответственность за радиовахту в соответствии с
Регламентом радиосвязи , радиосвязь судна, техническое состояние, готовность к действию и
выполнение предусмотренных Международной конвенцией по охране человеческой жизни на
море (SOLAS-74) проверок всех средств связи и радионавигации и регистрации этих проверок .