Средний и старший дошкольный возраст

Счетная деятельность детей среднего и старшего возраста отличается только границами счета, поэтому описание диагностики будет одинаково. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Состоит из определения уровня сформированности счетной деятельности и знания о числах:

1. Развитие счетных умений диагностируется через: а) задание пересчитать множества; б) игру «Что изменилось?».

2. Понимание независимости числа от качественных и количественных показателей – через игру типа «лото», «Найди столько же».

3. Знание количественного состава числа из единиц (старшая группа) – через игру «Я знаю пять имен девочек…». Знание количественного состава числа из двух меньших чисел (старшая группа) – через игру «Достань морковку».

4. Понимание связи и отношений между смежными числами диагностируется через игру «Найди пропущенное число» или компьютерную игру «Соседи».

В среднем дошкольном возрасте следует ограничиться 1-ой, 2-ой, 4-ой позицией, а в старшем дошкольном возрасте диагностика проводится по всем критериям (Таблица № 2).

Таблица № 2

Диагностическая таблица сформированности счетной деятельности и представлений о числах

Область знаний и критерий оценки Уровень Показатели сформированности Имя ребенка
1.Развитие счетных умений (до 5 – средний возраст, до 10 – старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности действия и интериоризации счета. Высокий Средний Низкий Самостоятельно правильно считает. Считает про себя, определяет элементы множества глазами. Безошибочно определяет место предмета при пересчете слева направо, справа налево. Иногда делает ошибки при счете про себя. Чтобы правильно пересчитать, дотрагивается рукой до предметов, проговаривает слова – числительные вслух. Делает ошибки в порядковом счете. Не придерживается правил количественного и порядкового счета. Без помощи взрослого не считает.  
2.Понимание независимости числа от качественных и пространственных показателей (до 5 – средний возраст, до 10 – старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности. Высокий Средний Низкий Самостоятельно отыскивает равные множества, элементы которых отличаются по цвету, форме, величине, пространственному расположению. Иногда допускает ошибки. При указании взрослого обращает внимание и самостоятельно исправляет. Без помощи взрослого с выполнением задания не справляется.  
3.Знание количественного состава числа из единиц и двух меньших чисел (только старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности; наличие или отсутствие ошибок; объем знания вариантов состава числа. Высокий Средний Низкий Самостоятельно составляет множества из единиц. Самостоятельно составляет множества из двух чисел, сохраняя при этом количественные границы множества. Знает разные варианты состава одного и того же числа. При указании взрослого отыскивает свою ошибку и исправляет ее. При составлении множества из двух частей ограничивается 1-2 вариантами. В большинстве случаев не выполняет задания. Без помощи взрослого не может составить множества.  
4.Понимание связи и отношений между смежными числами (до 5 – средний возраст, до 10 – старший возраст). Критерий оценки: степень проявления самостоятельности. Высокий Средний Низкий Самостоятельно находит большее и меньшее число (или пропущенное) Иногда делает ошибки, при указании взрослого сам находит ошибку и исправляет ее. В большинстве случаев ошибается. Без помощи взрослого не может найти и исправить ошибку.  

Литература

Основная

1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.

Лабораторное занятие № 11

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Вопросы для подготовки

1. Дидактические средства, учебные пособия и материалы.

Задания

1. Подготовить реферат (сообщение) или выступление в виде мультимедийной презентации по следующим вопросам:

  • логические блоки Дьенеша;
  • цветные палочки Кюизенера;
  • дидактические материалы М. Монтессори;
  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор» и др.;
  • Разные варианты уникубов и др.

2. Законспектировать краткое содержание рефератов (сообщений).

3. Подготовить примерный комплекс заданий с играми-головоломками.

4. Изготовить пособие игр-головоломок («Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.) из плотного картона. Рекомендации по изготовлению студенты могут получить в статье Михайловой З.А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» («Дошкольное воспитание», №8, 1998).

5. Придумать свои варианты аналогичных игр. Составить план обучения детей этим играм.

6. Организовать проведение игр-головоломок на занятии.

Литература

Основная

1. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Дополнительная

1. Логика и математика для дошкольников / Сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб., 1996.

Лабораторное занятие № 12

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Вопросы для подготовки

1. Специфика организации разных форм разных видов деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения.

2. Специфика методов и приемов знакомства детей разных возрастных групп с элементами математики.

Задания

1. Продумать различные способы организации детей в разных возрастных группах в различных видах деятельности с математическим содержанием.

2. Ознакомиться с содержанием писем, вынести на коллективное аудиторное обсуждение.

В журнал «Дошкольное воспитание» пришло такое письмо: «Хочу поделиться с вами тем, что меня волнует и беспокоит. Наша дочь очень способный ребенок. Память у нее отличная, она не просто запоминает, а все понимает и объяснить потом может сама. Галя всегда очень любила слушать, как ей читают книжки, и постепенно, рассматривая заголовки, с нашей помощью выучила все буквы. Потом ее просто захватило желание научиться читать. То же самое произошло со счетом. Мы ее научили читать и считать, даже производить простые арифметические действия сложения и вычитания. Теперь Гале 5 лет, она может читать книги и просит нас научить ее складывать и вычитать в пределах сотни … Мы не знаем, что делать дальше. Ведь если учить, то не будет ли ей скучно в школе? А может быть, несмотря на ее просьбы, не заниматься с ней?».

Вопрос студентам: Что бы вы ответили обеспокоенным родителям? Учить или не учить ребенка до школы?

В редакцию журнала «Дошкольное воспитание» обратились родители пятилетней девочки с таким письмом: «Наша дочь до трех лет развивалась, как все, без каких-либо особых отличий. Девочка послушная, любознательная, добрая. В 3 года мы отдали ее в детский сад. Там она на занятиях научилась лепить из пластилина. И тут все началось. Теперь это ее любимое занятие. Она не играет в обычные игрушки, она лепит их сама из пластилина и играет в них. Лепит буквально все: людей, зверей, мебель, машины, дома и т.д. У нее уже свой вылепленный зоопарк, магазин, дом. Причем лепить может часами, не отрываясь, даже обедать не дозовешься. Если ей мешают, становится грубой и вредной. Получается у нее неплохо. У нас в роду этим никто не занимался. Помочь мы ей ничем не можем, потому что не умеем. Даже не знаем, что делать. Может, у нее правда талант? Может быть, стоит его развивать? Но не сделает ли это ее развитие односторонним? Может, обратиться к специалистам. Посоветуйте, что делать… ».

Вопрос студентам: Что бы вы ответили родителям?

Литература

Основная

1. Будько, Т.С. Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Мн., 1998.

2. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.

Дополнительная

1. Практикум по дошкольной педагогике. - М., 1998. – 157 с.

2. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. - М., 1992.

3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Е.И. Ерофеева и др. - М., 1992.

Наши рекомендации