Анализ занятий (аппликация, конструирование) в разновозрастных группах по обучению детей делению целого предмета на части
Вопросы для подготовки
1. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет).
2. Показ независимости числа от качественных и пространственных характеристик множеств.
3. Число как результат измерения (5-ый год жизни).
4. Деление целого предмета на равные части (4 – 6 лет).
Задания
1. Подобрать упражнения по обучению детей отсчитыванию предметов по образцу (по 2), по названному числу (по 2).
2. Подобрать упражнения по обобщению разных групп предметов по признаку числа (5-ый год жизни).
3. Провести анализ занятий по аппликации и конструированию во всех возрастных группах по обучению детей делению целого предмета на 2 (4), 8 и 16 частей.
4. Разработать мини-конспект по обучению детей делению целого предмета на 2 (4), 8 и 16 частей согласно программным требованиям.
5. Прочитать и проанализировать следующие примеры занятий:
а) воспитатель принес на занятие куклу Наташу, угостил ее конфетой, яблоком. Вскоре пришла кукла Лена в гости, и дети предложили разделить угощение между двумя куклами. Воспитатель разрезал яблоко на две части, сравнил их и сказал, что это половины целого. Так же разрезал и сравнил конфету и ее половины. После этого предложил детям разделить лист бумаги на две половины, ровно его сложить и разорвать на части. Как только дети выполнили задание, воспитатель задал им вопросы: «На сколько частей вы разделили лист? Как по-другому можно назвать половину листа? Что больше: целый лист или его половина? Сколько раз вы сложили лист, чтобы разделить его на две части?»
Вопросы вызывали у детей затруднения, и они давали нечеткие ответы.
б) Воспитательница показала детям лист бумаги и сказала: «Сегодня утром Коля и Наташа попросили у меня для рисования листы бумаги, а у меня был только один, вот такой. Но я сделала так, что и мальчик и девочка смогли рисовать. Как вы думаете, что я сделала?» Дети предположили, что воспитательница ходила в другую группу и попросила там еще один лист. Воспитательница, выслушав детей, показывает, как она разделила лист на две равные части. Поставив обе половины на доску, она сравнивает целый лист с каждой его частью, спрашивая при этом детей: что больше: целый лист или его часть? Сколько частей получилось, когда я сложила лист? Как можно назвать одну из частей листа? Равны ли половинки листа?» После чего дети сами делят лежащие у них листы бумаги на две части.
Когда воспитательница начала задавать вопросы на сравнение, большинство детей отвечало правильно.
ДЛЯ ПОРТФОЛИО
1. 4 упражнения по обучению детей отсчитыванию предметов по образцу, по названному числу.
2. 4 мини-конспекта по обучению детей делению целого предмета на 2 (4), 8 и 16 частей.
Литература
Основная
1. Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Минск, 1998.
2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А.М. Леушина. - М., 1974.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.
4. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Дополнительная
1. Грин, Р. Введение в мир числа. / Р. Грин, В. Лаксон. - М., 1982.
РАЗДЕЛ 7. Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей дошкольного возраста
Лабораторное занятие № 9
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ
У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Вопросы для подготовки
1. Пространственное моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Задания
1. Разработать 1 мини-конспект ситуации. Создать мини-ситуацию «Наведи порядок» с использованием иллюстраций, картинок, предметов или других средств.
2. Провести игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом».
3. Подготовить 10 примеров графического диктанта.
4. Выполнить письменно графический диктант под диктовку.
5. Разработать план-схему «Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Поиск кладов», «Мы — пешеходы» (1 на выбор).
ДЛЯ ПОРТФОЛИО
1. 1 мини-конспект ситуации с приложением использованных дидактических средств.
2. 10 примеров графического диктанта.
3. 1 мини-конспект плана-схемы по выбору студента.
Литература
Основная
1. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА – М., 2006. – 208 с.
2. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
РАЗДЕЛ 10. Организация процесса формирования и развития элементарных математических представлений у детей в дошкольном учреждении
Лабораторное занятие № 10