Проблема зарождения науки. Соотношение философского научного и технического знания.

Проблема зарождения науки. Соотношение философского научного и технического знания.

Формирование науки начинается вместе со становлением человека как разумного существа. Преднаучное знание носило синкретический характер, то есть в нем не существовало разделения на субъект и объект познания. Знания о мире носили утилитарный характер и развивались в рамках мифологического мышления. Это была еще не наука, а лишь первичное накопление знаний о мире. Одной из причин возникновения науки становится формирование субъектно-объектных отношений между человеком и миром и усложнение познавательной деятельности.

Как правило, прогресс общества связывают с развитием науки и техники. Научно-технические революции коренным образом изменяют общество, выводя его на новый качественный уровень развития. В современном сознании наука и техника тесно переплетаются. Поэтому необходимо определить - в чем заключается связь науки и техники, всегда ли существовала эта связь.

В качестве техники выступают - знания, навыки, приемы, используемые в деятельности с орудиями труда, и сами орудия, вовлекаемые в деятельность человека. Согласно представлениям о технике, господствующей в сознании западного человека, техника не является таковой без деятельности человека. Любой предмет и техника как таковая проявляют свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек. Поэтому техника является промежуточным звеном между человеком и природой.

Пока при определении техники мы касались орудий, механизмов. Однако существует техника плавания, бега на лыжах, техника воспитания воли и т.д. То есть объектом использования техники может быть сам человек, его способности. Главное - необходимо знать действия, их последовательность для достижения определенной цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на который направлены действия, изменение его состояния, характеристик.

По-разному техника трактовалась в истории мысли. В марксистской традиции - как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру - как наша первооснова, сущностная характеристика человека, способ самореализации человечества. Рассматривая технику в узком смысле, ее трактуют как совокупность артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной, преобразовательно-конструктивной деятельности. Существует достаточно много определений техники. Однако в них присутствует фундаментальное свойство техники – принцип преобразования.

Таким образом, технику можно определить как знания, навыки, приемы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Теперь мы можем определить наиболее существенное отличие науки и техники. Техника всегда направлена на практическое применение. Наука же возникла в Древней Греции как рациональный способ познания истины ради самой истины. И современная наука не может существовать без фундаментальных исследований.

Сближает науку и технику сам человек, его творчество. Открытие физической закономерности и создание технического проекта есть процесс создания нового, процесс деятельности разума. Разум человека достиг высокой степени осознания науки и техники, когда вырисовываются их возможности, границы и тупики развития. Научная деятельность предполагает сознательную деятельность по выработке нового знания. Научное знание – знание систематизированное и осознаваемое. Возникнуть наука могла на определенном качественном уровне развития человека и общества. Техника же - более древний феномен, чем наука, она появилась еще у доисторического человека. Для понимания современной техники необходимо проследить ее эволюцию.

Постнеклассическая

Постнеклассическая наука. Во второй половине XX в. формируется новый образ науки — постнеклассическая наука. Во многом картина процесса формирования этой науки еще мозаична, но определенные тенденции все же наметились. Наряду с дисциплинарными исследованиями на первый план выдвигаются междисциплинарные формы исследовательской деятельности, ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом В.И. Вернадский видел отличительную особенность науки XX в. Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассичеекой науки опреде­ляется комплексными исследовательскими программами. В связи с этим возникают новые формы синтеза наук, новые классы наук.

У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов наук, стояли В.В. Докучаев и его выдающийся ученик В.И. Вернадский, заложивший основы биосферного класса наук, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии, основы которой были определены В.Н. Сукачевым. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития наук подхватил Н.В. Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая наука, — человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные характеристики имеют антропологическое выражение

Логика и язык науки

Понятие логика возникло от греческого слова logos, что означает разум. Обычно, в повседневных языковых структурах мы используем слово «логика» для обозначения некой последовательности и связи вещей, понятий, действий. Логика выступает в качестве науки, имеет структуру, объект и предмет своего исследования.

Объектом логики является мышление

Задачи логики:

1. выявить наиболее общие понятия, необходимые для мышления;

2. вскрыть природу этих понятий;

3. показать их функционирование в процессе мышления.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Методы можно подразделить на три группы:

1. универсальные методы познания основаны на общих принципах и закономерностях мышления.

2. общенаучные методы применяются всеми науками. Эксперимент, наблюдение, гипотетико-дедуктивный метод.

3. методы частных наук – это специальные законы и теории. Методы спектрального анализа в физике и химии.

Теоретические методы.

Понятие теория происходит от греческого слова «созерцание».

1. Анализ - (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика анализа зависит от природы исследуемого объекта

2. Идеализация – предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета и введение признаков нереализуемых в действительности. В результате идеализации образуется идеальный объект. Мысленный эксперимент над И.О. и их системами позволяет зафиксировать закономерности, недоступные при изучении реальных объектов в многообразии их эмпирических свойств. Например, математическая точка или отсутствие трения.

3. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных, интересующих исследователя признаков, свойств и отношений.

Виды абстрагирования: абстракция отождествления (выделение общих свойств), изолирующая абстракция.

4. Индукция – движение знания от частного к общему. Существует неполная и полная индукция. Первым проблему индукции поставил Аристотель, который считал, что путем простого накопления фактов, можно прийти к целостной теории. Однако в 17 веке Ф.Бэкон выдвинул идею «черного лебедя» и указал, что индукция Аристотеля является неполной. По Бэкону индукция состоит из: таблиц присутствия, таблиц отсутствия, таблиц качеств и таблиц сравнений.

5. Дедукция – движение знания от общего к частному, метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики.

Все люди смертны.

Сократ – человек.

Следовательно, Сократ смертен.

6. Моделирование – метод исследования, при котором интересующий исследователя объект заменяется другим объектом (моделью), подобный первому. При изучении модели знания переносятся на оригинал.

В процессе моделирования вычленяются три составляющих: объект, субъект, модель. Этот метод осуществляется в несколько этапов: 1) сбор знаний об объекте; 2)формирование модели; 3) изучение модели; 4) перенос знаний с модели на оригинал; 5) эмпирическая проверка знаний.

7. Формализация

Наука Древнего Египта

Египтяне разделили год на три сезона, по 4 месяца каждый. Каждый месяц имел 3 декады по 10 дней. В году находилось 36 декад, каждая из которых относилась к своему созвездию, которые были названы в честь богов. Последний месяц имел 5 добавочных дней. Это говорило о том, что египтяне составили годовой календарь с 365 днями. Начало года они сопоставили с подъемом воды в Ниле, а если точнее, то год у египтян начинался 19 июля по нынешнему календарю. Этот день характеризовался восходом самой яркой звезды – Сириуса. Также египтяне разделили сутки на 24 часа, но величина часа в то время не имела постоянного значения и могла изменяться. Это обусловлено временами года (летние часы были длиннее, ночные кроткими, зимние длинными).

Египтяне изучали небо без специальной оптики, и они видели, какие планеты движутся, а какие небесные тела остаются неподвижными. Были описаны созвездия, которые имели названия животных (Бык, Скорпион, Гиппопотам, Крокодил и т.д.). Египетские астрологи создали карты небесного неба, а одна из точных карт неба была нанесена на потолок гробницы Сенмута, который был фаворитом царицы Хатшепсут.

Определенные знания из области современной математики были известны и в Древней Индии. Например, в религии джайнизма поощряли математические исследования, в священных книгах джайнизма обнаружено число Проблема зарождения науки. Соотношение философского научного и технического знания. - student2.ru .

Однако наличие знания о счете, площадях фигур еще не означает, что знания являлись научными. Знание на Древнем Востоке не является научным по следующим причинам:

— не было механизма выработки нового знания;

— знание не изменялось;

— не было необходимости доказывать знание;

— знание имело закрытый характер;

— знание имело практическиприкладной характер;

— не было различий между точными и приближенными способами решения задач.

Научное знание Античности

Универсальная цивилизация, породившая универсалистский подход к миру и саму форму научного мышления, возникает в античной Греции из цивилизации традиционалистской.

В Античности возникает особое отношение к знанию, которое стало строится не на авторитете, а на принципах логического доказательства.

Пифагорейцы впервые пришли к убеждению, что книга природы написана на языке математики, что спустя почти два тысячелетия начал утверждать Г. Галилей. Пифагорейцы признавали математические начала за начала всего существующего. Числа у них получали характер, теряли абстрактное начало и олицетворяли какое-либо явление.

Проблема зарождения науки. Соотношение философского научного и технического знания.

Формирование науки начинается вместе со становлением человека как разумного существа. Преднаучное знание носило синкретический характер, то есть в нем не существовало разделения на субъект и объект познания. Знания о мире носили утилитарный характер и развивались в рамках мифологического мышления. Это была еще не наука, а лишь первичное накопление знаний о мире. Одной из причин возникновения науки становится формирование субъектно-объектных отношений между человеком и миром и усложнение познавательной деятельности.

Как правило, прогресс общества связывают с развитием науки и техники. Научно-технические революции коренным образом изменяют общество, выводя его на новый качественный уровень развития. В современном сознании наука и техника тесно переплетаются. Поэтому необходимо определить - в чем заключается связь науки и техники, всегда ли существовала эта связь.

В качестве техники выступают - знания, навыки, приемы, используемые в деятельности с орудиями труда, и сами орудия, вовлекаемые в деятельность человека. Согласно представлениям о технике, господствующей в сознании западного человека, техника не является таковой без деятельности человека. Любой предмет и техника как таковая проявляют свою сущность, лишь вступая во взаимоотношения со своей противоположностью. Для техники противоположностями являются природа и человек. Поэтому техника является промежуточным звеном между человеком и природой.

Пока при определении техники мы касались орудий, механизмов. Однако существует техника плавания, бега на лыжах, техника воспитания воли и т.д. То есть объектом использования техники может быть сам человек, его способности. Главное - необходимо знать действия, их последовательность для достижения определенной цели. При этом целью всегда является преобразование объекта, на который направлены действия, изменение его состояния, характеристик.

По-разному техника трактовалась в истории мысли. В марксистской традиции - как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент. По Хайдеггеру - как наша первооснова, сущностная характеристика человека, способ самореализации человечества. Рассматривая технику в узком смысле, ее трактуют как совокупность артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной, преобразовательно-конструктивной деятельности. Существует достаточно много определений техники. Однако в них присутствует фундаментальное свойство техники – принцип преобразования.

Таким образом, технику можно определить как знания, навыки, приемы, необходимые для преобразования объектов природы, а также сами машины, инструменты, механизмы, вовлекаемые в деятельность человека.

Теперь мы можем определить наиболее существенное отличие науки и техники. Техника всегда направлена на практическое применение. Наука же возникла в Древней Греции как рациональный способ познания истины ради самой истины. И современная наука не может существовать без фундаментальных исследований.

Сближает науку и технику сам человек, его творчество. Открытие физической закономерности и создание технического проекта есть процесс создания нового, процесс деятельности разума. Разум человека достиг высокой степени осознания науки и техники, когда вырисовываются их возможности, границы и тупики развития. Научная деятельность предполагает сознательную деятельность по выработке нового знания. Научное знание – знание систематизированное и осознаваемое. Возникнуть наука могла на определенном качественном уровне развития человека и общества. Техника же - более древний феномен, чем наука, она появилась еще у доисторического человека. Для понимания современной техники необходимо проследить ее эволюцию.

Наши рекомендации