Теория множественного интеллекта в практике начальной школы.
Использование данного подхода в младшей школе сопровождается соответствующей терминологической адаптацией, в частности в названии центров (зон) интеллектуальной активности: «строительный центр», «математический центр», «центр чтения», «музыкальный центр», «центр искусства», «центр совместной работы», «центр индивидуальной работы». Для изучения той или иной темы ученики делятся на группы и последовательно посещают все центры, в каждом из которых выполняют задания соответствующего типа. (Вероятно, историческим аналогом можно считать зоны активности в школах Марии Монтессори).
Учебные результаты, полученные по окончании цикла, свидетельствуют не только о качественном усвоении темы в традиционном смысле, но, (и что может быть более важно), о личностном присвоении, проживании и осмыслении нового знания на образном, математическом, музыкальном, вербальном, кинестетическом, персональном и межличностном уровнях. Обучение становится в радость, поскольку каждый гарантированно получает «свою долю аплодисментов». Учителя отмечают и изменение собственной роли, которую в данном подходе было бы уместно определить как роль фасилитатора образовательного процесса, получающего удовольствие от успехов своих учеников.
Определение типов интеллекта по Гарднеру | Название центров активности | |
Вербально-лингвистический интеллект | Центр чтения | |
Логико-математический интеллект | Математический центр | |
Визуально-пространственный интеллект | Центр искусства (живописи) | |
Музыкальный интеллект | Музыкальный центр | |
Телесно-кинестетический интеллект | Центр строительства (конструирования) | |
Естественно-научный | Центр научных опытов и экспериментов | |
Внутриличностный интеллект | Центр индивидуальной работы | |
Межличностный интеллект | Центр совместной работы |
Обращаем внимание, что подобная организация образовательного пространства через учебные центры (зоны активности) является эффективным, но не единственным педагогическим решением в реализации обучения на основе теории множественного интеллекта.
Используя идеи Г.Гарднера на практике, американские коллеги ориентируются на следующие методические рекомендации, позволяющие различными видами упражнений поддерживать и развивать разные виды интеллекта. [3]
Виды интеллекта | Характер деятельности |
Вербально-лингвистический интеллект | Включает чтение, письмо, говорение, общение на родном и иностранных языках. Это могут быть задания, связанные с чтением интересной книги, словарной игрой, использованием различных текстовых редакторов, дискуссионных форм. |
Логико-математический интеллект | Включает числовые и компьютерные умения, узнавание образцов, шаблонов, взаимосвязей, временных интервалов, числового порядка. Предполагает умение решать логическим путем проблемы разного уровня. Это могут быть задания на классификацию и последовательность действий, числовые и логические игры, решение различных пазлов. |
Визуально-пространственный интеллект | Включает визуальное восприятие окружающей действительности, способность создавать и использовать воображаемые образы, а так же ориентацию в пространстве. Он может быть развит посредством опыта в графическом и пластическом искусстве, совершенствования наблюдательных способностей, решения лабиринтов и других пространственных задач и упражнений на образное восприятие и активное воображение. |
Телесно-кинестетический интеллект | Включает физическую координацию и ловкость, использование мелкой и крупной моторики, и самовыражение или обучение посредством двигательной, физической активности. Он может быть развит через конструирование, танец, различные виды спорта и подвижные игры, пантомиму, а также использование различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения. |
Музыкальный интеллект | Включает понимание и выражение себя посредством музыки и ритма, а также или композиторской, исполнительской и дирижерской деятельности. Он может быть развит посредством слушания музыки, включения в различные ритмические игры, пение, танец или игру на различных музыкальных инструментах. |
Естественно-научный | Включает понимание мира природы (растений, животных), умение заметить их характерные особенности и распределить по категориям; он в целом включает острую наблюдательность и умение классифицировать также и другие вещи. Он может быть развит через исследование природы, составление различных коллекций, изучение и группирование их. |
Внутриличностный интеллект | Включает понимание собственного внутреннего мира мыслей, эмоций, чувств; и совершенствование собственных способностей контролировать их и работать с ними осознанно. Он может быть развит через выполнение самостоятельных проектов, творческую деятельность, различные способы рефлексии. |
Межличностный интеллект | Включает эмпатию, понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать сообща. Он может быть развит через участие в коллективных играх, групповых проектах, дискуссиях, в процессе межкультурного взаимодействия, в инсценировках и ролевых играх. |
Анализ традиционной системы школьного обучения свидетельствует, что в педагогической классно-урочной практике (за исключением специальных дисциплин, таких как музыка, рисование, физкультура), преимущественно используются только два типа интеллекта - вербальный (лингвистический) и логико-математический. В то время, когда знания и умения в этих конкретных областях являются необходимыми, но не достаточными для выживания и успешного существования в современном мире. При этом очевидно, что выявленные Гарднером дополнительные типы интеллекта очень важны для полноценного развития человека. Достаточно часто способности учеников находятся именно в этих интеллектуальных сферах (музыкальной, визуально-пространственной, телесно-кинестетической, внутриличностной, социальной, естественно-научной), которые, увы, недооцениваются в традиционной методике преподавания основных дисциплин. С другой стороны, когда ребенок имеет возможность обучаться с опорой на эти имеющиеся способности, он становится более уверенным и успешным в обучении по самым разным предметам, включая и базовые умения такие как читательская компетентность
Несмотря на критику Теории множественного интеллекта Гарднера со стороны некоторых психологов, многие учителя встретили ее с энтузиазмом, ведь каждый педагог-практик знает, что дети бывают «умны по-разному». Появились различные разработки школ множественного интеллекта, соответствующие программы, учебники и т.д.