Гиперчувствительность к прикосновению (защитное поведение по отношению к тактильным стимулам)

– испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении;

– в младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться, кричать и вырываться;

– болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника;

– боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях);

– пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или когда находится под одеялом);

– не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески;

– не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках);

– избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений;

– противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!);

– не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься;

– воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже , что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать данное воздействие;

– выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных;

– избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных);

– отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.);

– избегает игр с участием рук;

– избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей, блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.;

– не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их;

– чрезмерно боится щекотки;

– раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их;

– раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё время стягивают с себя одежду и подгузники;

– носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой внешним воздействиям;

– не любит, когда моют лицо;

– не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках;

– сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога;

– капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей пищи, не любит пробовать новую пищу;

– отказывается ходить босиком по траве или песку;

– ходит только на цыпочках.

2. Пониженная тактильная чувствительность (гипочувствительность):

– стремится дотрагиваться, дотрагивается до всего и всех;

– чувствует чужое прикосновение, только если оно происходит с повышенной силой;

– не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!);

– может не осознавать свои грязные руки или лицо или не чувствовать насморка;

– может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться или биться головой о стену;

– часто берёт разные предметы в рот;

– часто делает больно другим детям или животным во время игры;

– часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты (например, одеяло);

– ищет контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное взаимодействие;

– очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню;

– любит вибрации или мощные сенсорные воздействия;

– предпочитает и просит чересчур острую, сладкую, кислую или солёную пищу.

3. Слабое тактильное восприятие и различение:

– имеет трудности с мелкой моторикой (застегивание пуговиц, молний, застёжек);

– может не уметь определять с закрытыми глазами, до какой части его/её тела дотронулись;

– может бояться темноты;

– неаккуратно одевается: выглядит неопрятным, не замечает, что штаны перекрутились, рубашка вылезла из-под брюк, на ботинках развязались шнурки, одна штанина поднята, а другая – нет и т.д.;

– испытывает трудности при работе с ножницами, карандашами или столовыми приборами;

– продолжает брать предметы в рот для исследования даже в возрасте старше 2 лет;

– с трудом определяет физические характеристики объектов, форму, размер, текстуру, температуру, массу и т.д.;

– не узнаёт объекты на ощупь. Нуждается в зрительном контакте, например, чтобы достать нужную вещь из рюкзака или парты.

Наши рекомендации