Контрольный список вопросов для проверки наличия нарушений обработки сенсорной информации: признаки и симптомы дисфункции

Контрольный список вопросов для проверки наличия нарушений обработки сенсорной информации: признаки и симптомы дисфункции

Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации.

Тактильные ощущения. Информация от кожных рецепторов о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волосков на коже.

Признаки тактильной дисфункции

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве.

Признаки вестибулярной дисфункции:

1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность):

– избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей);

– предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»;

– избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним;

– в буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет;

– испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска;

– боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки;

– боится отрывать ноги от земли;

– боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям;

– боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной;

– пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле);

– в младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков;

– боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами);

– в младенчестве не любит переворачиваний на живот;

– легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим;

– боится действий, требующих хорошего равновесия;

– избегает быстрых или вращательных движений.

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность):

– постоянно двигается, никогда не стоит на месте;

– страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения;

– обожает, когда подбрасывают вверх;

– может часами кружиться и не испытывать головокружения;

– любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений;

– постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами;

– обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу;

– является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью;

– всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;

– когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой;

– любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке).

3. Слабый мышечный тонус и/или координации:

– имеет слабое, «вялое» тело;

– часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом;

– с трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»);

– часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела;

– быстро устаёт;

– компенсирует «слабость», крепко хватая предметы;

– с трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости;

– с трудом удерживает равновесие при начале падения;

– с трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы;

– не ползал в младенчестве;

– плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок;

– испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.);

– испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.;

– возможно, одинаково владеет обеими руками – часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет;

– испытывает трудности при лизании мороженого;

– не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие;

– трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения.

Контрольный список вопросов для проверки наличия нарушений обработки сенсорной информации: признаки и симптомы дисфункции

Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации.

Наши рекомендации