Кафедра ЭТТМ «Эксплуатация транспортно-технологических машин»
Кафедра ЭТТМ «Эксплуатация транспортно-технологических машин»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению
самостоятельной работы
по дисциплине
«Основы научных исследований»
для студентов всех специальностей филиала
дневной и заочной форм обучения
Сургут 2015
Утверждено учебно-методической комиссией
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Сургутского института нефти и газа (филиала)
Тюменского государственного нефтегазового
университета
Составил: доцент, канд. техн. наук Некрасов В.И.
Оформление: уч. мастер Песчанская М.А.
Сургутский институт нефти и газа (филиал)
Тюменский государственный нефтегазовый университет,
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1Содержание и объем отчета по самостоятельной работе 5
1.1 Основные правила оформления пояснительной записки6
2 Наука. Научное исследование 7
2.1 Основные сведения 7
Методы научного исследования 8
2.3Тесты: 10
3 Предварительная обработка экспериментальных данных 17
3.1 Основные понятия теории вероятностей и математической статистики 17
3.1.1 Относительная частота и вероятность 17
3.1.2 Генеральная совокупность и выборка 18
3.1.3 Вычисление характеристик эмпирических распределений
(выборочных характеристик). Точечные оценки. Моменты 18
3.2 Распределение случайных ошибок измерения 20
3.3 Нормальный закон распределения 21
3.4 Основные законы распределения случайных величин 24
4 Пример статистической обработки данных 26
4.1 Порядок выполнения работы. Варианты заданий 27
4.1.1 Отсев грубых погрешностей 31
4.1.2 Проверка гипотезы нормальности распределения 33
4.2 Тесты 34
5Экспертные оценки 40
5.1Факторы 40
5.2 Априорное ранжирование факторов 41
5.3 Порядок выполнения работы 42
5.4 Варианты заданий 44
5.5 Тесты 46
Приложения 49
Литература 53
ОБОЗНАЧЕНИЯ:
а, µ или МХ– математическое ожидание генеральной совокупности;
h I –частота; D h I – относительная частота (частость) выборки;
Е – погрешность, вероятность быть больше или меньше которой одинакова и равна 0,5;
k –число классов выборки; l – длина интервала;
mk –моментпорядка k; m1н –начальный момент первого порядка;
n – объем выборки; Р(А ) (от англ. probability) – вероятность случайного события А;
R –размах варьирования; S– среднее квадратическое отклонение или стандарт выборки;
-дисперсияэмпирического распределения; V –коэффициент вариации;
- частость случайного события;
∆Х –абсолютное отклонениекаждого наблюдения от среднего;
- среднее арифметическое выборки;
Z –оценка – стандартная случайная величина;
σ – среднее квадратическое отклонение или стандарт генеральной совокупности;
ВВЕДЕНИЕ
Современное производство требует от специалиста умения самостоятельно ставить и решать принципиально новые вопросы, чего нельзя сделать без овладения им ОНИ (основ научных исследований).
Научная подготовка студентов в вузах – одна из важнейших сторон их обучения.
Современный специалист должен: владеть методикой НИ(научных исследований), их планированием и организацией, уметь отбирать и анализировать необходимую информацию, формулировать цель и задачи исследования, обосновывать теоретическую базу, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, оценивать погрешность наблюдений, сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками, формулировать выводы НИ, составлять отчет, доклад или статью по результатам НИ.
Эксперимент занимает центральное место в науке. История развития наук состоит в нахождении перечня факторов, создании многофакторных математических моделей исследуемых явлений и их интерпретации.
Чтобы узнать количество опытов – N = рк, необходимо число уровней факторов «р» возвести в степень числа факторов «к». Для определения однофакторной зависимости достаточно, например, поставит всего 5 опытов. В случае двухфакторной зависимости y = ¦ (x1, x2) при исследовании каждого фактора также по пяти уровням потребуется поставить уже N = 52 = 25 опытов, а простая система с пятью факторами на пяти уровнях имеет 55 = 3125 состояний. В электротехнике для решения шестифакторной зависимости потребовалось несколько десятилетий.
Катастрофическое увеличение числа необходимых опытов с ростом числа учитываемых факторов при многофакторном исследовании в теории эксперимента получило название «проклятие размерности».
В исследование нужно включать все существенные факторы, которые могут влиять на процесс. Если число факторов велико, то нужно обратиться к методам отсеивания несущественных факторов: формализация априорной информации, метод случайного баланса, планы Плакетта-Бермана и др.
В современной высшей школе все большее внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Например, объем самостоятельной работы более чем на порядок превышает объем аудиторных занятий - для студентов заочно-сокращенной формы обучения 100 и 8 часов.
Цель самостоятельной работы – усвоить основные сведения по ОНИ, приобрести практические навыки статистической обработки результатов экспериментальных исследований – предварительной обработки экспериментальных данных: отсев грубых погрешностей (промахов), проверка гипотезы нормальности распределения; применение метода априорного ранжирования факторов для выделения статистически значимых факторов, определяющих исследуемый процесс с использованием коэффициента конкордации и статистического критерия Пирсона (хи-квадрат).
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОТЧЕТА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Отчет по самостоятельной работе должен содержать: цель работы, полную, аккуратно оформленную информацию о порядке расчетов, в том числе, вычисление характеристик эмпирического распределения, таблицу с разбивкой исходных данных на классы и вычислением частот; полигон, гистограмму и кумулятивную линию частот распределения; методику отсева грубых погрешностей и проверки нормальности распределения, расчет показателей асимметрии и эксцесса, заключение о результатах работы.
Отметить на гистограмме среднее арифметическое и доверительные интервалы величиной в один, два и три стандарта, проанализировать гистограмму по показателям асимметрии, эксцесса, уровням доверительной вероятности.
Ответить на тесты и отчитаться перед преподавателем за выполненную работу.
ПЗ (пояснительная записка) к работе должна иметь: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, источники(список литературы).Общий объем пояснительной записки не менее 20 страниц. Помимо текста должны быть рисунки, схемы, таблицы.
Введение содержит актуальность темы и цель работы – не более 1 с.
В оглавлении должны быть указаны заголовки всех разделов (глав) и подразделов работы и номера страниц, где расположены эти заголовки.
Например:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Предварительная обработка экспериментальных данных 4
1.1 Вычисление характеристик эмпирических распределений
(выборочных характеристик). Точечные оценки. Моменты 4
1.2 Построение гистограммы, полигона распределения и кумулятивной линии 7
1.3 Отсев грубых погрешностей 9
1.3.1 Правило трех сигм 9
1.3.2 Метод максимального относительного отклонения 10
1.3.3 Отсев с использованием распределения Стьюдента 11
1.4 Проверка гипотезы нормальности распределения 12
1.4.1 Метод, основанный на размахе варьирования 12
1.4.2 Проверка по среднему абсолютному отклонению 12
1.4.3 Вероятностная сетка 13
1.4.4 Асимметрия и эксцесс распределения 14
1.4.5 Нечетные центральные моменты 15
1.4.6 Доверительные интервалы при различной доверительной вероятности 16
2Экспертные оценки 17
2.1 Априорное ранжирование факторов 18
Заключение 19
Источники 20
В основной части пояснительной записке должны быть описаны два раздела: 1Предварительная обработка экспериментальных данных. 2 Априорное ранжирование факторов.
Заключениедолжно отражать результаты выполненной работы.
Список литературы и других источников информации, использованных при написании работы, должен быть помещен в конце пояснительной записки. При написании работы пользуются учебниками и учебными пособиями, предназначенными для вузов. Нельзя использовать только литературу для ПТУ, водителей и слесарей.
1.1 Основные правила оформления пояснительной записки
Пояснительная записка (ПЗ) к работе является техническим отчетом и должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ. При оформлении ПЗ необходимо пользоваться методическими указаниями – Правила оформления рефератов, контрольных и курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
ПЗ выполняется в текстовом режиме Word шрифтом Times New Roman N 14на светлой (белой) бумаге и брошюруется в папку формата А4 (297х210 мм). При заполнении листов только с одной стороны текст следует оформлять с соблюдением следующих размеров полей: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацы в тексте начинают с отступом в 15…18 мм.
При оформлении ПЗ машинописным способом текст должен быть отпечатан через полтора межстрочных интервала, в том числе с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. Допускается печатать записку через два межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм. Шрифт машинки должен быть четким, лента четного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть одинаковой.
Страницы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на последующих станицах номер проставляют по центру в нижней части листа как при дипломном проектировании (ранее номер страницы размещали в правом верхнем углу).
Текст записки должен быть четким, ясным, без грамматических ошибок и не допускать различных толкований. Сокращения русских слов и словосочетаний допускается только в соответствии с ГОСТ. Текст документа при необходимости разделяют на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый раздел следует начинать с нового листа, подразделы – по тексту.
Заголовки располагают по центру листа. Заголовки разделов оформляют прописными (крупными) буквами. Заголовки подразделов – строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Все заголовки, кроме введения и заключения, нумеруются арабскими цифрами. Подразделы и параграфы (пункты) нумеруются соответственно двумя или тремя цифрами, разделенными точкой. Расстояние между текстом и заголовком должно быть равно 3…4 интервалам (не менее 15 мм). Подчеркивать заголовки не допускается.
Рисунки(все иллюстрации) помещают сразу за ссылкой в тексте на этот рисунок. Рисунок должен иметь номер и подрисуночную надпись. Рисунки нумеруют в пределах раздела. При небольшом объёме записки допускается сплошная нумерация рисунков. Поясняющие надписи помещают под подрисуночной надписью. Все формулызаписываются отдельной строкой с абзаца с интервалом 7…10 ммот предыдущего и последующего текста. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть раскрыты по тексту перед формулой или перечислены непосредственно после нее. Перечисление символов после формулы должно начинаться со слова “где”. В этом перечислении могут быть приведены значения величин с указанием единиц измерения. После формулы обязательно должен быть приведен пример расчета с постановкой числовых значений в соответствии с символами. Для результата расчета по формуле единицы измерения (в СИ) указываются обязательно. Формулы, знаки, отдельные слова допускается вписывать в отпечатанный текст только черными чернилами или тушью. Опечатки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием “штрихом” и нанесением на том же месте исправленного изображения.
НАУКА. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Основные сведения
Современная техника тесно связана с наукой.
Техника –это комплекс средств и предметов, которые созданы и на основе законов природы используются людьми для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей в условиях конкретной исторической формы общественного производства.
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.
Эта система знаний достигается человеком посредством соответствующих методов познания и выражается в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой.
Цель науки – познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.
Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Познание – это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
Путь познания определяется формулой – от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Процесс познания включает в себя накопление фактов (действительных явлений или событий), эти факты систематизируют и обобщают с помощью понятий, источником которых является материальный мир.
Практика – это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Практика является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
Научное исследование (НИ)– это формаосуществления и развития науки, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель НИ –определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрения их в производство и получения эффекта.
Основой разработкикаждогоНИявляетсяметодология –совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке НИ – это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи.
Для любого НИ общей методологической основой является диалектический метод.
Диалектика –развитие, борьба нового со старым – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей, теория и метод познания и преобразования действительности.
Метафизика –метод мышления, противоположный диалектике, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимной связи, а в состоянии покоя, разрозненно. Отрицание развития, движение – это простое перемещение в пространстве.
ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА.
Метод?
1. Это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какие-либо другие процессы.
2. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
3.Это подход к явлениям природы и общества; путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса.
4.Это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества, она является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
Методы НИ?
1. Метафизика. 2.Всеобщий, общенаучные и конкретно-научные.
3. Материалистическая диалектика.
4. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация.
Всеобщий метод?
1.Материалистическая диалектика. 2. Идеалистическая диалектика.
3. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация. 4. Метафизика.
Общенаучные методы?
1. Материалистическая диалектика. 2. Идеалистическая диалектика.
3.Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация. 4.Метафизика.
Анализ?
1. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей этого предмета как единого целого.
2.Мысленное или практическое расчленение предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части единого целого.
3. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
4. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
Синтез?
1.Мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей этого предмета как единого целого.
2. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
3. Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
4. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
Индукция?
1. Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений.
2. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
3. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
4.Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
Дедукция?
1.Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
2. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
3. Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений.
4. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
Аналогия?
1. Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений.
2. Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
3. Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
4.Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
Моделирование?
1.Метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала.
2. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
3. Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений.
4. Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
Виды моделей?
1.Физические и математические. 2. Математические и абстрактные.
3. Физические и химические. 4. Физические и теоретические.
Абстрагирование?
1. Способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
2.Метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих исследователя отдельных признаков и свойств конкретного предмета или явления и мысленном отвлечении их от других признаков, свойств, связей и сторон этого предмета.
3. Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений.
4. Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления.
Теория подобия?
1. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
2.Наиболее развитая область, где как метод при моделировании широко применяется аналогия.
3. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
4. Это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какие-либо другие процессы.
Теория?
1. Отрасль знаний, изучающая законы творческого мышления.
2.Наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
3. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
4. Это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.
Гипотеза?
1. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
2. Теория с большим оттенком надежности и достоверности.
3.Научная догадка или предположение, которое в ходе дополнительного исследования и доказательства может превратиться в научную теорию.
4. Наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
Эвристика?
1. Теория с большим оттенком надежности и достоверности.
2. Это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какие-либо другие процессы.
3. Это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.
4.Отрасль знаний, изучающая законы творческого мышления.
Математическая модель?
1. Объект, которым в процессе моделирования заменяют оригинал.
2. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
3. Наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
4.Это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какие-либо другие процессы.
Закон?
1.Теория с большим оттенком надежности и достоверности.
2. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
3. Наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
4. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей, теория и метод познания и преобразования действительности.
Виды научных задач?
1. Теоретические и физические. 2.Теоретические и эмпирические (экспериментальные).
3. Физические и эмпирические (экспериментальные).
4. Абстрактные и эмпирические (экспериментальные).
Наблюдение?
1. «Пассивный» эксперимент – метод познания, при котором объект изучают при активном вмешательстве в него.
2. «Активный» эксперимент – метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него.
3. «Активный» эксперимент – метод познания, при котором объект изучают при активном вмешательстве в него.
4.«Пассивный» эксперимент – метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него.
Теоретические задачи?
1. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
2. Наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Взаимосвязанная система знаний в той или иной отрасли науки, обобщающая опыт, практику, отражающая объективные закономерности её развития и направленная на дальнейшее преобразование объективной реальности.
3.Направлены на изучение и выявление причин, связей, закономерностей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
4. Направлены на выявление и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов, они решаются различными методами познания: наблюдением и экспериментом.
Эмпирические задачи?
1.Направлены на выявление и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов, они решаются различными методами познания: наблюдением и экспериментом.
2. Направлены на изучение и выявление причин, связей, закономерностей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
3. Идут от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объединить уже известные факты и предсказать новые.
4. Это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества, она является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
Наука?
1. Это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества, она является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
2.Это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социальной деятельности людей.
3. Это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества, она является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
4. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
Цель науки?
1. Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрения их в производство и получения эффекта.
2. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
3.Познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.
4. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Развитие науки?
1. Включает в себя накопление фактов (действительных явлений или событий), эти факты систематизируют и обобщают с помощью понятий, источником которых является материальный мир.
2. Путь научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы.
3.Идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объединить уже известные факты и предсказать новые.
4. Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрения их в производство и получения эффекта.
Путь познания?
1. Активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
2. Осуществление и развитие науки, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
3. Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрения их в производство и получения эффекта.
4.От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический ход познания истины, познания объективной реальности.
Процесс познания?
1. Это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира, его законов.
2. Это активная деятельность людей по преобразованию природы и общества, она является источником научного познания, его движущей силой, мерой проверки истинности результатов познания.
3.Включает в себя накопление фактов (действительных явлений или событий), эти факты систематизируют и обобщают с помощью понятий, источником которых является материальный мир.
4. Форма осуществления и развития науки, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Познание