Всеобщая первоначальная энергия и её видоизменения.
ВСЕОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ ПРИРОДЫ
Из доступных астрологических знаний широкой публике стало известно, что существуют четыре стихии Природы: «огонь, воздух, вода и земля».
Никто никогда не видел стихии «Огня». Его присутствие узнается по теплу, свету и движению.
«Воздух» мы ощущаем, когда движемся быстро, а его непосредственное движение отмечается по движению ветра.
«Воду» мы видим и ощущаем, но она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который влита.
«Земля» зрима, ощущаема, имеет форму и доступна исследованию всех органов чувств.
Таким образом, говоря о стихиях, древние подразумевали различные состояния плотности Материи и возможность исследования ее нашим естеством. Ясно, что наименование стихий условно, символично. Ясно, что под землею подразумевается та "плотная" материя [твердая, жидкая и газообразная|*, которую изучают наши современные ученые. Эта Стихия или Элемент состоит из простейших элементов или элементалов**, которые нам известны под названием атомов.
*Сюда же — к "плотном" материи — следует отнести известные нам физические поля, связанные с 4-м физическими взаимодействиями: электромагнитным, сильным, слабым и гравитационным
**Под элементалами здесь понимаются элементальные (стихийные духи), силы Природы, порождаемые и направляемые Божественными Сущностями. Эти духи являются посредниками каждого естественного феномена. Их называют также элементами. "Вселенная происходит из Величайшей Единой Духовной Сущности — из Источника Духа и Материи. Эта Единая Сущность при начале Манвантары дифференцируется на Семь Элементов, при дальнейшем дроблении возникают все более мелкие Сущности, вплоть до духов, образующие известные науке элементы" (ТД.)
Простейшим из них является атом водорода. (Аналогично, под Стихией воды подразумевается субстанция следующего, более тонкого Плана Бытия Единой Духо-Матерпи; этот план называют Астральным планом или Кама-Лока. Стихия «Воздух» соответствует следующему, еще более тонкому и более высокому Плану Бытия — Ментальному. Под Стихией «Огонь» подразумевается Огненный Мир или Мир Духа, который охватывает различные еще более тонкие и высокие Планы: Буддхи, Аtmа и т.д.
В основании каждой Стихии или Миров Материи лежит Первичная Субстанция этого Мира. Каждый Мир имеет свою Первичную Субстанцию, каждая из которых является разновидностью Единой Первичной Субстанции всех Миров, всех Стихий, иначе говоря Огнем.
Огонь есть Первичный Единый Элемент. Потому можно сказать, что «Вода» (Астральный План) есть Жидкий Огонь, Земля (наш плотный физический мир) есть Твердый Огонь, а Воздух (Ментальный план) есть Газообразный Огонь.
Единый Огонь пронизывает все Стихии Природы. Газообразный Огонь проницает Стихию Воды и Земли, но его бытие кончается на границе Огненного Мира. Жидкий Огонь проникает Твердый Огонь, но ему недоступны миры "Газообразный" и "Огненный". Плотный Огонь не может проникнуть во все вышестоящие миры. Поэтому и глаз плотного человека не может видеть миры Тонкие, Миры "Надземные".
Философия Востока учит нас о существовании Духа и Материи. Дух без Материи неуловим, потому говорится, что "Дух без Материи ничто". Материя без Духа мертва. Дух есть жизнь и причина жизни материи. Но философия учит о существовании ТОГО, что есть ни Дух, ни Материя, но и то и другое вместе, о существовании ТОГО, что на Западе называют Абсолютом, того, что евреи называют Эйн-Соф, ведантисты — Парабраманом, другие религии – Сат и т.д.
Это ультимативное ЕДИНСТВО является и Силой и Материей одновременно, является Живой Сущностью, которая скрыта от нашего познавания. Она может быть познана лишь через Высшую Материю, лежащую в основе каждой Материи, т.е. через "Корень" или Начало Материи, или через Мулапракрити Ведантистов, через Единую Первичную Субстанцию, через Огонь, Огненную Энергию или Шакти — через Энергию Матери Мира.
Каждый мир Вселенной, каждая сфера стихий строится или проявляется по образу и подобию предыдущей, вышестоящей сферы. Каждая стихия является ни духом, ни материей, но и тем и другим данного мира, т.е. той живой, разумной Сущностью, которая дифференцирует из себя Самой определенные силы и частицы (или материю) носителей этих сил. Эти элементарные частицы стихий называются элементалами*, элементальными духами, простейшими частицами – сущностями, из которых образуются все абстрактные и конкретные формы, существующие в плане данной стихии.
* Здесь следует избежать ошибки в терминологии, ибо элементалами часто называют развоплощенных сущностей низкого порядка, которых правильнее называть элементарий. "Элементарии" ("духи") — это астральные оболочки людей, которые ещё при жизни на Земле «вследствие бесчисленных преступлений против духа, утратили связь со своими высшими принципами. После смерти своих физических тел они притягиваются к тем грубым эманациям, которыми они только и жили на Земле. Они тянутся к тем зловонным, удушливым элементам, которые невыносимы для чистых развоплощённых существ. После времени той или иной длительности эти материалистические души начинают разлагаться, пока, наконец, точно столб тумана, не растворятся атом за атомом, в окружающие элементы." ("Разоблаченная Изида")
Всего Стихий, как и всего, что существует в проявленном Мире, СЕМЬ. (Точно также в каждом Мире существует семь различных градаций плотности материи этого Мира (семь стихий).) Но нам известны (в нашем мире) только четыре стихии, потому что эволюция нашей планеты и человечества находится только ещё в Четвертом глобусном Круге. Каждый Круг приносит человечеству познание определенной стихии (или Первичной Субстанции своего Круга). В Пятом Круге мы познаем ещё одну, Пятую стихию Природы. Познаем не потому, что она не существует сейчас, но потому, что в Пятом Круге мы разовьем в себе орган познания этой Материи-Силы, также как в Шестом Круге мы разовьём познание Шестой, а в Седьмом Круге познание Седьмой Стихии.
В каждой Коренной Расе, или подразделении Большого Круга, мы получаем какое-то приближение к определённой, ещё не существующей для нас стихии. Например, в 5-ой Расе нашего Четвертого Круга мы получили какое-то начальное представление о Пятой Стихии и она даже получила название. У некоторых философов и ученых эта Пятая Стихия была названа «эфиром». Но полное представление о ней будет получено лишь в Пятом Глобусном Круге, также как первый намек о ней, "первый камень" в орган её познания, был уже заложен в Пятой Расе Первого Круга, т.е. многие миллионы лет назад. Когда мы говорим о познании, то тем самым говорим и уже о некотором овладении этой стихией.
Каждая Стихия составлена живыми Сущностями или Стихийными Духами различных степеней, иерархически подчинённых друг другу. Таким образом, можно сказать, что во главе каждой Стихии стоит определенная Космическая Индивидуальность, которая Двойственна, так как, чтобы проявиться, необходимо взаимодействие Двух Начал – Мужского и Женского, Духа и Материи.
Именно, разделение Андрогина на два Начала и означает проявление и творение определенного Плана, Мира или Стихии.
Стихия есть Матерь Мира, которая рождает Семь Творцов, Семь Сыновей — Семь Логосов. Эти Семь Главнейших Иерархов, или Разумов используют Мудрость или Энергию своей Матери для построения определённого Мира. Они создают, прежде всего, проявленных Носительниц энергии своей Матери, своих "дочерей", которые становятся их "Супругами" и начинают творить "потомство". Таким образом, Матерь, Сыновья и их Супруги порождают всё, что существует в каждом Мире, а следовательно, и во всех Мирах. Единая Матерь, но каждый Мир знает её, как Огонь, как Воздух, как Воду и как Землю.
"Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности!
Ты жила в культах древних, КАК ЗЕМЛЯ, КАК СОЛНЦЕ (Эфир),
КАК ОГОНЬ, КАК ВОЗДУХ, КАК ВОДА..." (кн."Беспредельность", §38).
Значит, как Стихия! Существует Единая Огненная Стихия (ОГОНЬ) — Матерь Вселенной, и все остальные Стихии есть ЕЕ аспекты и дифференциации. Все бесчисленные малые сущности и великие Сущности являются Ее порождениями, Ее детьми, созданными с помощью Ее Семи Сыновей. Бесчисленные иерархии стихийных духов порождены Ее Сыновьями — Логосами. Сферы Стихий это и есть "Покровы" Матери Мира.
По статье Н.А.Уранова «Стихии»,18.08.1972
Мозговые локализации.
Сосредоточение внимания на тех или иных частях мозга вызывает различные эффекты. Эти части некоторые оккультисты называют "мозговыми локализациями".
Представим себе мозг человека нарисованным ввиде круга, разделенного радиусами на восемь равных частей или сегментов
Индусы помещают (по некоторым наблюдениям):
…в правой передней /№1/ части мозга – терпение, благородство;
…в правой /№2/ – сонливость, вялость, дурные мысли;
…в правой /№3/ – гнев, печаль;
…в правой задней части /№4/ - зависть, ревность;
…в задней левой части /№5/ - веселость, нежность;
…в левой части /№6/ - беспокойство, апатию, нетерпение;
…в левой /№7/ - любовь, радость, красота;
…в левой передней части /№8/ - религиозные чувства, примирительные настроения, возвышенные размышления.
…В центре круга, 9-ая точка - шишковидное тело "САХАСРАРА" – это духовность, высокая психическая работа.
Теперь о цветах излучаемой энергии указанными частями или сегментами мозга: №1 - белый, №2 - красный, №3 - черный, №4 - голубой, №5 - коричневый, №6 - синий, №7 - желтый, №8 - белый и в центре - лиловый.
При нормальной работе душевных принципов личности человека распределение психической энергии /"ОДЖАС"/ между теми или иными частями мозга происходит естественно, само собой, без участия воли и физического сознания, потому использовать искусственные /т.е.насильственные/ методы распределения энергии весьма нежелательно - это может привести к нарушению психического равновесия организма и, следовательно, к сумасшествию и одержанию.
ЖУД - ШИ
О Психической энергии.
Среди многих откровений, выданных нам Учением Жизни, особое место принадлежит психической энергии. Это тот алмаз, который носит при себе человек. Только один постоянно его шлифует, превращая в бриллиант сорока девяти граней, а другой из жизни в жизнь держит в небрежении это сокровище, и оно покрывается грязью, а потом выбрасывается, как пустой камешек. Но вслед за этим выбрасывается из эволюционного процесса и сам нерадивый владелец, превращаясь в космический сор.
Все удивительные, феноменальные способности людей в прошлом и настоящем связаны с тем, что у них уже блеснули алмазным светом грани их сокровища - психической энергии.
Эта сила подымала в воздух в момент экстаза св. Терезу и св. Серафима Саровского, о чем свидетельствуют их жизнеописания. Ею Иисус Христос остановил бурю на Генисаретском озере, ходил по воде, исцелял и оживлял, превращал воду в вино и пять хлебов - во множество.
Однако, направленная в противоположную от добра сторону, эта же сила может творить великие злодеяния черной магии, колдовства, убивающие не только тело, но и душу. Елена Петровна Блаватская, много повидавшая в своих путешествиях в различных странах, описала удивительные человеческие способности использовать всеначальную энергию как в добрых, так и в злых целях. В прекрасной книге, как прекрасно все, что выходило из-под пера этой удивительной женщины, "Загадочные племена на голубых горах", описаны два племени людей, живущих в Индии. Они знали о силе энергии, данной человеку, и использовали ее. Одно племя /тодды/ - удивительной красоты и гармонии люди, направляют свою силу только во благо с великой мудростью. Другие - отвратительные внешне и внутренне карлики /мулла-курумбы/, владеющие приемами древнего колдовства, сознательно используют свою энергию во вред людям. Эти племена веками жили в близком соседстве. Противоположное применение этого дара Божьего изменило даже их физический облик. Благая направленность сделала тоддов гармоничными и красивыми. Зло придало мулла-курумбам животно-подобный облик.
По свидетельствам, приведенным в "Разоблаченной Изиде" Е.П.Блаватской, у истоков самых древних человеческих цивилизаций можно проследить наличие знаний о великой энергии, присущей человеку. Она носила у древних народов разные названия: Кетуб, Тум, Терос. В средние века инквизиция разделила ее не по качеству, а по принадлежности: проявления ее у священнослужителей - от Бога, а у всех остальных - от дьявола. Пылали костры, на которых жгли невинных, иногда детей и животных, но чаще всего самых передовых людей своего времени. Огонь костров не мог остановить развития сужденной мощи человечества.
Из средних веков от великого Парацельса пришел к нам призыв: "Через тернии к звездам". Этот мощный дух знал к ним путь. Производя свои множественные исцеления физических недугов людей, он использовал чудесную "...магнетическую силу, которая пребывает во всей природе и которой каждый отдельный член извлекает свое особое питание для себя..." "Хозяевами физической природы являются не духи небес или ада, а душа и дух человека, каковой сокрыт в нем, как огонь скрыт в кремне" /Е.П.Блаватская, Разоблаченная Изида, I, с.141-142/. Еще подробнее явления магнетизма /психической энергии/ описывает ученик Парацельса Ван Гельмонт: "Магнетизм", - говорит он, - "есть неизвестное свойство небесной природы, очень напоминающее звезды, которому совсем не препятствуют ограничения пространства или времени. Каждая тварь обладает своею собственною небесною силою и тесно связана с небесами. Эта магическая сила человека, которая может действовать вне его, лежит, так сказать, скрытая во внутреннем человеке. Эта магическая мудрость и сила, таким образом, спит, но может быть приведена в действие простым внушением и тогда она оживет, и тем более оживет, чем более в нем подавлен внешний человек плоти и тьмы..." /Е.П.Блаватская, Разоблаченная Изида, I, с.142/.
Мысль, воля, энергия, как три великих составляющих духовной силы человека, продолжают совершенствоваться в нашей земной эволюции.
Наука отделилась от удерживающей ее религии и очень многого достигла в изучении материи физического мира и физического человека. Однако, столкнувшись вплотную с проявлениями психической энергии и материями Высших Миров, она уже второе столетие противится их изучению. Нет костров, но каждого ученого, кто пытался прежде, да и теперь, серьезно изучать факты сверхфизических явлений, ортодоксальные коллеги уничтожают морально. В первом томе "Разоблаченной Изиды" Е.П.Блаватская приводит имена известных ученых, среди которых Франклин, Бейли, Лавуазье и другие, которые участвовали в работе трех комиссий Французской Академии Наук от 1784 до 1825 г.г. для исследования магнетизма Месмера. Только в третьем составе созданный комитет по исследованиям высказался, что "...факты настолько необычны и удивительны, что им трудно вообразить, что Академия признает их реальность, но они торжественно заявляют, что в течение всего исследования он руководствовались возвышенными мотивами, "любовью к науке и чувством необходимости оправдать надежды, которые Академия возложила на их устремление и преданность" /Е.П.Блаватская, Разоблаченная Изида, I, с.146/. Академия, как и предполагали авторы заявления, не поверила представленному отчету, а членов комиссии стали считать жертвой обмана.
Неоспоримые факты воздействия энергии гипнотизера или магнетизатора, как они назывались раньше, экстрасенса по современной терминологии, до настоящего времени ортодоксальным ученым миром не воспринимается как заслуживающее изучения явление. Елена Петровна Блаватская со свойственным ей юмором по поводу такого противоестественного нежелания ученых изучать факты писала: "Верно, только традиционному упрямству со стороны Творца можно приписать, что Он до сих пор не сознал, как мало шансов у Него своими чудесами произвести впечатление на признанных ученых. ...Давно тому назад они решили написать на фронтонах своих университетов и колледжей:
Наука требует от Бога
Чудес не сотворить у данного чертога!"
/Е.П.Блаватская, Разоблаченная Изида, I, с.99/.
Предвидя равнодушие и инертность многих человеческих сознаний, Учение говорит: "Кто-то скажет: "Зачем заниматься Агни Йогой и психической энергией, когда у нас есть беспроволочное сообщение и все изобретения?" Но беспроволочное сообщение лишь передает мысли, тогда как психическая энергия не только немедленно передает, но человек также немедленно принимает их к исполнению. Не ошибемся, если скажем, что половина мира исполняет внушенные приказы и нет расстояния для психической энергии. Опять кто-то скажет: "Но тогда психическая энергия является опасной для государств". Ответим: конечно, все непримененные энергии опасны, но они существуют, и приходит время сознательно приложить их к жизни. У всех есть запас психической энергии, но, неиспользованная, она обращается в безобразное отложение, называемое склерозом, когда можно дать ей самое мудрое применение" /Агни Йога, §487/.
Великие Учителя, знания которых выходят далеко за пределы наших земных возможностей, призывали нас еще в 20-х годах: "Не опоздайте с изучением психической энергии!" Все открыто, все доступно, будущее придет в лучах лабораторных, потому что чудес нет - есть непознанные возможности аппарата человека - это свидетельства Учения Жизни.
В наше время снова многие пытаются обнаружить эту неуловимую силу. Неразрешимые препятствия возникают при попытках изучения психической энергии у тех исследователей, кто считает ее продуктом жизнедеятельности физического тела человека.
Для того, чтобы направить мысль исследователей по правильному пути для изучения и освоения этого дара Новой Эпохи, в Учении Живой Этики многое открыто. Описаны свойства всеначальной энергии, наиболее тонкой из известных человечеству, указаны возможности ее накопления и исследования, сделаны предупреждения о недопустимости ее бессмысленного разрушения в отрицательных эмоциях астрального тела.
Но первым условием обращения к этому обоюдоострому сокровищу есть осознание его существования в мире и в человеке.
За последние десятилетия в мире многое изменилось, в частности, и в отношении к психической энергии. Во многих европейских странах и в Америке исследования ведутся уже с конца прошлого столетия. Однако эти работы чаще направлены на исследование спиритических феноменов и связей с Тонким Миром. Область же психической энергии обширна необыкновенно - от домашнего обихода и участия ее в управлении самыми сложными аппаратами и приборами до связей с Далекими Мирами.
Первое, что хочется узнать каждому, кто впервые прикоснулся к этому знанию, откуда энергия появляется в человеке и что собой представляет эта мощь, материальна ли она?
Чтобы осознать сущность психической энергии, нужно снова вспомнить о семеричном строении человека, о его бессмертной Триаде /Атма, Буддхи и Манас/, которая состоит из тончайшей и наиболее быстро вибрирующей материи. Эти утонченные материи являются сущностью, жизнью каждого атома нашего физического, тонкого и ментального тел - смертных оболочек. Психожизнь каждого отдельного атома объединяется психодинамикой сначала в гармонию каждого органа и, наконец, в гармоничное объединение - сложнейшее творение Природы - человека. Принцип жизни человеческой, его психическая энергия истекает из психожизни атома. "Психодинамика утверждает жизнь Космических Огней. Психодинамика толкает развитие всего Сущего и координирует все комбинации. Психодинамика соединяет разобщенные атомы и есть та сила, которая ручается за самые высшие проявления Космоса..." /Беспредельность, I, §65/.
Как источник психической энергии, человек носит в себе огненное движение материи высших планов Ментального Мира - Мира Огненного - это Высший Манас - пятый принцип. В нем заложены накопления человека-знания и энергии. В виде потенциальности для будущих восхождений мы носим в себе силу вибраций Высших Миров, сужденных нам, - это Буддхи и Атма шестой и седьмой принципы. Между мощными вибрациями Бессмертной Триады и родственными вибрациями соответствующих им Высших Миров у обычного человека стоит преграда -смертные оболочки. Когда мы очищаем каждую из них, трансмутируя, преображая их материи, они из преграды превращаются в мост связи вечного странника - человека с Высшим Миром - его Отчим Домом. Связным, почтовым голубем между Отцом и сыном, есть мысль. Если сын -человек посылает ее как огненный привет в Высший Мир - он получает в ответ дар любви Отца - частицу энергии Высших Миров - Благодать, энергию, которая приходит к верующим с молитвой. Мысли человека к себе и о себе отправить некуда - это письма без адреса. Они вьются вокруг своего породителя, а некоторые, наиболее привычные, мохнатые и бескрылые мысли самости и саможаления, поселяются в ауре, свивая себе гнезда. Они разрушают сначала ауру, а потом и хозяина ее.
Есть у человека еще третья составляющая, кроме психической энергии и мысли, без которой нет слаженной их работы, - это воля. Она - контролирующая, разрешающая и останавливающая инстанция наша. Все составляющие этой триады силы человека являются результатом многих трудов во многих жизнях. Они взаимно связаны в один круг. Рост одной составляющей стимулирует другие, но в падениях они также тянут друг друга в бездну. Психическая энергия, мысль и воля заслуживают отдельного разговора.
Использованная и рекомендуемая литература:
- «Письма Елены Рерих»: в 2-х томах. Минск, ПРАМЕБ, 1992.
2. Б.Абрамов «Грани Агни Йоги», в14-ти томах, «Алгим», Новосибирск, 1997-2004.
- Л.П.Дмитриева «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», Магнитогорск, «Амрита-Урал»,1994.
4. «Агни Йога» («Живая Этика»), в 4-х т. Москва, «Сфера», 2000.
- Дмитриева Л.П. «Посланник Утренней звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы». В 7-ми томах, М.: Издательский дом им. Е.И. Рерих, 2000.
- А.И. Рыженко, Н.Г. Толмачев, «Агни Йога. Справочник», в 3-х т,“Торсинг”, Харьков, 2002;
7. «ПИСЬМА МАХАТМ», Издательский Дом «Агни», Самара, 1998.
8. В.Доуэр, «Эзотерика для начинающих», Викалор, М., 1994.
- Елена Рерих. «У порога Нового Мира» М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
10. «Библия», изд. МП, Москва, 1970.
11. Е.И.Рерих «Письма в Америку», М.: «Сфера», в 3-х томах, 1996.
- Гиндилис Л.М. «Научное и сверхнаучное знание». Тезисы 3-ей Международной конференции "Атай-Космос-Микрокосм". Алтай, 1995.
- А.Г.Шипов, «Современная физика и космическая эволюция человека», журн. «Сознание и физическая реальность», М., 1999.
- «Кибалион» (Изумрудная скрижаль Гермеса), изд-во Ассоциации Духовного Единения «Золотой век», М., 1993.
15. Е.П.Блаватская, «Тайная доктрина», в 3-х т., Лондон, 1897.
16. Борисов С.К. «Космические циклы и эволюция», Дельфис, №26 (2), 2001.
- Л. М. Гиндилис, "Внеземные цивилизации: век двадцатый", Обществ, науки и
- Клизовский А.И. «Основы Миропонимания Новой Эпохи». Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994.
- «Философский энциклопедический словарь», Москва, Наука, 2001.
- С.В. Стульгинскис «Космические Легенды Востока». Изд. «Сфера», Москва, 2004.
- Н.Е. Ковалева «Посланник Шамбалы». РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2005.
- Н.К. Рерих «Знак эры» (составитель Н.Ковалева). РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2004.
- Н.Е Ковалева «Шамбала – это не миф». РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2004.
- Н.К. Рерих «Алтай – Гималаи». РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2004.
ВСЕОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ ПРИРОДЫ
Из доступных астрологических знаний широкой публике стало известно, что существуют четыре стихии Природы: «огонь, воздух, вода и земля».
Никто никогда не видел стихии «Огня». Его присутствие узнается по теплу, свету и движению.
«Воздух» мы ощущаем, когда движемся быстро, а его непосредственное движение отмечается по движению ветра.
«Воду» мы видим и ощущаем, но она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который влита.
«Земля» зрима, ощущаема, имеет форму и доступна исследованию всех органов чувств.
Таким образом, говоря о стихиях, древние подразумевали различные состояния плотности Материи и возможность исследования ее нашим естеством. Ясно, что наименование стихий условно, символично. Ясно, что под землею подразумевается та "плотная" материя [твердая, жидкая и газообразная|*, которую изучают наши современные ученые. Эта Стихия или Элемент состоит из простейших элементов или элементалов**, которые нам известны под названием атомов.
*Сюда же — к "плотном" материи — следует отнести известные нам физические поля, связанные с 4-м физическими взаимодействиями: электромагнитным, сильным, слабым и гравитационным
**Под элементалами здесь понимаются элементальные (стихийные духи), силы Природы, порождаемые и направляемые Божественными Сущностями. Эти духи являются посредниками каждого естественного феномена. Их называют также элементами. "Вселенная происходит из Величайшей Единой Духовной Сущности — из Источника Духа и Материи. Эта Единая Сущность при начале Манвантары дифференцируется на Семь Элементов, при дальнейшем дроблении возникают все более мелкие Сущности, вплоть до духов, образующие известные науке элементы" (ТД.)
Простейшим из них является атом водорода. (Аналогично, под Стихией воды подразумевается субстанция следующего, более тонкого Плана Бытия Единой Духо-Матерпи; этот план называют Астральным планом или Кама-Лока. Стихия «Воздух» соответствует следующему, еще более тонкому и более высокому Плану Бытия — Ментальному. Под Стихией «Огонь» подразумевается Огненный Мир или Мир Духа, который охватывает различные еще более тонкие и высокие Планы: Буддхи, Аtmа и т.д.
В основании каждой Стихии или Миров Материи лежит Первичная Субстанция этого Мира. Каждый Мир имеет свою Первичную Субстанцию, каждая из которых является разновидностью Единой Первичной Субстанции всех Миров, всех Стихий, иначе говоря Огнем.
Огонь есть Первичный Единый Элемент. Потому можно сказать, что «Вода» (Астральный План) есть Жидкий Огонь, Земля (наш плотный физический мир) есть Твердый Огонь, а Воздух (Ментальный план) есть Газообразный Огонь.
Единый Огонь пронизывает все Стихии Природы. Газообразный Огонь проницает Стихию Воды и Земли, но его бытие кончается на границе Огненного Мира. Жидкий Огонь проникает Твердый Огонь, но ему недоступны миры "Газообразный" и "Огненный". Плотный Огонь не может проникнуть во все вышестоящие миры. Поэтому и глаз плотного человека не может видеть миры Тонкие, Миры "Надземные".
Философия Востока учит нас о существовании Духа и Материи. Дух без Материи неуловим, потому говорится, что "Дух без Материи ничто". Материя без Духа мертва. Дух есть жизнь и причина жизни материи. Но философия учит о существовании ТОГО, что есть ни Дух, ни Материя, но и то и другое вместе, о существовании ТОГО, что на Западе называют Абсолютом, того, что евреи называют Эйн-Соф, ведантисты — Парабраманом, другие религии – Сат и т.д.
Это ультимативное ЕДИНСТВО является и Силой и Материей одновременно, является Живой Сущностью, которая скрыта от нашего познавания. Она может быть познана лишь через Высшую Материю, лежащую в основе каждой Материи, т.е. через "Корень" или Начало Материи, или через Мулапракрити Ведантистов, через Единую Первичную Субстанцию, через Огонь, Огненную Энергию или Шакти — через Энергию Матери Мира.
Каждый мир Вселенной, каждая сфера стихий строится или проявляется по образу и подобию предыдущей, вышестоящей сферы. Каждая стихия является ни духом, ни материей, но и тем и другим данного мира, т.е. той живой, разумной Сущностью, которая дифференцирует из себя Самой определенные силы и частицы (или материю) носителей этих сил. Эти элементарные частицы стихий называются элементалами*, элементальными духами, простейшими частицами – сущностями, из которых образуются все абстрактные и конкретные формы, существующие в плане данной стихии.
* Здесь следует избежать ошибки в терминологии, ибо элементалами часто называют развоплощенных сущностей низкого порядка, которых правильнее называть элементарий. "Элементарии" ("духи") — это астральные оболочки людей, которые ещё при жизни на Земле «вследствие бесчисленных преступлений против духа, утратили связь со своими высшими принципами. После смерти своих физических тел они притягиваются к тем грубым эманациям, которыми они только и жили на Земле. Они тянутся к тем зловонным, удушливым элементам, которые невыносимы для чистых развоплощённых существ. После времени той или иной длительности эти материалистические души начинают разлагаться, пока, наконец, точно столб тумана, не растворятся атом за атомом, в окружающие элементы." ("Разоблаченная Изида")
Всего Стихий, как и всего, что существует в проявленном Мире, СЕМЬ. (Точно также в каждом Мире существует семь различных градаций плотности материи этого Мира (семь стихий).) Но нам известны (в нашем мире) только четыре стихии, потому что эволюция нашей планеты и человечества находится только ещё в Четвертом глобусном Круге. Каждый Круг приносит человечеству познание определенной стихии (или Первичной Субстанции своего Круга). В Пятом Круге мы познаем ещё одну, Пятую стихию Природы. Познаем не потому, что она не существует сейчас, но потому, что в Пятом Круге мы разовьем в себе орган познания этой Материи-Силы, также как в Шестом Круге мы разовьём познание Шестой, а в Седьмом Круге познание Седьмой Стихии.
В каждой Коренной Расе, или подразделении Большого Круга, мы получаем какое-то приближение к определённой, ещё не существующей для нас стихии. Например, в 5-ой Расе нашего Четвертого Круга мы получили какое-то начальное представление о Пятой Стихии и она даже получила название. У некоторых философов и ученых эта Пятая Стихия была названа «эфиром». Но полное представление о ней будет получено лишь в Пятом Глобусном Круге, также как первый намек о ней, "первый камень" в орган её познания, был уже заложен в Пятой Расе Первого Круга, т.е. многие миллионы лет назад. Когда мы говорим о познании, то тем самым говорим и уже о некотором овладении этой стихией.
Каждая Стихия составлена живыми Сущностями или Стихийными Духами различных степеней, иерархически подчинённых друг другу. Таким образом, можно сказать, что во главе каждой Стихии стоит определенная Космическая Индивидуальность, которая Двойственна, так как, чтобы проявиться, необходимо взаимодействие Двух Начал – Мужского и Женского, Духа и Материи.
Именно, разделение Андрогина на два Начала и означает проявление и творение определенного Плана, Мира или Стихии.
Стихия есть Матерь Мира, которая рождает Семь Творцов, Семь Сыновей — Семь Логосов. Эти Семь Главнейших Иерархов, или Разумов используют Мудрость или Энергию своей Матери для построения определённого Мира. Они создают, прежде всего, проявленных Носительниц энергии своей Матери, своих "дочерей", которые становятся их "Супругами" и начинают творить "потомство". Таким образом, Матерь, Сыновья и их Супруги порождают всё, что существует в каждом Мире, а следовательно, и во всех Мирах. Единая Матерь, но каждый Мир знает её, как Огонь, как Воздух, как Воду и как Землю.
"Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности!
Ты жила в культах древних, КАК ЗЕМЛЯ, КАК СОЛНЦЕ (Эфир),
КАК ОГОНЬ, КАК ВОЗДУХ, КАК ВОДА..." (кн."Беспредельность", §38).
Значит, как Стихия! Существует Единая Огненная Стихия (ОГОНЬ) — Матерь Вселенной, и все остальные Стихии есть ЕЕ аспекты и дифференциации. Все бесчисленные малые сущности и великие Сущности являются Ее порождениями, Ее детьми, созданными с помощью Ее Семи Сыновей. Бесчисленные иерархии стихийных духов порождены Ее Сыновьями — Логосами. Сферы Стихий это и есть "Покровы" Матери Мира.
По статье Н.А.Уранова «Стихии»,18.08.1972
Всеобщая первоначальная энергия и её видоизменения.
Здесь речь пойдёт об общности всех сил Природы, об их происхождении из Первичной Универсальной Энергии Вселенной.
Жизненная энергия или прана, циркулирующая в нашем организме и оживляющем его, также представляет собой видоизменения Первоначальной Энергии Космоса. Она вырабатывается, главным образом по воззрениям раджа-йогов, путём физического дыхания.
Все силы и явления Природы сводятся к двум НАЧАЛАМ /или принципам/:
…АКТИВНЫЙ или МУЖСКОЙ. В астрологии символизируется Солнцем.
Это энергия, сила, элемент динамический, сила центробежная, энергия кинетическая, т.е.в действии, в проявлении. Это Сущность.
…ПАССИВНЫЙ или ЖЕНСКИЙ. В астрологии символизируется Луной. Это материя, элемент пластический, сила центростремительная, энергия потенциальная, т.е. скрытая, накопленная; энергия в напряжении. Это форма.
Первое Начало древняя Мудрость называла "ГОРЯЧИЙ", второе Начало -"ВЛАЖНЫЙ". Противоположные им - "ХОЛОДЫЙ" и "СУХОЙ". Эти качества стихий входят во всякое явление реального мира, являясь всегда той или иной сложной комбинацией, так как один лишь принцип не в силах производить разнообразных природных явлений.
Качества стихий – "ХОЛОДНЫЙ" и "СУХОЙ" имеют скорее внутренний, молекулярный характер, т.е. относятся к внутреннему строению тела и представляют собой также силы: центростремительную - сжатие и центробежную - раздробление и распадение.
Здесь мы имеем две противоположности:
…ВНЕШНЯЯ - "горячий" /активное начало/ и "влажный" /пассивное начало;
…ВНУТРЕННЯЯ - "холодный" и "сухой".
"Горячий" - это АКТИВНОЕ внешнее расширение, центробежная сила. От тепла тела активно расширяются, трескаются и распадаются, напр., пар взрывает котел.
"Сухой" - это ПАССИВНОЕ внутреннее сжатие, центростремительная сила. От высушивания тела твердеют, сжимаются, ссыхаются.
"Влажный" - это ПАССИВНОЕ внешнее расширение, центробежная сила. От размачивания тела разбухают, пассивно растекаются, как пролитая жидкость, делаются гибкими и мягкими.
"Холодный" - это АКТИВНОЕ внутреннее сжатие, центростремительная сила. От холода тела сжимаются, уплотняются, делаются ломкими, но не распадаются.
Комбинациями этих четырех качеств наделяются четыре Стихии Природы, во главе которых стоит пятая Стихия – "Квинтэссенция" или «Акаша», энергия в безразличной (для физического мира) нейтральной форме, из которой произошли основные вышеперечисленные четыре "стихии" Природы.