Зачем нужен духовный учитель?
Будучи гордым и независимым, я долго не мог понять – зачем нужен духовный учи-тель? Почему нельзя идти по пути духовного развития самому, самостоятельно изучая свя-щенные тексты?
Но потом понял, что без милости Бога и духовных учителей человечества священных писаний не было бы вообще. Мы бы даже не подозревали о существовании Бога и сфер, находящихся в других измерениях, за пределами восприятия наших чувств и приборов. Зна-ние о том, что находится вне досягаемости материальных чувств и ума, можно получить только по цепи ученической преемственности, берущей начало от учителей, получивших это знание Свыше.
Знание, которое мы можем получить с помощью своих чувств, всегда будет ограни-чено рамками тела. Согласно писаниям, знание, служащее единственной цели – окружить комфортом материальное тело – это знание в невежестве. Оно мало чем отличается от зна-ния, которым обладают животные: знание о том, как есть, спать, продолжать род, защищать свою жизнь. Знание, порождающее множество разнообразных доктрин и теорий, основан-ных на логике и сомнительных гипотезах, является знанием в страсти. А знание о себе как о вечной душе, существующей вне и помимо материального тела, называется знанием в бла-гости. «Богом» людей, находящихся на материальном уровне знания, являются деньги, но ни деньги, ни эти их «знания» не приносят им счастья, не решают проблем жизни и смерти, наоборот, только их увеличивают, убивая любовь жадностью и индивидуализмом.
В зависимости от своих устремлений, разные люди воспринимают, используют и объ-ясняют получаемые ими знания по-разному. До недавнего времени я носил с собой как сбор-ник анекдотов одну книжку – пять переводов Веданта-сутры. Последний перевод был истин-ным, его сделал Учитель. Четыре же первых делали материалисты-ученые и разного рода атеисты-философы, которые в Бога не верят, но по какой-то причине изучают древние зна-ния, пытаясь их объяснять каждый согласно своему уровню восприятию мира. Пять пере-водов одних тех же стихов были настолько различны по смыслу, что я смеялся до слез, когда их читал и давал прочитать их друзьям.
За советами о том, как достичь чего-либо, разумно обращаться к тем, кто этого уже достиг. Вряд ли кому-нибудь придет в голову просить прочесть лекцию о здоровом питании того, кто тяжело дышит под грузом жира, свисающего с боков. Святые, которые не пресле-дуют материальных целей, – это душевно здоровые люди. Поэтому только они могут переда-вать знание без искажений, в то время как каждый, кто ищет счастье в материальных вещах, славе, престиже, – душевно больной, личность с поврежденным рассудком.
Для духовного роста нам в первую очередь нужен истинный Учитель: тот, кто сможет рассказать нам о Боге, передав это знание без искажений.Духовный Учитель–это ученик, который передает то, что узнал от своего учителя, без всяких изменений. Ученик получает право стать учителем, когда он утрачивает привязанность к материальным вещам, – это проявляется в том, что он обретает способность контролировать чувства и ум: «Уравно-
вешенный человек, способный контролировать речь, ум, умеющий сдерживать гнев и укро-щать побуждения языка, желудка и гениталий квалифицирован для того, чтобы прини-мать учеников по всему миру» (Шри Упадешамрита, 1).
Кроме того, Учитель нам нужен как живой примертого,что путь этот практи-
чен, чтобы мы смогли поверить в реальность достижения успеха на этом Пути! Чем бы мы ни занимались, на любом поприще очень важно иметь в качестве ориентира вдохновляю-щий, мотивирующий, яркий положительный пример. И больше всего такой пример нужен и важен, когда наш ум говорит: «Этим текстам уже тысячи лет! Тогда люди совсем были
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
другими, это было практичное знание тогда, а сейчас… Можно ли добиться в этом успеха сейчас?..» Но духовный учитель говорит нам: «Можно! И не только можно, но и нужно! Потому что душа, Бог и путь пробуждения любви к Нему – вечны! Меняются только деко-рации жизни, а люди и их устремления остаются все те же – не важно, едят они с золотых тарелок или с пластмассовых, натуральную пищу или же ГМО, скачут на коне или стоят в загазованной пробке… Во все времена и в любых ситуациях люди так же едят, спят, болеют, радуются, переживают из-за каких-то потерь, точно так же стремятся к любви, ссорятся, мирятся, ценят и ненавидят в других те же самые качества. Во все времена возникают одни и те же проблемы – из-за корысти, эгоизма и жадности, и разрешаются они всегда только одним способом – с помощью бескорыстной, возвышенной чистой любви. Как и в древно-сти, взгляды людей устремлены или на материальные вещи, или друг к другу, или же к Богу
– вглубь сердца… Независимо от изменения увлекающих ум материальных объектов путь избавления от привязанности к ним вечен, универсален и прост: пробуждение к отношениям
с Богом. Я иду по этому пути вслед за достигшими совершенства святыми, если хочешь – пойдем вместе!»
И, естественно, если мы хотим идти к Богу, продвигаться на духовном пути – знание об этом пути нужно получать от того, кто его успешно практикует. Девушкам, которые хотят создать семьи, я в связи с этим советую: хотите создать хорошую семью – общайтесь не
с теми, кто твердит: «Все мужчины – козлы!», а с женщинами, создавшими гармоничные семьи. Хотите быть счастливы – общайтесь с теми, кто счастлив! Хотите быть вдохновлен-ными – общайтесь с теми, кто вдохновлен! Хотите развиваться духовно – идите за теми, кто восхищает вас на этом пути!
Пример высшего вкуса.Духовный учитель–это тот,кто своим примером нас учит,как развить и поддерживать в себе высший вкус жизни. Индийские брахманы три раза в день
– на рассвете, в полдень и на закате медитируют на гаятри-мантры – семь молитв, среди которых есть гуру-гаятри – медитация на блаженство осознания Бога, которое испытывает их учитель.
Передача эмоции преданности.Книги передают знания,но они не передают инто-нацию голоса, живые эмоции, которые можно почувствовать только в результате общения. Цель святых книг – дать нам знания, которые вдохновят нас на служение Богу. Но это же вдохновение в тысячу раз быстрее, чем от прочтения книг и совершения благочести-вых поступков передается нам от живого общения с тем, кто наполнен чистой божествен-ной любовью. Поэтому в писаниях и говорится: «Мгновение общения со святыми – это самое ценное в жизни, ибо такое мгновение открывает путь к духовному совершенствова-нию» (Бхаг, 11.2.30). Общение с тем, кто посвятил себя Богу, дает нам возможность зара-зиться его настроением, быстро подняться на ту же ступень высшего вкуса, высоких эмоций, для чего обычно требуется множество жизней.
Духовный учитель – это тот, кто посвятил себя: 1) выполнению наставлений своего учителя, 2) служению Богу, 3) служению всем живым существам. Все эти три вещи нахо-дятся в полной гармонии, потому что все живые существа – это частицы Всевышнего, кото-рый желает, чтобы все стали счастливы, вернулись к Нему. И святые, вайшнавы живут только для этого. Служа учителю, ученик развивает его настроение.
Развитие в себе тех же качеств.«Скажи мне,кто твой друг,и я скажу,кто ты!» –гово-рит древняя мудрость. Мы развиваем в себе качества тех, о ком думаем. Когда мы думаем о тех, кто сосредоточен на приобретении материальных вещей, популярности, славе – мы становимся материалистами. Если мы размышляем о качествах и поведении возвышенных личностей – мы перенимаем их качества, изменяем к лучшему свою судьбу и характер. («Характер – другое название судьбы»: чем лучше характер, тем лучше судьба!) Когда чело-
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
век становится ближе к Богу, возвышает свои устремления – его характер, а затем и судьба становятся намного лучше.
Духовный учитель нас учит «проявлять Бога в себе». Зависть, корысть делают нас инструментами Зла, а любовь делает нас проводниками милости, любви Бога ко всем суще-ствам. Все хорошие качества следуют за преданностью Всевышнему, как фрейлины следуют за принцессой. Когда человек действует на уровне высшего вкуса, в нем сами собой раскры-ваются все хорошие качества, – украшения святого: «Садху терпелив и милосерден, он – друг всех живых существ. Он умиротворен и ни к кому не испытывает вражды, строго сле-дует предписаниям священных писаний и наделен всеми добродетелями» (Ш.Б. 3.25.21).
Духовный учитель нас учит, как обрести бессмертие в служении Богу.Чем большечеловек сосредоточен на удовольствиях, которые он получает через тело – тем больше на него влияет энергия ложного эго, тем больше он отождествляет себя с телом. Чем больше в нас эгоизма – тем больше мы смертны. Но чем больше мы развиваем в себе любовь к Богу – тем меньше в нас отождествления с телом, тем больше мы пробуждаемся к вечной реально-сти. Учитель учит нас действовать не на телесной, а на духовной платформе, руководствуясь высшими ценностями.
Оценка нашего уровня, помощь в развитии.У разных людей разное соотношениекорысти и бескорыстия, вследствие чего они находятся на разных этапах своего пути к Богу. Чтобы испытывать радость на каждом этапе пути, необходимо правильно оценивать свое положение и действовать соответственно. Если мы переоцениваем или недооцениваем себя, наше развитие не будет здоровым, естественным. Духовный учитель, который прошел этот путь, как опытный тренер, помогает нам правильно оценивать свои силы, чтобы развиваться с наиболее оптимальной, естественной для нас скоростью, без надрыва и чрезмерных рыв-ков, но также и без лени.
Как полушутя сказал моему учителю его гуру: «Живой учитель нужен, потому что книга не даст нам пинка!» Когда мы читаем наставления святых отцов или Бога в книге, мы можем следовать или не следовать – чтение нас ни к чему не обязывает. К тому же в книге есть множество наставлений различного уровня, и мы можем думать, что они адресованы не нам. Но когда наш духовный учитель лично дает именно нам очень конкретные указания,
мы уже просто не можем им не следовать. Как тренер спортсмену, учитель необходим, чтобы помочь нам преодолеть нашу слабость.
Пробуждение духовного разума.«Для того,чтобы человеку хорошо прожить своюжизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет» (Л.Н. Толстой). Задача учителя – развить в ученике разум в благости, способный определить, что следует делать и чего делать не следует, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, на основании которого он сможет действовать правильно, с верным мотивом. Природа ума – принимать то, что приятно, и отвергать то, что неприятно. Поэтому ум делит мир на друзей и врагов. Но Учитель дает нам понять, что все вокруг
– друзья, и Бог через каждого нас чему-либо учит, поэтому каждый приносит нам благо. Когда разум начинает рассматривать каждого, с кем мы общаемся, как определенного рода учителя, ум перестает отвергать их, делить на друзей и врагов. Поэтому садху-святой не испытывает неприязни к кому-либо или чему-либо. На высших уровнях понимания Жизни человек учится у всего, что его окружает. У собаки он учится верности, у петухов – раннему пробуждению, у океана – невозмутимости: он не выходит из берегов, если в него бросить камень…
Когда человек приводит свою жизнь и свое понимание жизни в соответствие с указани-ями духовного учителя, живущего для удовлетворения Бога, он начинает осознавать глубо-кий, истинный смысл всех священных писаний. «Тому, кто непоколебимо верит в духовного
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
учителя и Верховного Господа, сразу же открывается смысл всех писаний» (Шветашва-
тара-шрути).
Учитель лично показывает пример следования священным писаниям.Истинныйдуховный учитель – истинный ученик. С армейских времен я запомнил одну истину: «Хоро-ший командир – это хороший солдат!»: человек не может быть командиром, если он не явля-ется исполнителем приказов своего командира. Когда человек живет в соответствии с полу-ченным от учителя духовным знанием, его жизнь становится воплощением этого знания в действии, и он может передавать это знание дальше, уча всех других своим личным при-мером. Выбирая учителя, нужно смотреть не на то, что и как он говорит, а на то, что он делает, как он живет. В наше время мошенники с демоническим складом ума, выучив и цити-руя писания наизусть, занимают высокие посты в религиозных организациях ради личной наживы, с целью удовлетворения своего низшего вкуса. Но воздается им по поступкам, а не по словам; «вера без дел мертва!».
Среди христианских апокрифов есть святое предание «Хождение Богородицы по мукам», повествующее о том, как Мария, мать Иисуса, попросила Господа показать ей, что происходит в аду. Ее проводником в преисподней стал сошедший с небес Архангел Михаил. Там она увидала мучимых слугами ада людей.
«И сказал предводитель Господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал Ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так…»
И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами – одна голова была обращена к глазам мужа, а другая – к его губам. И сказал архистратиг: «А этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».
«И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает».
Согласно учебнику «Основы православия», «Учение Церкви зиждется на двух источ-никах: Священном Писании и Священном Предании, причем Священное Писание является составной частью Священного Предания и должно толковаться в его рамках». Из всего этого следует, что многим, кто только на словах называет себя верующими, но живет не в гармонии с Богом, в том числе и священникам, вне зависимости от их сегодняшнего статуса в будущем сильно достанется. В описании адских миров в Шримад-Бхагаватам также упоминается, что один из них предназначен для грешников, занимавших посты священников. С тех, кто имеет больше влияния на сознание и судьбы других – больше спрашивается. Поэтому Иисус гово-рил, что «Отцами» себя не должны называть те, кто на деле не следует святой жизни.
Из-за мошенничеств одних псевдоучителей общества появились и другие – такие, как Ошо, которые говорят, что учитель, посредник между нами и Богом не нужен, но сами при
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
этом берут на себя роль учителей: «Все учителя врут, слушайте только меня!» На самом же деле все в этом мире – посредники между нами и Богом. Только атеисты – это посредники, которые отталкивают нас от Него.
О дереве судят по его плодам. Однажды мне с друзьями довелось жить и общаться с близкими учениками Ошо, и мы ясно видели, как их жизни были разбиты их безответствен-ным поведением в прошлом. У некоторых его учениц было по нескольку неуправляемых, с трудным характером детей от безответственных «осознанных», «просветленных» партне-ров. Вся их «осознанность» заключалась лишь в том, чтобы делать только то, что им хочется прямо сейчас, не заботясь о последствиях своих действий. Это они называют «жить здесь и сейчас». Но это подобно тому, как дети не хотят ходить в школу ради будущих знаний, «осознанно» желая шалить, не заботясь о завтрашнем дне – но такое поведение возможно лишь до тех пор, пока о нем не узнают родители и не накажут их – ради их же блага!
На самом же деле быть «здесь и сейчас» – это не потакать своим прихотям, а дей-ствовать в состоянии преданности Всевышнему. Ложные учителя, – такие, как Ошо – живут не для Бога и не для других, а только для себя, и учат псевдодуховности – как жить для себя, только в свое удовольствие, думая, что ты при этом «осознан» и «очень духовен», в то время как реальная ОСОЗНАННОСТЬ – ЭТО ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ И ДЕЙСТВИЕ В НА ЭТОЙ ПЛАТФОРМЕ. На духовном уровне нет каких-либо запретов, потому что человек, осознавший свою духовную природу, не будет делать того,
что причинит вред другим–потому что он чувствует,что все живые существа связанымежду собой в Единое Целое, знает, что, причиняя вред другим, он вредит и себе. Жить в соответствии с таким мировоззрением и есть проявление высшей нравственности. Когда человек живет с этим осознанием, никакие правила ему действительно уже не нужны.
Это можно сравнить с тем, как здоровый человек отличает полезные продукты по вкусу. Например, неспелые фрукты могут вызвать расстройство желудка, поэтому они неприятны на вкус. Но при некоторых видах болезней вкус искажается – при желтухе, напри-мер, сладкие продукты кажутся горькими, горькие – сладкими. До тех пор, пока человек не выздоровеет, ему нельзя полагаться на свой искаженный вкус. Только тот, кто здоров, может ему дать ему совет, что можно и что нельзя есть во время болезни, независимо от того, нра-вится ему это или нет. И только когда он выздоровеет, он сможет сам выбирать и есть все, что захочет – потому что тогда его вкус уже не позволит ему выбирать вредные продукты.
В этом вся суть рекомендаций священных писаний: в них говорится о том, что нам следует делать, и что – нет. Следовать этим предписаниям – в наших же интересах, до тех пор, пока мы действительно не осознаем своей бессмертной природы. А осознать ее можно только в служении Богу – этому своим примером нас учит истинный Духовный Учитель. Все типы мошенников в сфере духовности на деле не следуют рекомендациям священных писа-ний: одни – лицемеры – цитируют писания с целью наживы, не следуя им в своей жизни, другие – обличают лицемеров и открыто отвергают писания, в то время как истинные учи-теля и святые им следуют. Истинный духовный учитель – тот, кто живет в гармонии с реко-мендациями священных писаний и наставлениями предыдущих святых.
Духовный учитель необходим для того, чтобы научить нас служить.Словами пер-
сонажа комедии «Горе от ума» Чацкого А. С. Грибоедов сказал: «Служить бы рад, прислужи-ваться тошно!» Служить – значит, заботиться о благе другого. Прислуживаться – делать что-либо другим ради собственной выгоды. Корыстные люди всегда только прислуживаются, а благородные – служат.
Гордость – синоним корысти. Смирение – отказ от нее. Духовность – это состояние, когда мы перестаем противопоставлять себя окружающим; когда мы осознаем, что наше бла-гополучие зависит от благополучия всех, кто нас окружает. Духовная жизнь – жизнь слуги всех живых существ. Принять учителя – значит, учиться служить. Служить тем или иным
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
образом нужно всем (в зависимости от степени их эгоизма), самозабвенно же можно слу-жить только Богу и тем, кто посвятил Ему всю свою жизнь, – чистым сердцем душам.
Духовный учитель не принимает наше служение на свой счет, он передает его своему учителю, а тот – дальше, Богу. Так осуществляется наша связь с Богом. Клеточка связывается с телом не непосредственно, а через здоровые клетки, которые передают другим поставля-емые ею питательные вещества. Так же и с Богом мы связываемся через «здоровые клетки»
– через тех, кто служит Ему с любовью.
Связь с Всевышним.Согласно писаниям,Бог не принимает служение от того,кто изгордости пытается служить Ему «напрямую», не понимая того, что окружающие – это Его части. Бог не ценит служение Ему лично (Сам Он ни в чем не нуждается); Он ценит служение тем, кто посвятил Ему свою жизнь. Если вы захотите войти в доверие к богатому человеку
– вряд ли стоит делать подарки ему лично, но он очень оценит вашу заботу о тех, кто ему дорог. В Англии есть поговорка: «Если вы хотите признаться кому-то в любви – похвалите его собаку»! Бог – источник всего. Для себя Ему ничего не нужно. Единственное, что Он ценит – любовь, которая проявляется в любви ко всем живым существам, и особенно к тем, кто благодаря своей преданности стал Ему очень дорог. В «Махабхарате» Кришна говорит Арджуне: «О сын Притхи, тот, кто утверждает, что является Моим слугой, тот в действи-тельности не Мой слуга. Но тот, кто считает себя слугой Моего слуги, тот в действительно-сти является Моим слугой».
В «Падма-Пуране» Господь Шива, давая наставления своей жене Парвати, говорит: «О Богиня! Из всех видов поклонения высшим является поклонение Вишну. Но еще выше – поклонение тем, кто благодаря своей преданности стал Ему дорог!» Духовная философия учит, что стать слугой Бога – значит, стать слугой тех, кто предан Ему. Стать здоровой кле-точкой – войти в состояние служения – можно лишь только в общении со здоровой клеточ-кой, тем, кто сам проникнут духом служения. Служение Учителю – это НАСТРОЙКА НА НЕГО, на его настроение, на его блаженство в служении Богу.
Преподобный Серафим Саровский учил, что секрет духовной жизни – это «стяжание милости Господней!». Привлечь (стяжать) милость Бога можно только служа – служа всем окружающим, и особенно тем, кто действует, как слуга Его слуг. Мы входим в отношения с Богом, «подключаемся» к ним через учителя. Это служение нужно не гуру, а нам самим!
Когда, следуя наставлениям учителя, человек целиком настраивается на служение Богу, устранив все другие желания, он входит в гармонию с Ним и начинает слышать изнутри его голос, который до этого воспринимал как интуицию, голос совести. На этом уровне человек уже действительно может общаться с Богом напрямую – до тех пор, пока сохраняет предан-ность наставлениям учителя. Если человек начинает думать, «учитель мне уже не нужен»
– эта связь сразу же исчезает. Мы можем общаться с Всевышним только через сердечную связь с тем, кто Ему предан.
Разрушение иллюзий.Поскольку истинный духовный учитель неразрывно связан
с Всевышним через преданность наставлениям святых, его наставления полностью иден-тичны тому, что мы слышим из глубины сердца. Поэтому говорится, что духовный учи-тель – внешнее проявление Параматмы.То,что говорит нам Учитель,находит в насотклик, потому что то же самое мы слышим из сердца, в душе – хотя для эгоистического ума, ложного эго это может быть неприятно. Поэтому слово «гуру» в санскрите имеет и другое значение – «тяжелый» (и слово «гиря» произошло от него). Как гирей, духовным знанием он рушит наш эгоизм, ложное эго, гордыню. Еще интереснее то, что Юпитер – планета, отвечающая в гороскопе человека за духовность, в ведической астрологии называется Гуру. Как недавно выяснили ученые, Юпитер не просто тяжелый: его масса в 3,5 раза больше, чем масса всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых (!). И это неспроста: духовное знание – самое весомое, самое важное! Духовных учителей называют гуру еще
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
и потому, что быть духовным учителем – это тяжелое бремя. В связи с этим вспоминается интересный факт из жизни пророка Мухаммеда – в его жизнеописаниях отмечены проявле-ния «тяжести» гуру: во время глубокой медитации (в соединении со Всевышним), его тело становилось таким тяжелым, что верблюд, на котором он находился в это время, садился, а точнее, падал под его неожиданно увеличившейся тяжестью.
Рассеивание сомнений. Духовное знание гуру проявляется в том, что он может рассе-ять любые сомнения на нашем духовном пути, в том числе и в практических конкретных вопросах: как поступить правильно в той или иной ситуации? Если у вас нет возможности обратиться за советом к святому, просто мысленно задайте вопрос: «Как поступил бы в этой ситуации мой Учитель?» – и ответ придет сразу. Чтобы совершать меньше глупых ошибок, нужно стараться всегда поступать так, как поступили бы на нашем месте достойные, благо-родные люди.
Принцип подчинения Всевышнему.Согласно учению Вед,ГУРУ–ЭТО НЕ ЛИЧ-НОСТЬ, а ПРИНЦИП. Принцип подчинения Всевышнему. Чем больше человек подчиняется этому принципу – тем больше он входит в гармонию с Богом.
Все, кто, согласно божественному мироустройству, занимают по отношению к нам более высокое положение (отец, мать, муж, старший брат, царь, духовный наставник) явля-ются нашими учителями и покровителями – проявлением этого принципа. Когда мы зани-маем по отношению к ним смиренное положение – мы получаем через них милость Все-вышнего.
Бог–везде. Все–Его проявления. И Он – изначальный Духовный Учитель.
Поэтому, когда человек достигает совершенства в служении, он начинает восприни-мать каждого как своего учителя, считает всех выше и лучше себя. Такое умонастрое-ние святых – не самоуничижение, а восприятие Бога, который всесовершенен во всем, в каждом из Его проявлений. Смирение – это способность впустить в себя Бога и мир, открывшись им.
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
Учитель и ученик
Когда я стал спрашивать «А как выбрать учителя, ведь все они учат одному и тому же?» – монахи мне объяснили: «Твой учитель – тот, кто больше тебя вдохновляет в служении Богу». Слушая аудиозаписи лекций разных духовных учителей, я обнаружил, что, хотя раз-ные гуру говорят одни и те же вещи, они объясняют их каждый по-разному, в соответствии со своей индивидуальной природой. Одни учителя рассказывали больше духовных историй из древних священных писаний, другие давали больше интеллектуальных, аналитических зна-ний, очищающих разум. Ниранджана Свами – учитель, которого я впервые увидел, – давал лекции, которые я назвал бы «этическими» – о том, что духовные отношения, как на фунда-менте, строятся на любви и доверии. А доверие можно заслужить только ответственностью, нравственным поведением, бескорыстной заботой.
Молясь Шриле Прабхупаде послать мне своего ученика как учителя, я по восемь часов
в день слушал лекции разных учителей, чистя картошку на кухне. Некоторые из них осо-бенно вдохновляли и поражали меня – в них с удивительным юмором и духом бесстрашия говорилось о том, что люди страдают только вследствие забвения своих отношений с Все-вышним, от отождествления себя с телом, ища счастья в мертвых материальных вещах. Сме-ясь над собою, лектор рассказывал, как он проповедовал дикарям в джунглях Амазонки и чуть не стал обедом для крокодилов; о том, как он закричал от страха ночью в тропической южноиндийской деревне, когда ему на грудь прыгнул кузнечик, которого он впотьмах при-нял за скорпиона. В других лекциях он рассказывал о том, что был морским пехотинцем и был отдан под трибунал, когда отказался убивать невинных людей во Вьетнаме. А в дет-стве на Рождество отец отправил его спать голодным, потому что он отказался есть индейку, решив стать вегетарианцем. Когда он рассказывал о своем духовном учителе, я иногда слы-шал по голосу, что он плачет.
В одной из лекций он рассказал, как во время режима апартеида в ЮАР он организовал фестиваль духовного примирения. Тогда расовые противостояния были столь велики, что
в стране было введено военное положение и группу из трех человек патруль расстреливал без предупреждений. После того как он все-таки получил разрешение на мероприятие из двухсот человек и сделал рекламу, на фестиваль пришли тысячи уставших от противостоя-ния людей. В место проведения фестиваля стянули всю армию, вертолеты летали почти над самой землей, и достаточно было малейшего инцидента, чтобы началась бойня. Но, увидев, что все с наслаждением едят индийскую освященную пищу, мэр одобрил проведение фести-валя, а потом произошло чудо: белые танцевали в обнимку с черными под пение Имен Бога. На следующий день мэр попросил проводить фестиваль каждый год. Сейчас в нем прини-мают участие до 200 000 человек, а в центре Дурбана, на площади, где прошел первый тот фестиваль, построен храм Взаимопонимания. В других лекциях этот учитель рассказывал о проводимых им и его учениками в ЮАР, в Польше и по всему миру Фестивалях духовности, на которых люди знакомятся с ведической древней культурой, объединяющей всех на над-национальной платформе. Когда я спрашивал «Кто это?» – каждый раз слышал в ответ: «Это лекция Шрилы Индрадьюмны Свами». Через два месяца никто из монахов уже не сомне-вался, что я – ученик Индрадьюмны Свами, хотя я еще даже не видел его фотографии.
Когда я его впервые увидел, то сразу подумал: «Если в этом мире есть кто-то, кто может вернуть меня домой, к Богу, то это, вне сомнения, он!». Через четыре месяца я и два других монаха получили у него посвящение.
Получая посвящение, ученик обещает, что у него не будет сексуальных отношений вне брака, что в течение жизни он будет придерживаться вегетарианской диеты, предотвращая убийство животных; не будет употреблять алкоголь и курить, играть в азартные игры, зара-
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
батывать деньги нечестными способами. Это предохранит его от проблем со здоровьем и
с окружающим миром. Но самое главное – ученик обещает каждый день полтора-два часа внимательно, с верой повторять Имена Бога.
Некоторые думают, что отношения ученика и учителя – это общение при личных их встречах, но это не так. Отношения ученика и учителя – это когда ученик следует наставле-ниям учителя. Эта связь – связь духовного уровня, она существует вне пространства и вре-мени. До тех пор, пока ученик следует наставлениям учителя – он сохраняет с ним связь, даже если учитель ушел с этой планеты. Милость учителя содержится в его наставлениях. Где бы ни находился учитель – ученик получает его милость в той мере, в какой он делает наставления гуру смыслом всей жизни. Когда ученик в смиренном состоянии духа, с умо-настроением служения настраивается на учителя – необходимые знания приходят к нему изнутри.
В этом я убедился на собственном опыте. Я имел возможность видеть учителя иногда только два раза в год, а иногда и раз в два года, и, когда у меня возникали вопросы, на кото-рые никто не мог дать ответа, я писал ему письма. И в большинстве случаев к тому моменту, когда я ставил подпись: «Ваш покорный слуга», ясный ответ приходил изнутри. Я с благо-дарностью кланялся изображению учителя и сжигал или разрывал свое письмо. Так я полу-чил очень много ответов.
В «Махабхарате» есть знаменитая история о принце лесного племени нишадхов Эка-лавье, который стал искусным лучником, поклоняясь в лесу скульптурному изображению учителя военных искусств Дроначарьи. Считая себя его нижайшим слугой, настраиваясь на него в глубоком смирении, он получал от него все необходимые знания. Существуют четыре вида учеников: одни получают наставления, но не следуют им. Другие следуют, но без боль-шого желания. Третьи выполняют их с радостью, чего бы им это ни стоило. Но есть и дру-гие ученики, которые выполняют желания гуру еще до того, как он их попросит: благодаря преданности они чувствуют их. Настраиваясь, как на камертон, на того, кто стал гармонич-ным, мы тоже достигаем гармонии. Следуя наставлениям того, кто – через служение своему учителю – посвятил себя Богу, ученик развивает способность чувствовать Бога через связь
с ним.
Положение отца и учителя (духовного отца) всегда будет особым. Вне зависимости от того, насколько у вас большая семья, связь с родом осуществляется только через отца. В какой степени человек почитает родителей, в той степени он получает силу, благословения рода. Точно так же, хотя существует много достигших совершенства святых, наставлениям которых мы следуем, основная связь с Богом осуществляется через того, чьих наставлений мы не можем ослушаться. В писаниях есть важное утверждение, что для ученика Всевыш-ний проявляет Себя в его учителе, в связи с чем природа духовного учителя по отношению к ученику, – так же, как и положение Господа Шивы – непостижима для разума. Бог един с Ними, как едино электричество и электрический провод. Хотя учитель – обыкновенный человек для других, для ученика он является внешним проявлением Бога. В этом я однажды убедился на собственном опыте.
В 1996 году я руководил благотворительным проектом в Москве – созданием бесплат-ной столовой для студентов биологического факультета МГУ. Инициатором проекта была президент Общества вегетарианской культуры, профессор МГУ Лариса Марковна Поздняк. Я создал команду из 11 человек, которые собирали пожертвования, нашли спонсоров среди бизнесменов – выпускников МГУ, а один мой знакомый – директор строительной фирмы – бесплатно отремонтировал помещение. Это был один из самых удивительных проектов, в котором мне доводилось участвовать.
Полтора года студенты питались в этой столовой бесплатно – талоны на эти обеды они получали в студенческом комитете при условии хорошей успеваемости, до получения двоек.
А. Усанин. «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры»
Так, одновременно популяризуя вегетарианство среди молодежи, мы повышали и успева-емость в вузе. Все были довольны: профессора и студенты. Меню было отработано пре-восходно: во время презентации весь педагогический состав главного университета России был весьма впечатлен, а во время работы столовой по МГУ поползли слухи, что на биофаке бесплатно кормят вкуснее, чем в других столовых за деньги. Студенты других факультетов тоже хотели побывать в этой, ставшей знаменитой, столовой, и некоторые даже выменивали талоны у друзей. Столовая успешно просуществовала до экономического дефолта в 1998-м, после чего ее сделали платной. В то время я помогал руководить гуманитарной миссией в послевоенной Абхазии, поэтому у меня не было возможности вернуться в Москву, чтобы найти других спонсоров. Но здесь я хотел рассказать об истории, которая случилась перед открытием этой волшебной столовой.
Находясь в Москве с паспортом гражданина Литвы, я периодически возвращался в Прибалтику сделать новую российскую визу. Как раз накануне открытия этой столовой мы с моим другом из Вильнюса, который жил и работал в России, сделали себе новые визы и рано утром выехали на его автомобиле в Москву. Правительство Литвы тогда издало указ, разрешающий выезжать за предел<