Создание и развитие индийской общины за пределами Индии
Во многих странах, в том числе и в России, живут индийцы. В основном, это студенты, бизнесмены, работники посольства. Среди них есть также и преданные. Например, индийская община в Москве насчитывает около 20 тысяч человек. Храм сознания Кришны для них – единственное место посреди чужого города, где они могут почувствовать себя как дома, в той духовной и культурной среде, к которой они привыкли. Специально для них можно организовывать духовные программы, как на территории храма, так и за его пределами в арендуемых залах и на нама-хаттах. Обычно такая программа состоит из киртана, короткой лекции, обсуждения философии, ответов на вопросы и раздачи прасада. В некотором смысле, индийцы являются «естественными» преданными, так как многие из них в своем образе жизни сохраняют черты ведической культуры. Культивирование индийской общины, проповедь ее членам возрождения своего культурного наследия – это одна из тех программ, к которым Шрила Прабхупада относился с особым вниманием. Явившись на Землю 500 лет назад, Господь Чайтанья дал такое наставление: «Каждый, кто родился в Бхарата-варше, должен заниматься высшей благотворительной деятельностью, пара-упакара, т.е. распространением сознания Кришны». К сожалению, немногие индийцы приняли это наставление как свою миссию и посвятили этому свою жизнь. Однако, благодаря этому виду проповеди, многие индийцы могут активно включиться в движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Во многих местах, типа Южной Африки, Маврикия и других местах, где есть большие индийские общины, их культивирование является одной из основных проповеднических программ храмов.
По всему миру ИСККОН состоит из множества храмов и общин, которые в каком-то смысле представляют собой плацдармы для проповеди. Все остальные функции храма (менеджмент, строительство, ремонтные работы, поддержание чистоты и т.д.) предназначены только для того, чтобы те, кто находятся на передовой проповеди, могли ее продолжать и расширять. Существуют 2 основных направления проповеди: проповедь преданным (в том числе, и самим проповедникам) и внешняя проповедь, привлекающая людей к духовной практике. Если преданный живет и служит в брахмачари-ашраме храма, то его практическое служение должно быть связано с той или иной проповеднической программой. Чтобы оставаться брахмачари, преданный должен заниматься брахманической деятельностью, обучаться и проповедовать и не стремиться к излишествам в жизни. Обычно руководство храма организовывает все таким образом, чтобы все брахмачари были обеспечены всем необходимым для поддержания и тела, и духовной жизни (теплый ночлег, прасад, одежда, общение, духовные программы, служение алтарю и т.д.). Например, брахмачари могут возглавлять какую-то проповедническую программу, в которой задействованы также и преданные-грихастхи, либо проводят эту программу полностью своими силами. Но, в любом случае, брахмачари могут быть полностью поглощены проповедью при условии, что преданные, приходящие в храм, помогают храму с хозяйственной и финансовой стороны. Тогда брахмачари свободны от головной боли, связанной с поддержанием храма, и могут все свои силы отдать проповеди.
Обычно, если в каком-либо месте нет храма, и преданные объединяются в единую общину вокруг нама-хатты (одной или нескольких), то они, могут сами организовывать любую из проповеднических программ, если у них есть энтузиазм и умение сотрудничать. Не самым лучшим методом организации какой-либо программы является такой образ действий, когда тот, кто придумал программу, просто административным способом назначает исполнителей своего плана. Такая проповедническая программа не жизнеспособна, и маловероятно, что преданные, участвующие в ней, будут вдохновлены проводить ее.
Как показывает практика, если искусственно ограничивать энтузиазм преданных, желающих начинать новые программы, и пытаться фанатично вписывать их рвение проповедовать в те рамки, которые уже есть (например – «у нас только программа «Пища жизни» или распространение книг»), то это обычно приводит к потере энтузиазма. Но для специфических форм проповеди все же требуется определенная материальная и духовная квалификация. Поскольку проповедь, основанная только на голом энтузиазме, без знания и умений может привести к отрицательным последствиям, т.е. быть антипроповедью. Например, если преданный распространяет книги с мыслями о доходе для себя или, желая насильственно обратить всех в «кришнаитов», угрожая при этом тем, кто не принимает такую «проповедь», то, в целом, это неприемлемо. Но, особенно, такой фанатик должен быть отстранен от проповеди в правительственных кругах, прессе и на телевидении или на радио, среди ученых или студентов. Все эти категории людей обладают сильно развитым чувством собственного достоинства и имеют влияние в обществе, поэтому проповедь им требует как духовных знаний и осознаний, так и способности правильно общаться с такими людьми, знание их языка и манеры общения.
В том случае, когда в городе, например, есть несколько нама-хатт, они могут соревноваться между собой в распространении книг или прасада или совместными усилиями проводить фестивали, программы «Пища жизни» или «Проповедь студентам» и т.д. Если есть опытные семейные преданные, чье участие в проповеднической программе очень важно и это отнимает у них много времени, то община должна помочь им в поддержании семьи.
[1] Джи Би Си (англ. GBC или Governing Body Comission) - буквально, Управляющий Совет
[2] Всем этим методам одновременно следовал Амбарнша Махарадж
[3] Вера - это убежденность в том, что, просто занимаясь преданным служением, можно достичь высшего совершенства жизни.
[4] Знание - это понимание того, почему писание истинно, оно включает в себя реализацию, полученную благодаря общению с осознавшими себя личностями, а также личный духовный опыт.
[5] Подробности смотри «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване» Донецк. ВАК, 2001 г.