Раздел 12. Философия проповеди
Господь Чайтанья распространил юга-дхарму: воспевание Святого Имени – нама-санкиртану. «Пойте Святое Имя, танцуйте в экстазе для Господа и вкушайте прасада и вы будете счастливы». Хотя воспевание Святого Имени как средство достижения духовного совершенства было известно всегда, именно в этот век, кали-югу, в котором почти полностью отсутствуют основы религии, позволяющие прийти к совершенству другими путями, оно является единственным путем, ведущим к Богу. Точно также, шастры существовали всегда. Но именно Шрила Прабхупада сделал распространение духовной литературы настолько широким, что это можно сравнить с огромной мридангой (брихад-мриданга), благодаря которой Святое Имя услышали в самых дальних уголках Земли.
Таким образом, есть 3 основные формы проповеди, предназначенной для всех и для каждого: воспевание Святых Имен (харинамы), распространение прасада и распространение книг. (НС, стр.208-214; ШБ 3.9.34)
Помимо этих трех форм широкой проповеди существуют множество других форм, предназначенных для более специфических категорий людей, например, правительственные круги или работники прессы и телевидения, ученые и интеллигенция или люди, находящиеся в бедственном положении в горячих точках планеты и т.д.
Таким образом, в ИСККОН существуют такие проповеднические программы, которые включают в себя и общие, и специфические формы проповеди:
· Распространение книг.
· Программа проповеди прихожанам – нама-хатта.
· Воскресные программы (пиры) в храме.
· Программа связей с общественностью и средствами массовой информации (ISKCON Communication).
· Харинамы и фестивали.
· Распространение прасада (Food for life).
· Падаятры.
· Программа проповеди индийскому населению.
· Программа проповеди ученым.
· Программы по обучению ведической кулинарии.
· Поклонение Божествам.
· Прием гостей в храме.
· Постановка театральных представлений на темы сознания Кришны.
· Проповедь студентам и школьникам.
· Программа проповеди молодежи (Харе Кришна рок и т. д.).
· Начальное обучение начинающих преданных («Курс подготовки бхакт»).
· Вайшнавское высшее образование.
· Сельскохозяйственные общины, защита коров, борьба с загрязнением окружающей среды.
· Массовые программы по пропагандированию ведической культуры и совместные с Индией культурные программы.
· Ответы на вопросы людей, интересующихся сознанием Кришны, по телефону.
Основные цели проповеднической деятельности отражены в уставном документе ИСККОН «Семь целей ИСККОН» и, в целом, их можно разделить на несколько категорий:
1. пропаганда простого и здорового образа жизни широким слоям населения;
2. привлечение людей, склонных начать заниматься духовной практикой;
3. создание благоприятных условий для широкой проповеди в массах;
4. углубление понимания духовной жизни преданными и воспитание серьезных, квалифицированных преданных-проповедников, священнослужителей, менеджеров. (Лекция по ШБ 6.1.42. Лос-Анжелес 22.07.75)
Шрила Прабхупада характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:
1. книги – наша основа;
2. проповедь – наша сущность;
3. чистота – наша сила;
4. практичность – наш принцип.
Любой искренний преданный должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под влиянием гуны благости и выше) (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады, стр. 16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337; «Еще один шанс», стр. 162-168):
1. стремление очиститься от привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс», стр. 152-153);
2. желание удовлетворить духовного учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);
3. чувство долга по отношению к гуру и Кришне;
4. выполнение указания духовного учителя;
5. желание обрести сострадание к людям;
6. понимание важности и насущности духовного знания для страдающих живых существ;
7. чистая любовь к Богу и сострадание, проистекающее из неё.
Однако проповедник должен обладать следующими качествами:
1. преданность гуру и Кришне;
2. смирение;
3. серьёзность;
4. отсутствие ложного эго;
5. знание философии, практики и культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);
6. желание просто следовать по стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;
7. принятие руководства духовного учителя (ШБ 3.8.7);
8. честность и открытость;
9. уважение к людям;
10. энтузиазм (НН, т.З).
Во время проповеднической деятельности преданный постоянно сталкивается с материалистичными людьми и, таким образом, может подвергаться их влиянию (джана-санга). Тем не менее, проповедник, имеющий сильную садхану, и потому наполненный сознанием Кришны, не принимает общение других людей, навязывающих свои материалистические идеалы и цели, а, наоборот, дает свое общение, делясь тем сознанием Кришны, которое он уже имеет. Это подобно тому, как невозможно ничего влить в шланг, если из него потоком бьет вода. (ШБ 2.8.5-6)
Проповедь очищает не только того, кто с верой и вниманием ее слушает, но и того, кто с такой же верой и убежденностью говорит. Проповедник зависит от воли Параматмы и не поддается влиянию ума. Контакт с Параматмой и внутренней энергией (благодаря преданному служению) очищает каждого. (ШБ 2.4.11)
Чтобы стать стабильным в служении миссии санкиртаны, необходимы:
1. чистота мотивов (желаний);
2. преданность Господу; (ШБ 2.9.19)
3. ясное и глубокое понимание миссии Господа;
4. понимание своего положения;
5. зависимость от гуру и Кришны. (ШБ 2.4.11)