Тема 8. Конституциональное положение души

Дхарма – это естественная, неотъемлемая деятельность, соответствующая какому-либо положению. Неотъемлемое качество чего-либо (БГс.ЗЗ; ШБ 3.25.11).

Санатана-дхарма – бескорыстное преданное служение Господу.

Отождествление себя с чем-либо сразу же налагает определенные обязанности, естественно связанные с этим положением. Так, брахман имеет брахмана-дхарму, женщина – стри-дхарму, правитель – дхарму кшатрия и т.д. (БГ 3.35).

Дхарма имеет божественную природу, поскольку дается Господом и описана в Ведах. (БГ 3.15). Однако, из-за того, что она присутствует там, где есть ложное отождествление себя с каким-то положением, она временна. Человек может сменить представление о себе и, соответственно, изменится и его дхарма (БГ с.ЗЗ). Предназначение дхармы в том, чтобы очистить живое существо от ложных представлений о себе (БГ 2.31; 3.5; 3.7-9; ШБ4.20.9).

Тот, кто полностью избавился от ложных отождествлений, осознав себя слугой Господа, Его духовной частичкой, не имеющей никакого отношения к любым материальным формам и положениям, также свободен и от материальной дхармы (БГ 3.19). Такая личность занята своей вечной, неизменной дхармой – санатана-дхармой — бескорыстным преданным служением Господу. (БГ с.32; ШБ 3.25.11; 3.28.2). Эта дхарма не прерывается сменой тела, перемещением в пространстве и времени, в духовном мире преданный занимается тем же – преданным служением Господу (ШБ 4.9.11). И право вернуться в свое изначальное положение слуги Бога остается у обусловленной души всегда и везде, требуется лишь ее желание (НП с.46; ШБ 3.7.10; 3.27.14; 3.27.14; ).

Однако, в зараженных эгоизмом умах живых существ представление о санатана-дхарме может быть искажено (ШБ 3.32.40). То есть по внешней форме деятельность может напоминать преданное служение (служение Божествам, воспевание святого Имени, служение вайшнавам и т.д.), но ее цель – удовлетворение не Господа. Целью, например, может быть освобождение, благочестие, личное удовлетворение и даже чувство долга, не связанное с духовным учителем (БГ 3.19; ШБ 5.8.9; 5.8.14; 5.8.21-22). Результат такой деятельности – благочестивая карма («Апасампрадаи: отклонившиеся вайшнавские секты». Сухотра Свами. с. V-IX; с. 17-20).

Еще одна форма извращенного понимания преданного служения – это лесть и подобострастие. В отличие от ритуального восприятия бхакти, здесь во внешней видимости присутствует желание удовлетворить Господа и Его преданных. Однако, эти действия притворны, поскольку имеют корыстную цель: своей услужливостью обрести что-то для себя: удобства, власть или покровительство, славу, или даже какую-то уверенность в своем будущем (БГ 3.30). Таким образом, отсутствует сам источник преданного служения: искреннее восхищение качествами Господа и Его преданных (ШБ 4.15.23-25; 4.16.2-3).

Положение живого существа по отношению к Господу можно сравнить с тем, как связана рука с телом. Рука является частью тела и имеет ценность в том, чтобы служить целому телу, будучи связанной с ним. Рука, отделенная от тела, ценности не представляет. (ШБ 4.30.16; НП с. 66; ШБ 1.5.20; 1.9.44; 3.29.35).

Качественное единство души с Господом подобно единству солнечных лучей и Солнца. Оба также несут свет и тепло, однако, Солнце – источник бесконечного числа таких лучей (ШБ 2.6.21).

Тема 9. Обусловленная душа: падение дживы, предопределенность, свобода воли и закон кармы

Каждое действие, совершенное не в сознании Кришны, то есть не для удовлетворения Кришны, несет последствия – карму (БГ 4.17; ШБ 1.8.35; 1.13.50; 2.8.14). Эти последствия проявляются либо как обстоятельства, условия жизни, либо как желания живого существа. Греховные, противоречащие священным писаниям действия приводят к неблагочестивой карме (викарме), то есть страданиям (БГ 14.16; ШБ 1.17.11). Благочестивая деятельность приводит к накоплению возможностей для удовлетворения чувств в будущем – карме (БГ 8.3; БГ с.24-25; 2.27; 13.21; ШБ 2.9.2; 2.1.16; 1.13.42). Грубое и тонкое тело живого существа являются результатом его деятельности в прошлых жизнях. Оно несет в себе как определенные характеристики и способности, так и желания, тип психического восприятия (БГ 2.27; 15.8; 18.61; ШБ 1.2.33; 1.15.29; 1.12.19). Тело, получаемое живым существом, определяется как его желаниями на момент оставления предыдущего тела, так и теми ограничениями на их реализацию, которые создала его греховная деятельность (викарма) (БГ 13.30). Поэтому даже, когда человек обретает сознание Кришны, и желания его меняются, он, оставаясь в «старой машине», вынужден мириться с ее характеристиками и способностями (ШБ 1.2.10).

Но, достигнув своего изначального сознания, человек обретает полную свободу воли и способен не соприкасаться со всем происходящим с ним, «хорошими и плохими» обстоятельствами и событиями. Он не испытывает страданий и наслаждений благодаря тому, что отстранен от деятельности чувств и ума, предназначенных для того, чтобы испытывать эти кармические последствия (ШБ 3.27.10). Он способен во всем видеть лишь благоприятный фактор очищения его сознания и укрепления его воли – стремления к Кришне. Преданный, делая всегда свой выбор в пользу Кришны, а не желаний чувств и ума, увеличивает свою свободу от их влияния (ШБ 1.7.5; 1.2.8; 1.13.39; 1.15.29; 3.27.24; БГ 4.16-23).

Таким образом, живое существо обладает свободой выбора: Кришна или материальная иллюзия. Выбрав иллюзию, оно попадает под ее власть и власть деятельности и её последствий (кармы) (ШБ 1.13.42: 2.6.36 (324): 2.1.22: 2.5.32: 2.9.2: 2.2.35: 2.6.42: 4.9.36: 3.27.20: 3.27.5: 3.31.15: ИВН с. 740).

Человек, неправильно пользующийся своей свободой выбора, идущий на поводу чувств и ума (полная программа кармы), своей реакцией на приходящую карму (последствия) создает новую карму (новые события, укрепление независимых желаний) (ИВН с. 739). Бесконечная череда: события – реакция – последствия – является «топливом» для повторения все новых и новых рождений и смертей (ШБ 3.31.44). Только правильно пользуясь своей свободой выбора, живое существо «выключает вентилятор своей кармической деятельности» и, развивая свою истинную природу, очищается от уже созданной ранее кармы (БГ2.49; 9.2; 4.17-18; ШБ 1.8.35; 1.2.15; 2.7.49; 1.2.8).

Хотя у живого существа всегда есть свобода воли, тем не менее, воспользоваться ею правильным образом может только существо, обладающее высоким разумом и поэтому способное действовать осознанно. В какой мере живое существо действует осознанно, отдавая себе отчет в своих действиях, в такой мере у него есть свобода выбора (ШБ 1.5.15). Машина тела животного, в которую джива попадает, благодаря своим же желаниям и прошлой деятельности, с которым себя душа отождествляет, очень сильно покрывает истинную природу ее сознания. Поэтому в таком случае джива может лишь подчиняться карме, не создавая новой (поскольку нет акта сознательной реакции и выбора) (БГ 13.21). Тонкое и грубое тела человека, хотя и сотканы кармой, не покрывают душу настолько, чтобы она была не способна оценивать и реагировать сознательно благодаря высокоорганизованному разуму. Хотя животные лишены возможности обрести свободу путем практики, тем не менее, милость Господа или Его преданного может пробудить в них духовное сознание (ШБ 1.2.32; 3.25.21).

Кришна, находящийся как Параматма в сердце рядом с живым существом, осознает делаемый им выбор (БГ 13.21; 4.14) и санкционирует действия материальной природы, производимые с телом живого существа (ШБ 1.8.28; 1.13.43; 2.2.35). Если живое существо поворачивается в Его сторону и обращается с вопросом к Параматме о правильности своего выбора (ШБ 3.27.14), Она подсказывает ему сначала как голос совести, а затем как духовный учитель, а также голос разума. Полностью очистившееся живое существо способно слышать наставления Параматмы непосредственно в своем сердце. Таким образом, необходимость осуществления выбора всегда остается даже у преданного, поскольку последовать голосу совести, разума и духовного учителя он должен сам, сознательно. Голос Параматмы очень тих, и слышать его может только тот, кто сознательно прислушивается к нему, то есть тот, кто уже сделал свой выбор в пользу служения Кришне (БГ с. 4; 3.31; ШБ 1.2.33; 1.7.5).

Преданный может считать, что «Бог всемогущ, и поскольку я являюсь преданным, то Он должен освободить меня от «ненужных» страданий и предоставить мне все условия для преданного служения». Но это заявка на то, чтобы «Бог нарушил ради меня законы материального мира, в который душа приходит по своему выбору» (ШБ 1.13.43; 3.25.40; 2.9.1; 1.17.18).

Ожидания же, что Бог насильно освободит преданного от материальных желаний, препятствующих его прогрессу, говорит о том, что преданный не осознает еще природы преданности. Он должен сам поднести к лотосным стопам гуру и Кришны все эти желания, отречься от них сознательно ради возможности продолжать служение. Процесс сознательного отказа от них и есть процесс роста желания преданного служения Кришне, процесс предания себя Господа (БГ 3.31; ШБ 1.13.43; 3.25.40).

Поэтому ответственность преданного заключается в том, чтобы вести свой ум по пути предания и помогать окружающим делать то же самое (ШБ 2.9.24; 2.2.7; 2.9.31 (509); 2.2.36; ИВН с.739).

О происхождении дживы см. «Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с. 76-77; «Наше изначальное положение», Джи-Би-Си пресс.


Наши рекомендации