В материальном мире существуют два метода получения знания – индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений. Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец?

Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратъякши и ануманы).

Дедуктивный (нисходящий) метод – означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы. Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды.

Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод – шабда – слушание из авторитетного источника (УГК с. 189-190). Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.

Таблица «Три метода познания мира и их недостатки»

Название метода Определение Недостатки, ограничения
Пратьякша Чувственный опыт. Непосредственное восприятие при помощи чувств и ума 1. Четыре недостатка обусловленной души: · склонность совершать ошибки; · склонность впадать в иллюзию; · склонность обманывать; · несовершенство чувств; 2. Ограниченность настоящим временем
Анумана Логический вывод на основе обобщённого опыта 1. Получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши 2. Бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума
Шабда или шрути Получение знания посредством слушания авторитетного источника Относится к абсолютному знанию, полученно­му из авторитетного, достойного абсолют­ного доверия источника. Конечным источни­ком этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). В этом мире Господь проявляет себя через три источника: · гуру · шастры · садху

Тема 4. Три раздела ведического знания

Определения

(«Парипрашна», Гоур Говинда Свами стр. 25-26; 23)

Самбандха – связь, взаимоотношения. В бхакти-йоге – Бхагаван.

Самбандха-гьяна – описание природы вещей и их взаимоотношений.

Абхидхея –метод, процесс. В бхакти-йоге – садхана.

Абхидхея-гьяна – описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения.

Прайоджана –цель, совершенство, результат. В бхакти-йоге – према.

Прайоджана-гьяна – описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса.

В соответствии сучением Господа Шри Кришны Чайтаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:

· Кришна – единственный источник абсолютного знания

· Он всемогущ

· Он суть океан трансцендентного блаженства

· Живые существа суть Его неотъемлемые частицы

· Некоторые живые существа обусловлены материальной природой

· Некоторые живые существа свободны от материальной природы

· Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него

· Беспримесная преданность – это единственное средство освобождения для обусловленных душ

· Любовь к Верховному Господу – это единственная цель жизни

В первом положении дается метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхею, а девятое – прайоджану. Вместе с вводным положением получается десять утверждений и их называют даша-мулой.

Три Божества Вриндавана

Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване и Он принимает формы Мадана-Мохана, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана, и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.

Господь Мадана-Моханапривлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности, и мы вручаем себя ему, прося о духовном посвящении. Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чаитаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать Его чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитай, когда Господь Чайтанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И, наконец, Господь Чайтанья милостиво раскрывает Себя как Кришна – Мадана-Мохана, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голока Вриндаване. Это самбандха-гъяна.

Затем как Говинда или «Тот, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданном служении», Кришна раскрывает нам абхидхея-гъяну: Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение. «Говинда» означает «Тот, кто приносит наслаждение коровам и чувствам». У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире. Но подлинное наслаждение наши чувства будут испытывать только тогда, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Кришне. И Кришна рад служить Своим преданным так же, как Он постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни.

Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением. Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтъя-гуру. По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чайтаньи, и так оказываемся достойными получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, мы начинаем понимать, что повторение святых имен – это личное служение Радхе и Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.

И, наконец, как Гопинатха или «повелитель гопи», Он лично является перед нами, олицетворяя Собой высшее совершенство – прайоджана-гъяну. На этой стадии мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение. Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги... Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Божества и источника высшего наслаждения для девушек Враджа.

Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали мусульмане, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством, и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся. В наше время эти три Божества находятся в Джайпуре. Паломники стараются увидеть все три Божества в один день, считается, что это дает возможность обрести Кришна-прему.

Итак, необходимо запомнить, что:

Божество Мадана-Мохана открывает знание самбандхи. Именно Ему нужно молиться, чтобы осознать, и установить эти взаимоотношения (ЧЧ, Ади, 1.19).

Божество Говиндаджи открывает знание абхидхеи. Говиндаджи принимает служение преданных и через свою форму чайтья-гуру (Сверхдуша) в сердце просвещает их, ведя к совершенству жизни (ЧЧ, Ади 1.19).

Божество Гопинатхи будучи самой совершенной формой Господа, покровительствует гопи – самым Своим возвышенным преданным. Его преданные, достигшие высот в своем преданном служении, молят о достижении чистой любви к Кришне – цели всех усилий (прайоджана) (ЧЧ,Ади 1.19).

Личности, которые являются ачарьями:

Самбандха-гьяна ачарья – Санатана Госвами.

Абхидхея-гьяна ачарья – Рупа Госвами.

Прайоджана-гьяна ачарья – Рагхунатх дас Госвами (ЧЧ Ади 1.19).

Не установив изначальные позиции между объектом (Верховным Господом) и субъектом (живым существом), невозможно говорить о развитии взаимоотношений. И, не следуя определенному процессу, невозможно достичь цели. Таким образом, сначала преданный осознает положение Господа, свое и материальной природы. Господь – Бхагаван, обладатель, джива (живое существо) – Его слуга. Начав с этих позиций самбандхи, мы можем принять процесс совершенствования этих отношений – бхакти. Совершенством этого процесса является обретение премы – чистой любви к Богу (ШБ 2.9.18; 2.9.4; 2.19.33-36; БГ 10.8- 11; ЧЧ, Ади 1.19; 1.47).

Майявади тоже имеют самбандху, абхидхею и прайоджану. Их самбандха заключается в вечности и неотличности дживы и Брахмана. Процесс достижения совершенства этого знания – гъяна, а результат – слияние с Брахманом. Таким образом, самбандха – Брахман, абхидхея – гъяна, прайоджана – Брахман.

У материалистов тоже есть самбандха, заключающаяся в утверждении: «Я -наслаждающийся; процесс достижения – вожделение (кама),а результат – смерть».

Таблица «Три раздела ведического знания»

Название Определение Божество, раскрывающее это знание Личность, которая является ачарьей
самбандха Связь, взаимоотношения  
самбандха-гьяна Описание природы вещей и их взаимоотношений Мадана-Мохан Санатана Госвами
абхидхея Процесс,метод  
абхидхея-гьяна Описание метода, с помо­щью которого можно осо­знать эти взаимоотношения Говиндаджи Рупа Госвами
прайоджана Совершенство, цель, результат. В бхакти-йоге -према  
прайоджана-гьяна Описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса Гопинатх Рагхунатх дас Госвами

Наши рекомендации