В материальном мире существуют два метода получения знания – индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений. Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец?
Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратъякши и ануманы).
Дедуктивный (нисходящий) метод – означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы. Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды.
Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод – шабда – слушание из авторитетного источника (УГК с. 189-190). Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.
Таблица «Три метода познания мира и их недостатки»
Название метода | Определение | Недостатки, ограничения |
Пратьякша | Чувственный опыт. Непосредственное восприятие при помощи чувств и ума | 1. Четыре недостатка обусловленной души: · склонность совершать ошибки; · склонность впадать в иллюзию; · склонность обманывать; · несовершенство чувств; 2. Ограниченность настоящим временем |
Анумана | Логический вывод на основе обобщённого опыта | 1. Получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши 2. Бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума |
Шабда или шрути | Получение знания посредством слушания авторитетного источника | Относится к абсолютному знанию, полученному из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). В этом мире Господь проявляет себя через три источника: · гуру · шастры · садху |
Тема 4. Три раздела ведического знания
Определения
(«Парипрашна», Гоур Говинда Свами стр. 25-26; 23)
Самбандха – связь, взаимоотношения. В бхакти-йоге – Бхагаван.
Самбандха-гьяна – описание природы вещей и их взаимоотношений.
Абхидхея –метод, процесс. В бхакти-йоге – садхана.
Абхидхея-гьяна – описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения.
Прайоджана –цель, совершенство, результат. В бхакти-йоге – према.
Прайоджана-гьяна – описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса.
В соответствии сучением Господа Шри Кришны Чайтаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:
· Кришна – единственный источник абсолютного знания
· Он всемогущ
· Он суть океан трансцендентного блаженства
· Живые существа суть Его неотъемлемые частицы
· Некоторые живые существа обусловлены материальной природой
· Некоторые живые существа свободны от материальной природы
· Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него
· Беспримесная преданность – это единственное средство освобождения для обусловленных душ
· Любовь к Верховному Господу – это единственная цель жизни
В первом положении дается метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхею, а девятое – прайоджану. Вместе с вводным положением получается десять утверждений и их называют даша-мулой.
Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями – это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване и Он принимает формы Мадана-Мохана, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана, и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.
Господь Мадана-Моханапривлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности, и мы вручаем себя ему, прося о духовном посвящении. Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чаитаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать Его чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитай, когда Господь Чайтанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И, наконец, Господь Чайтанья милостиво раскрывает Себя как Кришна – Мадана-Мохана, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голока Вриндаване. Это самбандха-гъяна.
Затем как Говинда или «Тот, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданном служении», Кришна раскрывает нам абхидхея-гъяну: Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение. «Говинда» означает «Тот, кто приносит наслаждение коровам и чувствам». У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире. Но подлинное наслаждение наши чувства будут испытывать только тогда, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Кришне. И Кришна рад служить Своим преданным так же, как Он постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни.
Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением. Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтъя-гуру. По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чайтаньи, и так оказываемся достойными получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, мы начинаем понимать, что повторение святых имен – это личное служение Радхе и Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.
И, наконец, как Гопинатха или «повелитель гопи», Он лично является перед нами, олицетворяя Собой высшее совершенство – прайоджана-гъяну. На этой стадии мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение. Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги... Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Божества и источника высшего наслаждения для девушек Враджа.
Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали мусульмане, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством, и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся. В наше время эти три Божества находятся в Джайпуре. Паломники стараются увидеть все три Божества в один день, считается, что это дает возможность обрести Кришна-прему.
Итак, необходимо запомнить, что:
Божество Мадана-Мохана открывает знание самбандхи. Именно Ему нужно молиться, чтобы осознать, и установить эти взаимоотношения (ЧЧ, Ади, 1.19).
Божество Говиндаджи открывает знание абхидхеи. Говиндаджи принимает служение преданных и через свою форму чайтья-гуру (Сверхдуша) в сердце просвещает их, ведя к совершенству жизни (ЧЧ, Ади 1.19).
Божество Гопинатхи будучи самой совершенной формой Господа, покровительствует гопи – самым Своим возвышенным преданным. Его преданные, достигшие высот в своем преданном служении, молят о достижении чистой любви к Кришне – цели всех усилий (прайоджана) (ЧЧ,Ади 1.19).
Личности, которые являются ачарьями:
Самбандха-гьяна ачарья – Санатана Госвами.
Абхидхея-гьяна ачарья – Рупа Госвами.
Прайоджана-гьяна ачарья – Рагхунатх дас Госвами (ЧЧ Ади 1.19).
Не установив изначальные позиции между объектом (Верховным Господом) и субъектом (живым существом), невозможно говорить о развитии взаимоотношений. И, не следуя определенному процессу, невозможно достичь цели. Таким образом, сначала преданный осознает положение Господа, свое и материальной природы. Господь – Бхагаван, обладатель, джива (живое существо) – Его слуга. Начав с этих позиций самбандхи, мы можем принять процесс совершенствования этих отношений – бхакти. Совершенством этого процесса является обретение премы – чистой любви к Богу (ШБ 2.9.18; 2.9.4; 2.19.33-36; БГ 10.8- 11; ЧЧ, Ади 1.19; 1.47).
Майявади тоже имеют самбандху, абхидхею и прайоджану. Их самбандха заключается в вечности и неотличности дживы и Брахмана. Процесс достижения совершенства этого знания – гъяна, а результат – слияние с Брахманом. Таким образом, самбандха – Брахман, абхидхея – гъяна, прайоджана – Брахман.
У материалистов тоже есть самбандха, заключающаяся в утверждении: «Я -наслаждающийся; процесс достижения – вожделение (кама),а результат – смерть».
Таблица «Три раздела ведического знания»
Название | Определение | Божество, раскрывающее это знание | Личность, которая является ачарьей |
самбандха | Связь, взаимоотношения | ||
самбандха-гьяна | Описание природы вещей и их взаимоотношений | Мадана-Мохан | Санатана Госвами |
абхидхея | Процесс,метод | ||
абхидхея-гьяна | Описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения | Говиндаджи | Рупа Госвами |
прайоджана | Совершенство, цель, результат. В бхакти-йоге -према | ||
прайоджана-гьяна | Описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса | Гопинатх | Рагхунатх дас Госвами |