То, что вы принимаете с полной верой, случается
3 января 1980 г.
Махарадж : Весь ваш мир — это творение вашего бытия. Вам, возможно, трудно это принять, но подумайте о мире своих снов.
Посетитель : Нереальное пробуждение в глубоком сне приводит к появлению мира сновидений. Для его возникновения не нужен Бог.
М : То, что применимо к состоянию сновидения, применимо и к состоянию бодрствования. Ваше сознание — не что иное как Бог. Вы осознали своё величие?
П : Я жалкий смертный, который пытается познать Истину.
М : Чем вы являетесь без телесной формы? Я обращаюсь к этому. Ночью вы не можете видеть объекты в темноте. Когда восходит солнце, те же самые объекты становятся видимыми. Точно так же в глубоком сне объекты невидимы. Ваше пробуждение — это то солнце, в свете которого мир становится видимым.
Если вы умаляете себя до тела, вы страдаете. Без тела вы невидимы. Направьте на это ваше внимание. Даже в полной темноте вы знаете, что вы есть. Держитесь этого. Медитируйте на это.
П : Мы никогда не ставим под вопрос реальность переживаемого, будь то в состоянии бодрствования или во сне, пока он длится.
М : Все переживания сопровождает ваше чувство бытия. Когда чувство бытия отсутствует, как в глубоком сне, тогда нет ничего. Вы видите яркое послеполуденное солнце даже в безлунную полночь. Вы называете это сном.
П : Как медитация может помочь пробудиться от этого сна? Мы спим даже тогда, когда бодрствуем.
М : Если вы правильно медитируете на своё сознание, со временем вы увидите в нём все пять элементов, три качества, пракрити и пурушу . Чтобы обрести полный покой и счастье, вы должны успокоить своё сознание, медитируя на него. Тогда вы будете настолько полны во всех отношениях, что не останется нужды в чём-то ещё.
П : Если смерть — миф, почему джняни умирает?
М : Если джняни говорит, что умрёт, то он не может быть джняни .
П : Мы поклоняемся богам Раме и Кришне. Были ли они людьми подобно нам? Если да, то мы можем стараться быть подобными им.
М : Они были в точности как вы. Если вы называете их воплощениями, тогда вы тоже — воплощение. Это величие сознания в человеческой форме. Единственное условие — его правильное использование под руководством Сатгуру .
П : Хотя Истина настолько проста, некоторые люди предпринимают огромные усилия, чтобы познать Истинное Я.
М : Если ученик не сомневается в учении своего Сатгуру , он постигает высшую Истину очень быстро. Но это редкий случай. Полная вера в своё сознание творит чудеса. На начальных стадиях людям рекомендуется повторять мантру и петь бхаджаны . Они тоже достигают, но гораздо медленнее.
П : Вы не могли бы посоветовать мне какую-нибудь регулярную практику, чтобы ускорить процесс?
М : В течение дня вы всё время заняты всякими делами. Хотя бы перед сном повторяйте: «Моё тело состоит из пяти элементов. Я не являюсь ими, так как я могу быть телом? Моя прана (жизненное дыхание) бесформенна. Моё сознание и ум тоже бесформенны. Как я могу быть ограничен такой маленькой формой? Я бесконечен и безграничен. Я вечен. Как я могу быть рождённым? Значит, никакой смерти также не может быть. Я вечно присутствующий Источник». Если вы будете настойчивы, необходимые перемены будут происходить в вас во время сна, и ваш духовный прогресс пойдёт легче и быстрее. То, что вы принимаете с полной верой, случается.
П : На днях я видел, как вы исцелили серьёзную болезнь у одного ученика.
М : Его состояние было действительно плохим. Я сказал ему: «С тобой всё в порядке. Ты абсолютно здоров». Он полностью мне доверял и пришёл ко мне в последней надежде. Он принял мои слова как абсолютную истину. Моей задачей было поселить в нём уверенность. Сработала его собственная вера. Он быстро поправился. Некоторые люди приписывают мне заслуги в случившихся чудесах. На самом деле я ничего не делаю. Если бы я мог творить чудеса, я бы творил их даже в отсутствие веры в меня. Не все получают пользу, приходя сюда.
П : Если Атма — одна на всех, тогда должно быть проще поверить в Сатгуру .
М : Атма одна, это Атма мира (джагадатма ), или Атма Вселенной (вишватма ), которая в конце концов сливается с лишённой качеств Параматмой . Но вера в Сатгуру у разных учеников разная. Тот, у кого нет полной веры, страдает соответственно. В одном из наших бхаджанов сказано, что даже Бог обязан помогать ученику, который абсолютно уверен, что его Сатгуру — это Парабрахман .
П : Хотя я не являюсь этим телом, оно более заметно, чем невидимое сознание.
М : Никогда не опускайте сознание на уровень тела. Сознание, или Атма, кажется заключённым в тело, но это не так. Оно везде, бесконечное и безграничное. Вы узнаёте о том, что существуете, благодаря телу. Но вы не тело.
Вы согласны с тем, что пространство безгранично. Но пространство, как и другие четыре элемента, возникают в сознании. То есть сознание больше пространства. Как тогда сознание может быть заключено в тело? Оно бесконечно и безгранично.
П : С кем мне советоваться после обретения знания Истинного Я, если у меня будут какие-то сомнения?
М : Наличие сомнений указывает на отсутствие знания Истинного Я. Концепция «я обладаю знанием Истинного Я» также должна отпасть.
П : Вы не могли бы рассказать, с чего лучше мне, как начинающему, начать своей поиск?
М : Сто лет назад вы не знали о своём существовании. Даже ваше тело возникло без вашего ведома. Ваше существование пребывало в состоянии отсутствия сознания. Теперь вы знаете, что вы есть. Вы должны узнать, как произошёл переход от отсутствия сознания к сознанию. Какова причина этого перехода и как он произошёл? Ваш ум не поможет вам выяснить это, так как в момент перехода он отсутствовал. Он возник позже. Достаточно, если он не будет мешать вам в процессе вашего поиска. Без него вы сможете погрузиться в хорошую медитацию, в которой все сомнения рассеются.
Ваш поиск Себя начался благодаря телу. Когда тела не было, вы не знали, что существуете. Поэтому не было нужды искать что-либо. Вы должны завершить этот поиск, пока есть тело. Медитация — это ключ к разрешению этой духовной загадки.
П : Что в конечном счёте обнаруживает духовный поиск?
М : Ваше чувство бытия (сознание) — это качество эссенции пищи, которую вы едите. Некто узнаёт, что он есть. Кто это? Он должен был присутствовать до того, как узнал о своём существовании. Но тогда почему он не знает, когда родилось тело? Тогда эссенция пищи тоже была готова, но она была незрелой. В незрелом манго нет сладости. Сладость приходит через несколько месяцев, когда манго поспевает. Точно так же сознание возникает спустя 3–5 лет после рождения тела. Какая самая важная вещь в вашей жизни?
П : Моё чувство бытия.
М : Если его нет, то что есть? Ничего. Значит, это ваш капитал. Оно для вас — всё, это ваш ключ к познанию Себя. Медитируйте на него. Когда ваше сознание обретёт покой, это будет концом всех ваших сомнений и вопросов. Тогда ваше счастье будет долгим.
П : Я существую, и у меня есть мои представления о себе. Как долго они будут присутствовать?
М : Пока ваше тело остаётся нетронутым. Здесь (в моём случае) нет никаких представлений. «То, что есть» нельзя описать. Оно не похоже ни на что. Я не считаю, что нужен этому миру, и всё же я ещё есть. Моё физическое существование — это сознание «я есть» в теле. Оно возникло само по себе и может уйти в любой момент. Какое значение я должен придавать этому ненадёжному физическому существованию? Моё настоящее существование не зависит от тела. Я существовал, когда тела ещё не было. Даже сейчас я существую независимо от тела. Чтобы существовать, мне не нужно тело, оно нужно только моему сознанию «я есть». Без тела я не знаю, что «я есть». В будущем я буду существовать без тела и без знания «я есть».
П : Бытие появляется так же, как возникает пробуждение от глубокого сна.
М : Тот, кто пребывал без качеств и за пределами сознания, внезапно стал сознавать. Он ниоткуда не пришёл, он только начал сознавать своё существование. Из состояния отсутствия знания возникло знание «я есть».
П : Бывают ли постоянные переживания?
М : Все ваши переживания зависят от вашего чувства бытия, которое само по себе непостоянно. Постоянно лишь состояние отсутствия переживаний.
П : Что нужно делать после встречи с мудрецом?
М : Постарайтесь всё время помнить его слова и следовать им, насколько это возможно. Это подведёт вас ближе к Реальности. Вы должны смотреть на себя, а не на Бога или других.
Мудрец богат без накоплений
4 января 1980 г.
Посетитель : Наши тела ценны благодаря сознанию. А в чём ценность сознания?
Махарадж : Сознание — это Бог. Что может иметь ценность, кроме сознания? Продвинутый ищущий говорит: «Я — бесформенное сознание».
П : Кто такой грешник?
М : Сознание никогда не умирает, оно лишь отделяется от тела. Тот, кто говорит: «Я умираю», — и есть грешник.
П : Мы так много получаем от нашего Сатгуру . Как оценить это?
М : Миллионер потерял память и пошёл просить милостыню на обочине. Друг узнал его и предложил помочь вернуть его обратно. Он рассказал ему, кто он такой, и назвал банк, в котором тот хранил свои миллионы. Можно ли ожидать, что нищий будет продолжать стоять на обочине? В духовности происходит то же самое. Я говорю вам, кто вы такие. Вы не жалкие смертные, а бесформенный, бессмертный, бесконечный и безграничный Источник. Если вы будете продолжать цепляться за свою старую личность, что я могу сделать?
П : Несколько тысяч рупий для нас важнее знания нашей истинной природы. Мы не понимаем её ценности. Мы понимаем только материальную выгоду, но не духовную.
М : Всё становится видимым благодаря вашему сознанию, хотя само оно невидимо. Мудрый теперь понимает ценность сознания, а глупец будет ожидать до своего конца. Сколько нужно потратить, чтобы пациент выжил? Часто деньги тут не помогают.
П : Несведущие живут как люди и умирают как люди. А что делает Сатгуру ?
М : Он поливает семена Брахмана в вас, и в своё время из них вырастет крепкое дерево Брахмана . Вы всегда — Чайтанья Брахман , на котором возникает видимость человеческого существа.
Помощь Сатгуру нужна для того, чтобы познать или реализовать наше истинное бытие.
П : Каким было моё прошлое рождение?
М : Этот вопрос возникает из-за отождествления с телом, которое состоит из земли, воды, огня, воздуха и пространства. Я отвечу на ваш вопрос после того, как вы скажете мне, каким было прошлое рождение элемента земли в вас. И каким было прошлое рождение воды в вас. А также огня, воздуха и пространства. Так же как не рождаются эти пять элементов, не рождается и состоящее из них тело.
П : Наши познания в этой области — сплошное неведение.
Почему Сатгуру так редки?
М : Их количество соответствует спросу. Много ли ищущих, желающих познать Истинное Я? В основном все ищут «я», а не Истинное Я. Тот, кто ни в чём не нуждается, приветствует истинных ищущих. Мудрец притворяется несведущим или даже безумцем, чтобы держать неподходящих людей на расстоянии. Искренне заинтересованным ищущим не составит труда встретить правильного человека.
П : Богатые и наделённые властью люди могут помочь с рекламой.
М : Кому нужна реклама?! Нужда в сознании здесь закончилась, что же тогда можно выгадать с помощью сознания? Мудрец богат без накоплений. Ваши желания и нужды делают вас богатыми или бедными. Вы можете встретить богатых попрошаек, но бедных, у которых нет желаний, найти трудно.
П : Где мне искать Истину?
М : Она внутри вас, не снаружи. Весь внешний поиск должен закончиться, чтобы всё сконцентрировалось на внутреннем поиске. Как только Истина обнаруживается внутри, она везде будет с вами.
П : Как избавиться от идеи «я есть тело»?
М : Вы не станете говорить, что являетесь пищей, которую едите. Вы должны ясно понять, что это тело — не что иное, как пищевая материя. Ваше сознание ест это тело во время голодания. Если постоянно напоминать себе об этом, эта идея отпадёт.
Вы бесформенны, но ваше тело — самая близкая форма, благодаря которой вы знаете, что «вы есть». Из-за этой близости вы принимаете это тело за свою форму.
П : Существую ли я без тела?
М : Да, но это существование без «я». Таким было ваше существование сто лет назад. Это Вечное существование. В нём нет «я» или «вас».
Оно одно. Одна и та же Атма во всех живых существах. Только их формы различаются, и им даются соответствующие имена.
П : Если я буду искать внутри, я получу освобождение?
М : Освобождение получат все ваши концепции. Без них вы уже свободны и не нуждаетесь ни в каком освобождении. Быть свободным от концепций — значит обрести истинное знание о том, что такое жизнь.
П : Почему мудрецы в основном хранят молчание и говорят только с немногими?
М : Почему Иисуса распяли, а Мансура[13]убили его приятели мусульмане? Лишь немногие могут слушать Истину терпеливо и переварить её. Истину нельзя давать всем подряд. Судьба основной массы людей — оставаться в неведении. Поэтому мудрецы передают знание лишь немногим избранным.
В моём случае исчез и Бог и преданный, и вот я здесь. Как вы это понимаете? Сейчас я чувствую, что людям не следует посещать и слушать меня. Брахма — это Бог-Создатель в индуизме. Говорится, что последний день и дата будут отмечены на лбу каждого живого существа. Но кто запишет последний день на лбу самого Брахмы? Шива, или Шанкара, — величайший Разрушитель, ответственный за всё исчезновение. Кто запишет последний день на лбу Шанкары? Все эти загадки здесь (в моём случае) разрешены. Все тайны раскрыты. Со всем этим моя истинная природа осталась незатронутой и неизменной. Я не могу предъявить свидетеля для подтверждения всего этого, да в этом и нет нужды.
Если кто-то спросит, есть ли у меня ум и каковы мои мысли, вышесказанное даст ему некое представление об этом.
П : Все формы должны быть вечными, поскольку Атма — единственная Истина.
М : Все формы — результат пяти элементов, которые не вечны. Ваша истинная природа бестелесна и не зависит от пяти элементов. Следовательно, она вечна. Вы сознаёте этот мир благодаря сознанию, которым не являетесь. Сознание — ваш инструмент, а вы — сознающий, который им пользуется.
Что вы можете свидетельствовать без сознания?
П : Ничего.
М : Поэтому забудьте о теле и сосредоточьтесь на сознании настолько сильно и долго, насколько сможете. Это называется медитацией. Тогда вы увидите этот мир как игру вашего сознания.
Если вы не знаете источник сознания, то что бы вы ни делали, это никогда не принесёт вам настоящего длительного счастья. Настоящее знание освобождает от иллюзорной несвободы.
П : Я люблю существовать. Для меня сознание — это благо.
М : Тогда почему вы спите? Попытайтесь жить без сна.
П : Регулярный сон — это необходимость.
М : Сон — это забывание сознания, и он необходим для выживания. То, что необходимо регулярно забывать, не может быть благом. Даже в состоянии бодрствования вы должны забывать сознание с помощью какой-либо умственной или физической активности. Еда и сон необходимы для выживания.
П : Как связаны индивидуальная душа (джива ), мир и Брахман?
М : Свидетельствование происходит благодаря сознанию, индивидуальная душа, мир и Брахман содержатся в нём. Без сознания нет ничего, даже свидетельствования. «Я есть» — это концепция, и всё является её творением. Ваше чувство бытия — это душа (сарватма ) всего существования.
П : Что стало с вашим «я есть»?
М : После самоисследования оно исчезло.
П : Вы не советуете своим ученикам соблюдать какие-либо ограничения.
М : Для меня это существование подобно ребёнку бесплодной женщины. Какая разница, как будет вести себя этот ребёнок? Мудрец Рамдас говорил своим ученикам, что они просят его рассказать о чём-то, что никогда не происходило.
П : Вы встречали Джидду Кришнамурти?
М : Если мне случится встретить его, о чём говорить? Мы можем обменяться словами, но не знанием. Здесь и там Это одинаково. Я уже убедился, есть я или нет (существую я на самом деле или нет).