Ваша потребность в существовании ограничивает вас

16 декабря 1979 г.

Махарадж : Вещи такие, какие есть. Этот цветок такой, а тот — другой. Какие ещё наблюдения вам нужны?

(Молчание.)

Сначала возникло сознание, а затем все эти картины. На картине разные формы появились в разное время. И муравей, и человек действуют благодаря потоку мыслей. Сознание во всех формах подчинено времени. Когда время выходит, сознание исчезает.

Так же как растёт трава и новые растения в сезон дождей, так происходит и творение живых существ всевозможных видов.

Человеческие существа страдают из-за концепций, которые могут отличаться от реальных фактов. Поток мыслей изнутри руководит человеком и направляет его. Поэтому какая-нибудь неважная личность может стать выдающейся исторической фигурой.

Посетитель : Это правда. Без внутреннего руководства мы бы ничего не делали.

М : Именно ваше сознание слушает гуру, а не ваш ум. Обратите внимание на своё сознание. Медитируйте на него как на гуру, Бога, Брахмана . Вся Вселенная и десять её направлений возникли из него. Вы должны сами осознать эту истину.

Делайте, как вам говорят, и с вашим духовным прогрессом всё будет в порядке, как и с вашим материальным существованием. Мало для кого это по-настоящему становится истиной. Я такой же, как вы. Разница лишь в реализации. Вы также можете обрести Это.

П : Мы ограниченны.

М : Вы считаете себя индивидуумами, но это не так. Я знаю себя как проявление и бесконечное. Когда «я есть», творение, поддержание и разрушение также присутствуют. Но я — То, что не рождается и не умирает.

Пять элементов присутствуют во всех живых формах. Например, воздух, или дыхание жизни, присутствует во всех существах. Я есть То, что едино для всех. Можете называть это Брахманом. Я не индивидуум, но то неделимое, что присутствует во всём. Качества пяти элементов — это мои качества. Все эти качества составляют природу (нисарга ). Все воплощения происходят в природе. Всё едино и благодаря пяти элементам получает индивидуальную форму. Для вас все формы мужчин и женщин реальны. Для меня даже пракрити и пуруша бесформенны. Вы даёте различные имена разным формам, но вы согласны, что без форм всё едино.

Все формы подчинены времени. По сравнению с бесконечностью любой промежуток времени крайне мал, почти равен нулю. Поэтому все формы — лишь мимолётные видения, миражи. Они возникают лишь на мгновение.

С точки зрения мудреца, новорождённый и тот, кто был до зачатия, принадлежат к одному классу. Мгновенное появление сливается с вечным исчезновением. Есть различие в проявлении, но единство в исчезновении. Даже сны появляются и лишают покоя. Они реальны?

П : Нет. Я рад, что узнал от вас, что такое Бог.

М : Нет. Всё это — ваша информация. Но что вы такое на самом деле? Мой гуру сказал мне, что я такое. То же самое я говорю вам. Вы согласны с этим?

П : Да.

М : Видимый мир — это моё собственное выражение. Любая информация, которую я получаю об этом мире, — это моя собственная информация. Для вас тот мужчина и та женщина отличаются. Даже мужчина, играющий на сцене женщину, не забывает о том, что он мужчина. Для меня все — я. Все имена и формы — мои.

Брахман — не мужчина и не женщина. Он бесформен. Вы видите форму и забываете содержание, Реальность. За все формы отвечают пять элементов. Считать себя мужчиной или женщиной — это своего рода болезнь. Когда вы слышите эти беседы, вы видите себя бесконечными и безграничными. Вас нельзя ограничить маленьким телом. Постепенно воспринимайте себя как всё большее и большее. И вскоре вы поймёте, что из-за болезни отождествления с телом вы стали мужчиной или женщиной. Дело не в том, чтобы говорить другим, что вы такое, а в том, чтобы иметь внутреннее убеждение в своей истинной природе.

Редко кто, подобно Кришне, видит Себя как Его и говорит другим об этом. В Гите Он сказал об этом очень ясно. Он видит Себя в этом мире и всё это — Его информация. Все имена, такие, как Шива, Рама и Кришна, — это имена олицетворённой природы (нисарга ). Эти имена описывают поведение природы.

Так же как качества каждого из пяти элементов отличаются от одного к другим, в природе мы видим различные качества. Когда вы не можете изменить ребёнка, вы признаёте, что его качества таковы, что их нельзя изменить.

Всё функционирование вселенской семьи происходит благодаря пракрити и пуруше. Пуруша — лишь свидетель, так что всё это — работа пракрити .

Истинный ученик говорит: «Поскольку смерть неизбежна, почему бы не сделать так, как говорит гуру, и посмотреть, что будет?» Великий преданный относится к Богу как к другу и говорит ему: «Всё принадлежит тебе и останется лишь с тобой. Почему ты подозреваешь, что я отберу часть?»

Я наблюдал жизнь такой, какая она есть, и вынес из этого уроки. Наше существование в каких-либо формах крайне ненадёжно. Близкого нам человека, который сегодня с нами, завтра может с нами не оказаться. Единственный сын может умереть на руках родителей.

Такова природа существования, которую мы не можем изменить. Мы можем лишь изменить себя, стать неподвластными этим горестям. Ненадёжность учит нас быть непривязанными. Ничто не должно нарушать наш покой и безмятежность. Я извлёк практическую пользу из этих неопределённостей жизни.

До сих пор я говорил вам то, что известно. Другая часть, о которой у вас нет прямого знания, — это Истина. Первое относится к сознанию (сагуна ), второе — к несознанию (ниргуна ), свободному от качеств. Сознательное кажется бесконечным, но оно преходяще и иллюзорно. Несознательное кажется маленьким. Но оно Вечное, и оно — Истина.

Моя потребность в существовании ограничила меня. Моя неполнота росла в прямой пропорции к этой потребности. Когда не было потребности к существованию, я был беспредельным, Истинным и Вечным.

То, что нельзя познать напрямую, и есть Истина. То моё состояние, о котором я ничего не могу сказать, совершенно. Проявленное мимолётно, непроявленное (ниргуна ) вечно, это — Истина.

П : Духовность также учит нас, как жить в этом мире.

М : Да. Не любите мимолётное, если хотите покоя и безмятежности. Любите Вечное, если можете. Хотя бы любите своё «я есть». Подружитесь с ним. Оно никогда не покинет вас. Оно будет с вами до конца жизни. Это самый близкий и лучший божественный Спутник. И самый надёжный.

Все индивидуумы воображаемы

17 декабря 1979 г.

Махарадж : Без пяти элементов нет жизни. Все так называемые индивидуумы обязаны своим существованием этим пяти элементам. Все объекты состоят из двух или более этих пяти элементов. Чувство бытия, или Атма (Я), возникает, только когда элементы соединяются, чтобы образовать саттву , или эссенцию пищи. Хотя все живые формы скованы временем, некоторые из них, такие, как Маркандея[5], живут очень долго.

В природе и сознании нет ни законов, ни порядка. Человек стремится к порядку, но не может контролировать природу. Поэтому он придумывает законы и порядок в природе.

Пять элементов, три качества, пракрити и пуруша — все они бесформенны. Все формы, состоящие из этих десяти, обладают лишь иллюзорным существованием.

Я ощущаю вкус «я есть». Сто лет назад его не было. Но сейчас он есть. Моя первая задача — обнаружить «почему и как» этого вкуса.

В этом поиске Истины я обнаружил, что моё «я» не существует. Я обнаружил, что это «я» не индивидуально, это «Вселенское Я». Истинное Я относится ко всему существованию, и в нём отсутствует индивидуальность. Когда я обнаружил это, мой поиск закончился. То, что существует, — это не «я», а Брахман . Вы чувствуете, что ваше существование важно. Поэтому для вас всё становится важным. Если ваше существование потеряет свою важность, больше ничего не будет важным для вас.

Вы знаете, что «вы есть», и хотите существовать всегда. Вы хотите, чтобы ваше тело сопровождало вас вечно. Но это тело пищи, которое подвержено старению и ограничено по времени. Как оно может быть здоровым вечно?

Каждое человеческое существо состоит из двух частей. Первая — это присвоенная часть, начало «я есть», а вторая — часть действия, которая работает на поддержание первой части. Без первой части вторая не имеет смысла. Вторая зависит от первой и поддерживает её, она существует, пока существует первая.

Поскольку все индивидуумы иллюзорны, неправильно критиковать чьи-то семейные дела. В действительности всё это — дело Целости, Брахмана . Астральное тело занимает всё существование целиком. Хотя мы ограничили себя телом, оно не является нашим настоящим восприятием. Мы всегда воспринимаем всё вокруг нас, то, в чём находится наше тело. Это относится и к состоянию бодрствования, и к сновидениям. Вот почему кажется, что мы пытаемся заставить себя быть телами, хотя наш фактический опыт иной. На самом деле не индивидуум воспринимает целое, а целое, проявленное, воспринимает целое. Каждое существо не отдельно, но всегда в группе десяти: пяти элементов, трёх гун, пракрити и пуруши .

Посетитель : Возможна ли передача знания без слов?

М : Слова используются, чтобы помочь вам понять. Ваше неведение происходит от услышанных и прочитанных слов. Мои слова служат для стирания тех слов. Некоторые посетители используют слова, чтобы поспорить. Правильное понимание приводит к меньшему использованию слов и большему безмолвию.

П : Как помогает медитация на знание «я есть»?

М : На что вы можете опереться в этом мире, кроме вашего тела и чувства бытия? Если ни у кого ничего не спрашивать, каково будет ваше прямое знание? Вы знаете, что «вы есть» и есть мир, в котором существует ваше тело. У вас нет непосредственного знания Бога, или Брахмана .

Ваше знание «я есть» возникает первым, а затем возникает мир. Поэтому ваше знание «я есть» должно быть самым важным. Вы знаете, что этого знания «я есть» не было сто лет назад. Теперь оно есть. Ваша главная задача — выяснить, почему и как появилось это «я есть». Прочие не столь важные вещи можно выяснить позже. Медитация на «я есть» делается для того, чтобы освободиться от слов и мыслей.

В этой зажигалке пламя поддерживается горящим газом. Точно так же ваше сознание поддерживается перевариванием съедаемой вами пищи. Мы можем видеть, как тело ест, но пользу приносит свет сознания, или свет знания «я есть».

П : Что происходит с несвободой после реализации Истинного Я?

М : Становится очевидно, что она иллюзорна. Реализовавший Истинное Я видит себя как великое Солнце, освещающее всё существование. До этого человек укутан в концепции собственного ума. Всё неведение и несвобода возникают из-за услышанного и прочитанного знания. Пребывайте в состоянии, которое было прежде чего-либо услышанного. В этом состоянии «прежде сознания» не было ни несчастья, ни необходимости быть счастливым. Ваши представления — источник бед, из которого вырастает ваш мир, полный несчастья.

Наши рекомендации