Материалы к теоретическим беседам
Этическое направление - главное на пути духовного совершенствования. Можно даже сказать, что все остальные компоненты духовной работы являются вспомогательными для этого главного направления. Этическое совершенствование учеников должно быть в центре внимания преподавателя на протяжении всего периода работы. В тех случаях, когда это не делается (где, например, уделяется внимание только хатха- йоге), часто возникают уродливые нравственные извращения: культивируются надменность, важность, осуждение, растут сектантские тенденции.
В здоровых духовных школах всего мира сложилась традиция начинать обучение с изложения основных этических принципов. Ученики, их отвергающие, не допускаются к дальнейшей работе. Но отсюда, конечно, не следует, что принципы этики могут быть освоены за 1-2 месяца учебы. Этическое совершенствование - дело всей жизни. Расширение кругозора, получение все новых знаний о том, что такое жизнь в различных ее проявлениях, освоение все новых приемов психической саморегуляции, постоянный контроль над своими делами, словами и мыслями с целью добиться их максимальной этической чистоты, все более глубокое освоение любви к людям и всем живым существам, развитие в себе мудрости в процессе отдавания приобретенных знаний другим, совершенствование силы - все это позволяет со временем проникать во все более глубокие слои Истины о духовном Совершенстве, сбрасывать с себя сначала грубые, лежащие на поверхности, затем все более и более скрытые слои несовершенства. С этих позиций может быть рассмотрено каждое из этических положений, каждая конкретная заповедь.
Взглянем на то, как понимают этику разные люди. Кто-то видит за этим только то, чтобы "они", например, не сбрасывали в реки неочищенные сточные воды. Другой же - сам не бросит в лесу даже маленькую бумажку, оскверняющую естественную красоту леса, не сорвет полевого цветка, листа с дерева, травинки напрасно, не наступит на муравья - он будет с величайшим уважением относиться к любому проявлению Жизни, в том числе и в букашке, и в растении.
На протяжении всего периода обучения, а не только в начале 1 курса, преподаватель должен, опираясь на конкретные ситуации, давать ученикам все более углубленное понимание принципов этики.
Этой же цели послужат экскурсы в историю этики. В частности, можно рассказывать о западной философии экзистенциализма с ее непониманием смысла жизни и воспеванием самоубийства.
В нашей практике преподавания перечисленные темы затрагиваются применительно к конкретным ситуациям, например, в беседах по социальной психологии, сексологии, эстетике, а также в ответах на вопросы занимающихся. Запланированное место на занятиях отводится подробному изложению тщательно разработанной этической доктрины лучших представителей этической мысли Индии. Философия Индии исторически пользуется большой популярностью в нашей стране, и тем более важно вычленить и представить интересующимся именно ее лучшую строну. Сейчас мы рассмотрим основные этические принципы йоги, объединяемые под названием "йама".
Первый и главный из них - ахимса - непричинение вреда. Он формулируется так: "Непричинение вреда по возможности всем живым существам в делах, словах и мыслях".
Вдумаемся глубоко в каждое слово этой формулировки. Что-то в ней может показаться само собой разумеющимся, но наверняка возникнут и вопросы.
Например, ясно, что убивать и калечить людей нехорошо. Нехорошо причинять им боль не только делом, но и словом. Для многих из нас, развивающих в себе действительную силу воли и мудрость, не покажется странным, что истинное достоинство состоит не в том, чтобы покусившемуся на мою честь "дать сдачи" делом или словом, а гораздо лучше проявить к нему снисхождение, основанное на понимании его несовершенства.
Но а как быть все-таки, если мы поставлены в ситуацию, когда опасность угрожает не нам лично, а нашим друзьям, если на наших глазах совершается жестокость, несправедливость к кому бы то ни было, а у нас нет возможности остановить обидчиков без применения грубой силы? Или возьмем такое страшное бедствие, как война. Неужели все, желающие достичь совершенства, должны в случае нападения на нашу страну прятаться от призыва в армию? Или, может быть, предосудительна работа в органах охраны общественного порядка? Нет не так.
Выдающиеся теоретики йоги, такие, например, как Махатма Ганди, говорили об ахимсе кшатрия (воина), обязанного бесстрастно, т.е. без страха, гнева и других отрицательных эмоций выполнять свой долг. Эта же мысль проводится в основополагающем тексте йоги - Бхагавадгите, где Кришна вразумляет своего ученика кшатрия Арджуну, усомнившегося в целесообразности участия в битве.
Точно также было бы неправильно внушать детям идею бескомпромиссного непротивления злу насилием. Дело в том, что абсолютная ахимса - удел лишь сильных людей. А внешнее исполнение непротивления слабым человеком приведет только к развитию у него трусости. Каждый человек в своем индивидуальном развитии обязательно должен пройти стадию приобретения силы воли. Именно поэтому, например, Йогананда обучал в своем ашраме детей приемам борьбы.
Но разумеется, не только через овладение искусством борьбы достигается человеком развитие силы воли. Наибольшее значение здесь имеет обретение способности отстаивать свои мировоззренческие убеждения, противостоять неправде всегда и везде.
В связи с провозглашением принципа ахимсы естественно встает вопрос о питании. Высокая нравственность йоги требует сострадательного отношения ко всему живому. Поэтому важным правилом йогов является так называемое "безубойное" питание, подразумевающее отсутствие нашего как прямого, так и косвенного участия в причинении каких бы то ни было страданий высокоразвитым живым существам.
Современная наука о питании подтверждает полноценность и целесообразность "безубойного" питания.
Такой рацион в настоящее время принято называть оволакто- вегетарианским, т.е. яично-молочно-растительным.
Растения, употребляемые нами в пищу, тоже являются живыми организмами, хотя и сравнительно низкоорганизованными и потому неспособными к интенсивному переживанию страха и боли наподобие человека или животных. И тем не менее, каждая картофелина, каждое зерно являются самостоятельными живыми организмами, заслуживающими уважения и сострадания. Ни один из них не должен быть погублен нами напрасно. И, наконец, последний вопрос, который нам предстоит разобрать в связи с принципом ахимсы, - непричинение вреда в мыслях.
Многие из нас обращали внимание на то, как трудно иногда бывает находиться рядом с человеком, настроенным к нам недоброжелательно (при этом он может не совершать по отношению к нам никаких явных действий и не произносить никаких неприятных слов). И зато как легко и приятно быть в обществе с тем, кто переполнен радостью и любовью!
Да, биоэнергетическое поле, возникающее при переживаниях человеком тех или иных эмоций, достигает других людей и оказывает на их эмоциональную сферу соответствующее влияние. Чувствительные люди без труда определяют эмоциональное состояние другого человека по ощущению качества наводимых на них биоэнергетических полей.
Одним из важных направлений работы по совершенствованию себя является уничтожение в себе способности к отрицательным эмоциям (кроме контролируемой эмоции сострадания). Параллельно с этим надо культивировать в себе положительные эмоции. Этими усилиями мы принесем счастье и другим, и себе.
А еще хорошо помнить, что именно с мыслей начинается большинство наших поступков: как хороших, так и дурных. Так что не уловишь вовремя дурную мысль, не отгонишь ее - и не заметишь, как уже приходится раскаиваться в содеянном.
Вторым этическим принципом в йоге является сатья - правдивость. Несоблюдение этого принципа допускается лишь в тех случаях, когда правдивое высказывание может привести к причинению вреда другому (не себе!), т.е. когда сатья вступает в противоречие с ахимсой.
Третий принцип - астея - отсутствие стремления к обладанию чужими вещами.
Четвертый - апариграха - свобода от ненужных (не необходимых) вещей.
Пятый - брахмачария - контроль над своими эмоциями и половым влечением. Этот принцип не означает требования полового воздержания, хотя последнее может практиковаться в некоторых случаях как временная мера для уничтожения в себе порабощенности половой страстью, зависимости от необходимости полового удовлетворения. С другой стороны, половые отношения, как никакие другие, позволяют проявиться в человеке его положительным и отрицательным качествам. Если это сочетается с устремленностью к духовному развитию, то они могут стать прекрасной школой этического самосовершенствования. Половые отношения и воспитание детей дают великолепную возможность для освоения важнейшего аспекта духовного совершенства - Любви.
В этике йоги также большое значение придается развитию следующих положительных черт:
кшама - терпимость к тем, кто думает иначе: дайа - милосердие, доброта; арджава - простота, отсутствие высокомерия; хри - смиренномудрие: отсутствие самовосхваления за свои мнимые (тщеславие) или реально существующие (гордость) достоинства; человек должен постоянно видеть свои несовершенства и стремиться от них избавиться вместо того, чтобы ублажать себя самолюбованием.
Ступень "нийама" включает в себя шесть других принципов, в т.ч. правила гигиены тела и психогигиены.
Шауча - необходимость содержания тела в чистоте. Йога рекомендует частые омовения тела в том числе потому, что загрязнение кожи ее выделениями ухудшает самочувствие и благоприятствует развитию стрессовых состояний. Это обусловливается не только нарушением "кожного дыхания", но и изменением биоэнергетических свойств кожи вследствие образования на ней электроактивной пленки из потовых солей. Особенно это важно относительно кожи головы. Всем известно то чувство комфорта, которое наступает после бани, если до этого не мыться несколько дней. Из этого следует, что мыться надо так часто, чтобы это состояние стало постоянным. Омовений раз в неделю для этого недостаточно. А если будем мыться каждый день - это пойдет только на пользу.
Относительно холодных обливаний и купаний мы поговорим в дальнейшем. Сейчас - в начале 1 курса - надо лишь знать, что они будут противопоказаны тем, чья очередная задача состоит в обретении спокойствия и внутренней гармонии.
Для лучшего очищения кишечника при запорах хорошо утром (вскоре после пробуждения) выпить 1-2 стакана холодной или горячей (действует одинаково) воды. Надо учитывать, что ядовитые вещества, образующиеся при гниении в кишечнике, всасываются в кровь и губительно действуют на печень и другие органы. Гнилостные процессы в пищеварительном тракте наиболее легко возникают при избыточным белковом питании, особенно на ночь.
Митахара - чистое питание. Из употребляемой нами пищи строятся наши тела. Мы можем строить их доброкачественными или недоброкачественными, употребляя соответственно доброкачественную или недоброкачественную пищу. А от этого в том числе зависит наше здоровье, включая психическое состояние. Поэтому йога придает большое значение чистоте питания.
С медицинской точки зрения оправдано и является наиболее рациональным уже упомянутое ово-лакто-вегетарианское питание. Достаточно сказать, что, как молоко, так и яйца содержат полные наборы необходимых организму аминокислот и микроэлементов, а сочетание их с разнообразной растительной пищей, в том числе сырой, обеспечивает также клетчаткой и всеми другими необходимыми веществами.
Напротив, употребление мясной и рыбной пищи приводит к отложению в различных частях тела солей мочевой кислоты, образующейся из белков указанных продуктов (преимущественно). Результатом этого является подагра с нарушением памяти и сна, раздражительностью, болями в суставах, коже и мышцах и проч.
Люди, перешедшие на ово-лакто-вегетарианское питание, - при условии употребления достаточного количества белковых продуктов (молочных и яиц - в первую очередь) - не ощущают каких-либо трудностей такого перехода. В скором времени они убеждаются в улучшении здоровья - прежде всего со стороны органов пищеварения, в повышении физической выносливости, бодрости, все реже они страдают от простудных заболеваний. Практика показывает, что те, кто не перешел на рекомендуемую диету, оказываются уже с третьего месяца занятий - неспособными осваивать сложные упражнения психической саморегуляции.
Еще избегайте избыточного количества поваренной соли. Лучше не солить пищу при ее приготовлении: того количества соли, которое содержится в естественных продуктах (овощи, фрукты, молоко и т.д.) плюс в хлебе и т.д., вполне достаточно для удовлетворения физиологической потребности организма. Избыток соли в пище приводит к накоплению в тканях тела лишней воды, что сказывается отрицательно на здоровье и самочувствии.
Соль целесообразно применять лишь в качестве консерванта при заготовлении пищевых продуктов впрок.
Не нагревайте растительные масла: в них при нагревании в присутствии кислорода происходят окислительные процессы с образованием токсичных веществ.
Сырая и вареная пища предпочтительней, чем жареная. Термически обрабатывать имеет смысл только те продукты, которые не употребляются в сыром виде.
Следует отказаться от традиции систематического употребления крепкого чая или кофе. Содержащийся в них кофеин делает их прекрасными тонизаторами нервной системы утомленного человека. Но систематическое и необоснованное использование любого лекарства, как известно, к добру не приводит. Так и необоснованное применение указанных продуктов способствует развитую хронического стрессового состояния.
Если у вас случаются "вспучивания живота" за счет бродильных процессов в кишечнике, то обратите внимание на сочетание пищевых продуктов в один прием пищи. Именно, могут не сочетаться сахара (варенье, мед, сладкие фрукты и прочее) с белковой и жирной пищей. Это обусловливается тем, что белки и жиры надолго задерживаются в желудке. Сахара же "перевариваются" в основном в кишечнике. Если же последним приходится "залеживаться" на несколько часов в желудке вместе с белками и жирами при условии относительно высокой температуры тела, то они могут начать бродить. Особенно часто такие неприятности возникают при сочетании именно молока с углеводистой пищей (на творог и другие молочные продукты такой реакции может и не быть).
И последнее, но не менее важное о питании - это необходимость приема пищи в соответствующем эмоциональном состоянии. Перед едой надо обязательно отвлечься от "суетных мыслей", настроиться на спокойную, радостную трапезу. Во время еды также не должно быть обсуждения вопросов, требующих особой концентрации на них. То есть беседа должна быть "сердечной", "легкой". Сантоша - поддержание постоянного положительного эмоционального фона, независимо от внешних обстоятельств.
Если на вас воздействуют внешние неблагоприятные обстоятельства, то самое худшее, что можно в такой ситуации сделать - это впасть в отрицательное эмоциональное состояние. Если мы не в силах изменить ситуацию - измерим свое отношение к ней.
Плачем или негодованием делу не поможешь. Если же у нас с кем- то возник конфликт, самое продуктивное действие с нашей стороны - найти причину его в себе и постараться ликвидировать последствия своей ошибки. Не будем концентрироваться на ошибках других - это непродуктивно. Возьмем себе за правило думать прежде всего о собственных промахах и недостатках и будем стараться их исправить.
И еще о работе: научимся делать свою работу добросовестно и с радостью. Если работа этически оправдана - она заслуживает того. Если нет - оставим ее. Но работать мы должны добросовестно и с радостью - это наш долг перед теми, с кем и для кого мы работаем. Это - залог нашего собственного счастья.
Свадхьяна - философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к Совершенству.
Тапас - любые самоограничения ради борьбы со своими пороками.
Ишварапранитхана - постоянное осознание того что Бог - наш Учитель, Который задает нам многообразные уроки Любви, Мудрости и Силы, ведущие нас к Совершенству.