Глава 14. Древо мира и познание Знающего
Искал я Бога на небе и на земле, в церкви и книгах. А нашел я Бога в себе.
Августин Блаженный
До сих пор мы рассматривали осуществляемый декогеренцией путь от ЧЗСУ, то есть от всеведающего, свободного и вечного Брахмана к локальным структурам. Последние рождаются, живут и умирают, подчиняясь неумолимым законам классической физики.
Возможен ли обратный путь, от локальности и смеси — к Духу?
Да! Достигнув максимального уровня декогеренции и падения в смесь на материальном плане, Дух начинает обратное движение к себе. Этот путь называется жизнью, жизнью в самом широком смысле этого слова.
Если минеральное царство является результатом декогеренции по всем внешним по отношению к нему степеням свободы, то у растений в ходе эволюции освобождается эфирный план, у животных — астральный, у человека — ментальный. Эти «освобожденные» в ходе эволюции планы находятся «внутри» живых существ, вложенные в состояния физического мира.
Использование вложенных в состояния физического мира более высоких планов существования и отличает живое от неживого. В основе же и того, и другого на физическом плане лежат одни и те же кирпичики мироздания — элементарные частицы в нас и любом предмете вокруг.
В какой-то момент в ходе эволюционного развития жизни на Земле стало возможным соединение растущего и достигнувшего уровня ментального плана сознания прачеловека с встречным движением Духа, идущим с буддхического плана.
Это соединение происходит на уровне Высшего Манаса, способного как сохранять накопленный индивидуальный опыт, так и быть прослойкой между свободой и необходимостью, побуждением и действием, стремлением к усилению разделенности и тяги к целостности. На этом плане и происходит образование индивидуальной души — структуры, сохраняющей накопленный от жизни к жизни опыт каждого человека в отдельности. Сам человек или кто-либо вокруг едва ли способен заметить момент ее «рождения», однако именно с него начинается идущее от жизни к жизни индивидуальное развитие каждого из людей.
В результате рождается человек: существо с бессмертной душой и зерном Духа. Все происходящее с ним стало частью единого процесса, в центре которого теперь стоит он сам.
Послушайте, как это выразил Джелалэддин Руми:
Я был камнем и восстал как трава.
Я умер и снова восстал как зверь.
Я умер как зверь и восстал человеком.
Почему я должен бояться?
С каждой смертью я не становлюсь меньше.
И когда я умру как человек,
Я восстану сияющим ангелом.
Но даже ангелы исчезают
Перед лицом Вечности.
Не погибает Один Бог.
И когда я принесу в жертву
Свою ангельскую сущность,
Я восстану Тем, Кто
Непостижим ни одним умом.
В отличие от человека, у животных нет проводников на ментальный план и план Буддхи, на которых информация об индивидууме сохраняется от одной жизни в физическом теле к другой. У животных нет индивидуальной устойчивой души142 как сохраняющейся от жизни к жизни структуры, в которой накапливается индивидуальный опыт, однако высшие животные могут обрести ее в ходе жизни в теле. В обычном же случае те психические структуры на тонких планах, которыми животные обладают, после смерти распадаются на части и перемешиваются с другими, подобно тому, как после смерти физического тела составляющие его атомы идут на строительство чего-то иного.
142 Правильнее говорить, что душа имеет то или иное тело, определяемое ее склонностями и привязками. При доминирующих привязках к чувственной жизни (еда, сон, секс, защита и т.д.) человеческая душа может иметь тело животного.
В человеке же уже есть Дух и Душа, однако ему необходимо немало сделать, чтобы дать зерну Духа прорасти в себе, и ответственность за это теперь несёт только сам человек. Смотрите сами: за несколько миллиардов лет жизнь на Земле в лице человека толькоприблизилась к освобождению низшего уровня ментального плана. У большинства людей освоение Высшего Манаса и Буддхи еще впереди. И только единицы, посвятившие жизнь познанию себя и своей истинной природы, воссоединяются с Духом при жизни тела.
Мы подошли к теме эволюции и возможности постижения в себе Знающего, осознанию себя как Знающего, познанию себя на уровне Брахмана. Эти две темы — описание эволюции и воссоединение с Духом — оказались невероятно близки. По сути, они являются одним и тем же процессом.
Смоделируем этот процесс на простом примере.
Вспомним модель трех уровней мира, о которой шла речь в главе 7. В ней мы рассмотрели возможные состояния в системе, состоящей из трех произвольных подсистем A, B и C:
(ABC) (AB)C, (AC)B, (BC)A (A)BC, (B)AC, (C)AB | 1-й уровень: «Абсолют» 2-й уровень: «тонкие миры, или миры мысли» 3-й уровень: «материальный мир» |
Далее для простоты будем считать, что реально, то есть в виде стабильных образований, существуют все структуры, приведенные в этой таблице.
Напомню, что эволюция каждой из подсистем A, B, C в замкнутой системе (ABC) будет описываться редуцированными матрицами плотности, возникающими при усреднении по осуществляющим декогеренцию двум внешним по отношению к ним степеням свободы.
Например, состоянию отдельно взятой подсистемы A в замкнутой системе (ABC) будет соответствовать редуцированная матрица плотности (A)BC, описывающая состояние подсистемы A при усреднении по внешним для нее степеням свободы B и C.
Как и прежде, здесь мы используем обозначения, согласно которым внутри скобок находится рассматриваемая нами подсистема, а вне скобок записываются подсистемы, по степеням свободы которых ведется усреднение.
Мы также говорили о том, что объект с уровня физических тел может участвовать не только во взаимодействиях со своими соседями по уровню, но и в более слабом взаимодействии с объектами на тонких планах реальности. Мы утверждали143, что в этом случае вокруг каждого из состояний физического мира образуются подуровни, отвечающие состояниям тонких уровней. Аналогично, вокруг каждого из состояний этого ореола может образоваться набор состояний еще более тонких пластов реальности, и т. д., как это схематично изображено на рисунке 12.
143 Проще всего убедиться в этом, ознакомившись с разделом КМ, называемым теорией возмущений. Также отметим, что в ведических текстах совокупность вложенных в материю состояний и связанные с этим возможности развития именуются внутренней энергией Бога, а сам материальный мир – его внешней энергией. Все законы материального мира, включая квантовые корреляции, определяются внешней энергией Единого. Нетрудно увидеть, что современная наука занимается исключительно внешними энергиями Мира, а духовные традиции преимущественно внутренними.
Таким образом, можно утверждать, что в тонкой структуре каждого устойчивого состояния физического мира может находиться информация обо всех состояниях Вселенной.
Рис. 12
Именно устойчивость локальных классических структур физического мира обеспечивает возможность расщепления энергетических уровней и взаимодействие между разными уровнями реальности на совершенно иной основе. Это приводит к созданию новых корреляций и увеличению размерности гильбертова пространства. Следовательно, устойчивое отражение всех планов Бытия на физическом уровне и является основой превращения нисходящего потока Духа в восходящий поток. Происходит это превращение путем освоения связанных внутри материи возможностей Духа.
И именно уникальные свойства физического плана дают любому объекту потенциальную возможность взаимодействия со всеми уровнями Бытия. Высшие формы сознания, таким образом, потенциально доступны с физического уровня, однако не являются его актуальным свойством.
При наличии взаимодействия между планами существования вся возможная структура состояний тонких миров изначально присутствует вокруг каждого из состояний физического мира. Вопрос только в том, кто и как может этим воспользоваться, и к чему это может привести. Если человеку проводники на тонкие планы принадлежат «по праву рождения» и имеют к его истории и жизни самое непосредственное отношение, то, к примеру, для минералов это далеко не так.
Некоторые из вас, вероятно, слышали известный дзэнский коан, который можно перефразировать так: «Имеет ли камень природу Будды?»
Ученик, пытаясь найти аргументы «за» и «против», рано или поздно приходил в тупик, и если он не оставлял усилий, в какой-то момент у него могло случиться прямое экзистенциальное постижение этого вопроса, и рождался ответ.
Мы с вами можем дать формально правильный ответ, однако вне собственного переживания он представляет лишь схему, модель. Подобный формальный ответ прост: все, что существует, обладает собственным бытием и сознанием внутри Сознания. В камне уже находится весь мир, вложенный в структуру состояний материального тела. Камень не имеет природы Будды, он и есть природа Будды. Однако, в пределах его сознания находится только его жизнь, а за пределами – чувства, ум, свидетельствуещее «Я» и Высшие Бытие.
Рассмотрим вопрос: может ли объект физического мира в ходе эволюции осознать это и открыть в себе Вселенную?Что необходимо для этого?
Чтобы ответить, для начала охарактеризуем «жителей» нашего модельного мира.
Объект, отвечающий матрице плотности типа (A)BC, обладает свойствами объективно существующего физического тела. Подобные тела находятся в общей классической реальности, которую они совместными «усилиями» создают и поддерживают, взаимодействуя друг с другом и окружением.
Состояния типа (AB)C,(AC)B взаимодействуют с одной внешней подсистемой, а не с двумя. В силу этого степень декогеренции у них ниже, они находятся в нелокальном состоянии и могут быть носителями информации, потенциально доступной любой подсистеме. Для определенности мы будем называть этот уровень миром «мыслей».
Наконец, чистое запутанное состояние системы в целом(ABC) — это источник всех возможных состояний, структур и форм. Это абсолютная и независящая ни от чего реальность. На этом уровне нет массы, энергии, пространства и времени, в нем нет ничего, что имело бы отношения к классической физике.
Предположим, что проявленное сознание (ПС)системы (A)BCобладает двумя способностями: различать отдельные состояния друг от друга и управлять потоками энергии, что эквивалентно способности к управляемой де- и рекогеренции. Напомним, что применительно к человеческому сознанию это означает способность управлять вниманием.
Исследуем вопрос, может ли что-то сделать для своего развития подсистема (A)BC, и если да, то какой стратегии ей необходимо следовать.
Чтобы освоить в себе структуры уровня мыслей (AB)C и (AC)B, структуре (A)BCнеобходимо прекратить взаимодействие с подсистемой Bили C и благодаря этому рекогерироваться с уровня «тел» на уровень «мыслей», то есть оказаться в состоянии (AB)Cили (AC)B. В этих состояниях можно взаимодействовать со своими соседями по уровню, записывая результаты обмена информацией и проведенных измерений в структуру A. Возобновляя взаимодействие с подсистемой B или C и декогерируясь обратно в «физическое тело» (A)BC, эта структура будет обладать результатами своих исследований на уровне «мыслей». Аналогично система (A)BC может поэтапно освоить вложенные в себя структуры и с вышележащих уровней реальности.
Набор структур (AB)C, (AC)B, получаемых посредством рекогеренции (A)BC, можно назвать телом системы в мире «мыслей», поскольку именно он позволяет материальному объекту обмениваться информацией с тонкими мирами и использовать это в каких-либо своих интересах.
Если система (A) «умеет» выходить на уровень «мыслей», можно говорить об образовании комплекса A{(AB)C,(AC)B}BC, где в фигурных скобках обозначено ее «тело» со второго уровня. Подобные состояния — это уже активный энергоинформационный комплекс, целенаправленно приводящий себя в неравновесное состояние и ищущий партнера для взаимодействия. Поскольку подсистема (A) локальна, комплекс локален по одним степеням свободы (то есть имеет «физическое тело») и нелокален по другим, поскольку вложенные в нее структуры, отражающие мир мыслей, нелокальны.
При создании подобных комплексов суммарная размерность соответствующего им гильбертова пространства будет определяться произведением размерностей составных частей, поэтому их образование является наиболее эффективным путем увеличения доступных для всей системы (ABC) состояний.
Для использования вложенной структуры, соответствующей внешнему миру, необходимо целеустремленное поведение комплекса, заключающееся в «исследовании» внутреннего пространства путем переходов с одного уровня реальности на другой и обратно. Освоение подобной стратегии поведения может быть в интересах самой системы и использоваться, например, для анализа и прогнозирования ситуации.
Отметим, что вопрос о том, откуда исходит начальный импульс к целенаправленному поведению, от самой подсистемы или Целого, лишен смысла, поскольку, оставаясь в рамках подсистемы, этого определить нельзя. Если системы взаимодействуют, границы между ними можно провести лишь условно.
Как же повлияет использование уровня «мыслей» на способность комплекса A{(AB)C,(AC)B}BCк различению? Рассмотрим взаимодействие комплекса с физическими телами (A),(B)и(C). Логично предположить, что при взаимодействии с объектомA будут активизироваться структуры, которые содержат внутри себя соответствующие резонансные «струнки», то есть содержат в себе объект A.Тогда, при взаимодействии с (A)будут активизироваться «мысли» (AB)C и (AC)B: в этом случае один объект может иметь два образа на уровне «мыслей». Соответственно, при взаимодействии с Bбудет активизироваться только (AB)C, а при взаимодействии с C — только структура (AC)B. Отсюда, чтобы различить, с каким объектом идет взаимодействие, комплексу достаточно распознать, какие структуры на уровне мыслей внутри него самого приходят в активное состояние. Иначе говоря — увидеть, какие мысли об этом объекте возникают.
Таким образом, восприятие мира — это резонанс внешнего и внутреннего, струнок снаружи и струнок внутри.
Интересным результатом в данной модели является то, что реальные объекты могут быть получены в результате декогеренции соответствующих им мыслей! Например, из мысли (AC)B об объекте C может быть получен сам объект (C)AB путем декогеренции по степеням свободы системы A. Таким образом, воспринимаемые объекты в «сознании» подобного комплекса отражаются в виде структур, которые являются предшественниками реальных объектов в ходе процесса декогеренции, или, по крайней мере, имеют общий источник. Мы можем предположить, что восприятие всех живых существ основано на оперировании структурами, являющимися предшественниками наблюдаемых реальных объектов.
Отметим важный момент: в рассмотренной модели подсистеме (A)BC нельзя освоить в себе структуру (BC)A доступными ей напрямую средствами. В окружении A нет объектов, из которых подобная «мысль» может быть рекогерирована, подобная структура является как бы антиподом, тенью структуры A, в ней декогеренция происходит по степеням свободы, соответствующей самой A. А без недостающей мысли отражение реальности будет неполным, и информация об измеренных состояниях с необходимостью теряет симметрию по отношению к самим состояниям.
Здесь возникает аналог теоремы Геделя144: полный набор «мыслей» не может быть одновременно доступен и непротиворечив. Именно «противоречивость» этого набора может приводить к возникновению набора предпочтений и избеганий, разрешение которых заставляет (под)системы увеличивать размерность ГП до тех пор, пока не будут достигнуты полнота и непротиворечивость описания.
144 Теорема Геделя — теорема в области теории чисел, доказывающая, что любой набор аксиом не может быть одновременно полным (то есть позволяющим оценить любое утверждение как верное или неверное) и непротиворечивым.
Это станет возможным, когда ПС создаст внутри себя представителя Абсолюта, рекогерировав какое-либо состояние с уровня мыслей, например (AB)C® (ABC), и уже из него декогерировав недостающую мысль (BC)A. Освоив таким образом Абсолют и создав внутри себя образ мира в целом, содержащим в том числе и себя, ПС обретает полную симметрию между объектами и мыслями. Его восприятие становится точным, лишенным каких бы то ни было аберраций. У него возникает способность воспринимать и вызывать в себе любые состояния Мира, ибо все они оказываются в нем самом.
Рекогерирование в себе Атмана, то есть образа целостной системы и является мостиком, стирающим грань между внутренним и внешним, свидетелем и свидетельствуемым. Как любое нелокальное состояние, оно переживается как единство с Целым. На этом уровне может быть достигнуто полное знание себя и способность (готовность) к постижению всего остального, включая Парабрахман, на нем достигается единство с Целым, но не равенство ему.
Этот уровень сознания мы ранее называли уровнем 7-го канала, который представляет собой уровень Брахмана (ЧЗСУ), интегрированный с индивидуальными структурами проявленного сознания. В ведических текстах этот уровень обычно именуют частичным сознанием Параматмы. Напомним, что этот уровень отличен от уровня Парабрахмана, представляющего собой объединение системы в чистом запутанном состоянии (Брахман) со всеми входящими в нее подсистемами: план Парабрахмана предполагает совершенное знание Всего так, как предыдущий уровень знает себя. Человек на уровне частичного сознания Параматмы находится в Боге и Истине, они становятся его домом, однако его действия охватывают не все тела материальной Вселенной, а производятся посредством лишь своего духовного и физического тела.
Вероятно, сознание Парабрахмана не может быть достигнуто живым существом, по крайней мере на нынешней ступени эволюции. С одной стороны для достижения уровня Парабрахмана нет принципиальных запретов, поскольку Параматма является полной экспансией Парабрахмана.С другой стороны, человек может освоить лишь те состояния Параматмы, с которыми происходит взаимодействие благодаря наличию тела и соответствующих структур восприятия. Просветление, таким образом, предстаёт не как итоговая точка в развитии, а как начало нового этапа в бесконечном процессе познания и творения.
Сформулируем основные результаты нашего модельного рассмотрения.
1. Каждая стабильная подсистема способна иметь тонкую структуру уровней неограниченной степени сложности, являющуюся копией всех возможных состояний «внешнего» мира. Таким образом, каждая подсистема потенциально обладает информацией о всей Вселенной, и имеет неограниченные возможности развития.
2. Реализация и освоение эти состояний протекает благодаря способности подсистем к различению, а также целенаправленной де- и рекогеренции.
Образующийся комплекс проявленного сознания потенциально обладает неограниченной способностью к развитию, различению и освоению «внешнего» для него мира. Этот комплекс локален по одним степеням свободы (то есть имеет физическое «тело») и нелокален по другим, поскольку вложенные в него структуры нелокальны.
3. Подобные процессы невозможны без участия структур, отвечающих последовательному уменьшению размерности ГП по сравнению с исходным.
4. Различение локальных объектов окружения на физическом уровне реальности производится как с использованием измерений на физическом уровне (то есть при помощи органов чувств), так и с использованием информации от измерений, проводимых на уровне мысли. Воспринимаемые объекты отражаются в ПС в виде структур, являющихся предшественниками реальных объектов в ходе процесса декогеренции, при этом каждый объект может иметь несколько образов в сознании.
5. Набор доступных ПС состояний на уровне мыслей неполон, хотя и может быть достаточен для различения всех объектов в окружении. Эта неполнота приводит к асимметрии во внутреннем представительстве внешнего мира, являющейся основой для возникновения системы предпочтений и избеганий, лежащей в основе целенаправленного поведения подсистемы.
6. Указанная неполнота ликвидируется при создании в подсистеме в процессе рекогеренции структуры, являющейся отражением чистого запутанного состояния системы в целом (Атмана). Декогерируя из нее недостающие для описания элементы, подсистема приходит к полноте и точности описания.
7. В ходе рекогеренции Атмана, то есть образа мира (ABC)в себе, происходит стирание границы между внутренним и внешним, свидетелем и свидетельствуемым.
8. «Интерес» всей системы (ABC) может заключаться в развитии и усложнении себя как целостной структуры и совпадать с возможной мотивацией развивающейся подсистемы, состоящей, к примеру, в освоении процесса мышления в целях лучшего различения и прогнозирования окружающей ее среды.
9. Максимально эффективное развитие и увеличение размерности ГП всей системы возможно при появлении самоосознающей себя структуры, имеющей представителей на всех уровнях реальности.
Такой«структурой» является человек.
В мифологии практически всех народов встречается образ мирового Дерева, растущего корнями вверх, в Дух. Это значит, что источником всего является Дух, именно из него рождается все остальное. Крупные ветки мирового Дерева образуют миры, ветки помельче — планеты, а совсем маленькие листики — это наши дела, мысли и чувства.
У мирового Дерева есть и корни, растущие вниз, питающиеся энергией Кармы. И у него есть ветви, растущие вверх, к Духу.
У Дерева есть отростки в виде веток познания добра и зла, ведущих в полностью декогерированные миры, обитатели которых произносят бесконечные слова о словах, спорят о словах, устраивают войны из-за слов и концепций. Именно в этих отростках и застревает большинство ныне живущих людей в беге по кругу по одним и тем же состояниям.
Никто не может сказать, как устроено Древо мира. Любое существо может сколько угодно прыгать по его прутикам — чувствам, мыслям и картинам мира, сколь угодно долго и «научно» их изучать, но так и не составить картины в целом. Любой может сколько угодно прыгать из воплощения в воплощение по различным его веткам — планетам и мирам, и все равно общий вид Дерева останется невидимым и недосягаемым.
Однако у человеческого существа есть уникальная возможность выйти из бега по кругу, обратив внимание внутрь себя, дополнив восприятие «внешних энергий Бога» в виде мира материальных объектов и связей между ними его внутренними энергиями. Всё, что есть во Вселенной, оказывается УЖЕ присутствующим в нас в виде набора всех состояний мира, заключённых в Параматме. Постижение этих «внутренних энергий» наряду со внешним миром и будет означать путь к истинному знанию и себе.
Подумайте об этом.
И о том, что все, что вы сейчас восприняли, всего лишь концепция, которую рано или поздно придется отбросить. А потом отбросить и саму привычку полагаться во всем на рассудок, обретая взамен «обладания» знаниями и желанием ублажать чувства ни на чем не основанную способность Быть.
Я слышал об удивительной практике, когда человек много месяцев или даже лет выкладывает из разноцветных песчинок картину, и в тот момент, когда она достигает совершенства, человек одним движением руки смахивает ее.
Отважитесь ли вы поступить так со значимостью для вас знаний, опыта и чувств?
Владимир: Михаил, если внутри нас и в основе нашей психической жизни лежит полная копия состояний мира, а мир и есть глобальное сознание, то почему у нас нет абсолютной осознанности?
М.: Дело в том, что «внутри нас» имеется копия состояний, но не процессов, их создающих. Состояния «внешнего» мира образуются в результате всевозможных взаимодействий, то есть различных способов обмена информацией. Любые взаимодействия на любых уровнях существования и являются процессом осознания!
А вложенная в нас беспрерывно обновляемая копия итогового набора состояний есть итог вселенского процесса, но она не содержит создавшего её процесса осознания. Она есть итоговая структура, но не процесс, и в силу этого изначально в ней нет никакого проявленного сознания. Процесс же постепенного освоения и осознания вложенного богатства называется жизнью.