Глава 5. Организация содержания учебного предмета «Познание мира»

41. Объем учебной нагрузки по предмету «Познание мира» составляет:

1) в 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа в учебном году;

2) во 2 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

3) в 3 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

4) в 4 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

42. Содержание учебной программы по предмету «Познание мира» организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.

43. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения.

44. Учитель самостоятельно определяет порядок изучения подразделов и целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти. Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимых на изучение темы, цели обучения, с учетом закрепления и повторения учебного материала.

45. Базовое содержание учебного предмета «Познание мира» 1 класса включает следующие разделы:

1) «Я и общество». Моя семья. Семья. Система родственных связей. Понятие «родословная». Заботливое отношение между членами семьи. Простые формы товарно-денежных отношений. Структура своих потребностей в предметах потребления. Школа и школьное сообщество. Важность школы в жизни людей. Местонахождение функциональных зон школы. Режим дня. Название времени суток и дней недели. Характеристика себя в качестве школьника и члена коллектива класса. Моя малая Родина. Адрес и географическое положение своего населенного пункта. Главная улица, здания и достопримечательности своего населенного пункта. Здоровье и безопасность. Важность соблюдения личной гигиены. Режим питания. Правила безопасного поведения дома. Правила поведения на дороге. Значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение. Праздники. Семейные праздники.

2) «Природа моей страны». Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Соблюдение правил поведения на природе. Климат и погода. Влияние погоды на жизнь и деятельность людей. Природные условия и их влияние на жизнь и деятельность людей. Возможности занятия на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года. Туризм. Значение туризма. Основные цели туриста.

3) «В потоке истории». Древние культуры и цивилизации: первоначальные знания о жизни древних людей, о саках, Томирис, исторических памятниках и экспонатах древности, о древней письменности на территории Казахстана. Знакомство с государственными символами Республики Казахстан. Город Астана – столица Казахстана.

46. Базовое содержание учебного предмета «Познание мира» 2 класса включает следующие разделы:

1) «Я и общество». Моя семья. Составление словесного портрета членов семьи. Этические нормы семьи. Структура потребностей в предметах потребления и источники их поступления. Школа и школьное сообщество. Виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе. Структура и функции членов школьного сообщества. Коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе. Характеристика коллектива класса. Моя малая Родина. Описание и изображение достопримечательностей своей местности. Крупные реки и озера, города, дороги, область на карте Казахстана. Здоровье и безопасность. Здоровая и нездоровая пища. Правила безопасного поведения в повседневных ситуациях (дома и в общественных местах). Виды транспорта и их назначение. Правила поведения в общественном транспорте. Права и обязанности. Права, обязанности и ответственность. Значимость служения обществу. Значение национальных и государственных праздников Республики Казахстан.

2) «Природа моей страны». Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу. Положительные и отрицательные характеристики погоды для жизни и хозяйственной деятельности людей. Хозяйственное значение крупных природных объектов (гор, равнин, озер и рек). Положительные и отрицательные стороны природных условий своей местности (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты). Неблагоприятные и опасные явления природы. Туризм. Основные виды туризма по целям. Объекты для развития различных видов туризма в Казахстане. Особенности туристских объектов.

3) «В потоке истории». Знакомство с понятиями «скотоводство» и «земледелие». Древние города и памятники. Первоначальные знания об образе жизни гуннов. Особенности Ботайской культуры. Приручение лошади предками казахов. Выдающиеся исторические личности и деятели культуры. Вклад аль-Фараби в развитие науки. История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм. Значение государственных символов Республики Казахстан. Сфера применения государственных символов Республики Казахстан. Значение дружбы народов Казахстана.

47. Базовое содержание учебного предмета «Познание мира» 3класса включает следующие разделы:

1) «Я и общество». Моя семья. Степень родства между членами семьи. Составление своей родословной. Определение ценностей своей семьи. Планирование собственных расходов. Пути оптимизации собственных расходов. Школа и школьное сообщество. Правила самоуправления в классе. Пути принятия коллективных решений в классе в условиях существования различных точек зрения. Этические нормы поведения, принятые в обществе. Важность дружбы между людьми. Моя малая Родина. Населенные пункты по различным признакам (тип, размер, функции). Связь города и села. Здоровье и безопасность. Графическое представление правил пользования бытовыми приборами. Виды спорта, определение базовых и своих данных для занятия тем или иным видом спорта. Выявление и оценивание рисков и опасностей в естественной среде. Планирование своей безопасности в естественной среде. Права и обязанности. Значимость Конституции Республики Казахстан. Праздники. Значение праздников народов Казахстана.

2) «Природа моей страны»

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по астрономическим признакам. Составление плана местности с соблюдением масштаба и использованием условных знаков. Климат и погода. Характеристика основных типов климата на Земле. Составление правил поведения при неблагоприятных погодно-климатических условиях. Природные условия и их влияние на жизнь и деятельность людей. Расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты). Правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов. Туризм. Составление рейтинга наиболее привлекательных туристских объектов Казахстана.

3) «В потоке истории». Особенности кочевого и оседлого образа жизни. Важность сохранения памятников истории и культуры. Исторические корни Казахстана. Знакомство с образом жизни тюрков. Важные события в истории Казахстана. Причины образования Казахского ханства. Выдающиеся исторические личности и деятели культуры. Роль ханов, батыров, биев. Абылай хан, Керей хан, Жанибек хан. История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм. Значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел»). Роль труда в развитии личности, семьи, общества и государства.

48. Базовое содержание учебного предмета «Познание мира» 4 класса включает следующие разделы:

1) «Я и общество». Моя семья. Значимость семьи в жизни общества. Функциональная роль членов семьи. Доход и расход семейного бюджета. Пути оптимизации семейного бюджета. Школа и школьное сообщество. Пути вступления в состав школьного самоуправления. Определение личностных качеств лидера. Моя малая Родина. Административно-территориальные единицы различного ранга (округ, район, область). Описание субъектов экономической деятельности своего края. Здоровье и безопасность. Причины травматизма в различных видах спорта. Меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта. Риски и опасности в искусственной среде. Планирование своей безопасности в искусственной среде. Права и обязанности. Значение Конституции в жизни общества. Примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан. Праздники. История профессиональных праздников.

2) «Природа моей страны». Ориентирование на местности. Определение местоположения объекта по отношению к другим. Объяснение назначения глобуса и карт. Параллели, меридианы, экватор. Климат и погода. Влияние климата на развитие человечества. Природные условия и их влияние на жизнь и деятельность людей. Хозяйственная деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты). Прогнозирование вероятности возникновения природных катаклизмов в своем регионе. Туризм. Создание туристского маршрута по Казахстану и по Астане.

3) «В потоке истории». Знакомство с определением «технологический прогресс». Назначение исторических музеев. Собственный проект музея. Происхождение казахского народа. Графическое отображение связи между саками, гуннами, тюрками и казахами. Важные события в истории Казахстана. Примеры достижений Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика). Биографические данные выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий. История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм. Ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд). Роль Казахстана на мировой арене.

49. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа–раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 1.2.1.4 «1» – класс, «2.1» – подраздел, «4» – нумерация учебной цели.

50. Система целей обучения.

Обучающийся должен:

Подраздел Цели обучения
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1) «Я и общество»
1.1 Я и моя семья 1.1.1.1 - понимать и объяснять значение понятия «семья» на основе исследования различных источников; 1.1.1.2 -определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи; 1.1.1.3 - объяснять важность заботливого отношения между членами семьи и приводить примеры; 1.1.1.4 - объяснять простые формы товарно-денежных отношений; 1.1.1.5 -определять структуру своих потребностей в предметах потребления и источники их поступления 2.1.1.1 -составлять словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива; 2.1.1.2 -объяснять этические нормы своей семьи на основе примеров; 2.1.1.3 -определять общественные этические нормы на основе изучения различных источников; 2.1.1.4 -определять структуру семейных потребностей в предметах потребления и источники их поступления на основе наблюдений и опроса 3.1.1.1 - объяснять степень родства между членами семьи; 3.1.1.2 -составлять свою родословную; 3.1.1.3 -определять ценности своей семьи; 3.1.1.4 -планировать и обосновывать собственные расходы; 3.1.1.5 -предлагать пути оптимизации собственных расходов 4.1.1.1 - доказывать значимость семьи в жизни общества; 4.1.1.2 -анализировать функциональную роль членов семьи; 4.1.1.3 -анализировать доход и расход семейного бюджета; 4.1.1.4 - предлагать пути оптимизации семейного бюджета
1.2 Школа и школьное сообщество 1.1.2.1 - объяснять важность школы в жизни людей; 1.1.2.2 -определять местонахождение функциональных зон школы; 1.1.2.3 - объяснять важность соблюдения правил поведения в школе; 1.1.2.4 - объяснять важность соблюдения режима дня и составлять примерный режим одного дня; 1.1.2.5- применять названия времени суток и дней недели; 1.1.2.6 характеризовать себя в качестве школьника и члена коллектива класса 2.1.2.1 -объяснять виды и функции учебной и внеучебной деятельности в школе; 2.1.2.2 -определять структуру и функции членов школьного сообщества; 2.1.2.3- объяснять коллективные, групповые и межличностные нормы поведения в школьном сообществе; 2.1.2.4- давать характеристику своему классу 3.1.2.1 - объяснять правила самоуправления в классе и предлагать свою модель; 3.1.2.2 -объяснять пути принятия коллективных решений в классе в условиях существования различных точек зрения; 3.1.2.3- объяснять этические нормы поведения, принятые в обществе; 3.1.2.4- доказывать важность дружбы между людьми на примерах из собственного опыта 4.1.2.1 - объяснять пути вступления в состав школьного самоуправления; 4.1.2.2 - определять личностные качества лидера
1.3 Моя малая Родина 1.1.3.1 - называть свой адрес и описывать географическое положение своего населенного пункта; 1.1.3.2 -описывать главную улицу, здания и достопримеча-тельности своего населенного пункта 2.1.3.1- описывать и изображать достопримеча-тельности своей местности на основе собственных исследований; 2.1.3.2 -показывать на карте Казахстана крупные реки и озера, города, дороги, свою область 3.1.3.1- различать населенные пункты по различным признакам (тип, размер, функции); 3.1.3.2- исследовать связь города и села, приводить примеры 4.1.3.1- различать административно-территориальные единицы различного ранга (округ, район, область); 4.1.3.2 -основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края
1.4 Здоровье и безопасность 1.1.4.1- объяснять важность соблюдения личной гигиены; 1.1.4.2 -объяснять необходимость соблюдения режима питания; 1.1.4.3 -объяснять правила безопасного поведения дома; 1.1.4.4 - объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение; 1.1.4.5 - составлять план безопасного маршрута от дома до школы; 1.1.4.6 - называть службы экстренной помощи и определять ситуации для обращения к ним 2.1.4.1- определять различия между здоровой и нездоровой пищей на основе различных источников; 2.1.4.2- объяснять правила безопасного поведения в повседневных ситуациях в общественных местах; 2.1.4.3 -различать виды транспорта и знать об их назначении; 2.1.4.4 -объяснять правила поведения в общественном транспорте 3.1.4.1- графически представлять правила пользования бытовыми приборами; 3.1.4.2 -группировать виды спорта, определять базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта; 3.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в естественной среде; 3.1.4.4 -планировать свою безопасность в естественной среде 4.1.4.1- исследовать причины травматизма в различных видах спорта; 4.1.4.2 - предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта; 4.1.4.3 - на основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде; 4.1.4.4 -планировать свою безопасность в искусственной среде
1.5 Права и обязанности   2.1.5.1 - на основе примеров из своей жизни различать права, обязанности и ответствен-ность; 2.1.5.2 -объяснять значимость служения обществу 3.1.5.1 -объяснять значимость Конституции Республики Казахстан 4.1.5.1 - делать выводы о значении Конституции в жизни общества; 4.1.5.2 - приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан
1.6 Праздники 1.1.6.1 - описывать один из семейных праздников 2.1.6.1 -объяснять значение националь- ных и государствен-ных праздников Республики Казахстан по выбору 3.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять значение праздников народов Казахстана 4.1.6.1 - на основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников
2) «Природа моей страны»
2.1 Ориентирование на местности 1.2.1.1 -определять стороны горизонта по местным признакам; 1.2.1.2 -объяснять необходимость соблюдения правил поведения на природе 2.2.1.1 -определять стороны горизонта по компасу 3.2.1.1-определять стороны горизонта по астрономичес-ким признакам; 3.2.1.2 -составлять план местности, соблюдая масштаб и используя условные знаки 4.2.1.1 - определять местоположение объекта по отношению к другим; 4.2.1.2 -объяснять назначение глобуса и карт, показывать на них основные объекты; 4.2.1.3 -показывать на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор
2.2 Климат и погода 1.2.2.1 -определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей 2.2.2.1 -анализировать положительные и отрицательные характеристики погоды для жизни и хозяйственной деятельности людей 3.2.2.1 -определять характеристики основных типов климата на Земле; 3.2.2.2 составлять правила поведения при неблагоприят-ных погодно-климатических условиях 4.2.2.1 -анализировать влияние климата на развитие человечества
2.3 Природные условия и их влияние (на жизнь и деятельность людей) 1.2.3.1 -определять возможности занятий на природе различными видами досуговой деятельности в зависимости от времени года 2.2.3.1 -определять хозяйственное значение крупных природных объектов (гор, равнин, озер и рек); 2.2.3.2 -анализировать положительные и отрицательные стороны природных условий своей местности (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты); 2.2.3.3 –классифициро-вать неблагоприят-ные и опасные явления природы 3.2.3.1 -анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты); 3.2.3.2 -составлять правила поведения в случае возникновения геологических и природно-климатических катаклизмов 4.2.3.1 -анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты); 4.2.3.2 - на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе
2.4 Туризм 1.2.4.1 -определять значение туризма; 1.2.4.2 -определять основные цели туриста 2.2.4.1 - различать основные виды туризма по целям; 2.2.4.2 - на основе исследования определять объекты для развития различных видов туризма в Казахстане; 2.2.4.3 -описывать особенности туристских объектов 3.2.4.1 -составлять рейтинг наиболее привлекатель-ных туристских объектов Казахстана 4.2.4.1- создавать туристский маршрут по Казахстану и по Астане, используя доступные источники информации (интернет, книги, СМИ)
3) «В потоке истории»
3.1 Древние культуры и цивилизации 1.3.1.1 - рассказывать о жизни древних людей на основе изучения наглядных материалов; 1.3.1.2 - рассказывать о наиболее известных исторических памятниках/экс-понатах древности 2.3.1.1 -определять разницу между присваиваю-щим и производящим хозяйством на основе наглядного материала; 2.3.1.2 -описывать древние города и памятники на основе изучения различных источников 3.3.1.1 -объяснять особенности кочевого и оседлого образа жизни; 3.3.1.2 -объяснять важность сохранения памятников истории и культуры 4.3.1.1 - на основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды; 4.3.1.2 -объяснять назначение исторических музеев; 4.3.1.3 -предлагать собственный проект музея
3.2 Историчес-кие корни Казахстана 1.3.2.1 - описывать на основе наглядных материалов образ жизни саков 2.3.2.1 - на основе изучения наглядных материалов описывать образ жизни гуннов 3.3.2.1 - на основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков 4.3.2.1 - на основе различных источников объяснять происхождение казахского народа; 4.3.2.2 -графически отображать связь между саками, гуннами, тюрками и казахами
3.3 Важные события в истории Казахстана 1.3.3.1 - рассказывать о древней письменности на территории Казахстана; 1.3.3.2- изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства 2.3.3.1 -описывать особенности Ботайской культуры 3.3.3.1 -объяснять причины образования Казахского ханства 4.3.3.1 -объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика)
3.4 Выдающие-ся историчес-кие личности и деятели культуры 1.3.4.1 - на основе изучения источников рассказывать о Томирис 2.3.4.1 -рассказывать о вкладе аль-Фараби в развитие науки 3.3.4.1 - на исторических примерах объяснять роль ханов, батыров, биев; 3.3.4.2 - на исторических примерах представлять в творческой форме роль борцов за независимость казахского народа 4.3.4.1 -основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий, излагать о вкладе в развитие страны
3.5 История Казахстана: независи-мость, государственность и патриотизм 1.3.5.1 - отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран; 1.3.5.2 - рассказывать об основных признаках независимого государства; 1.3.5.3 - представлять творческие работы о столице Казахстана 2.3.5.1 -объяснять значение государствен-ных символов Республики Казахстан; 2.3.5.2 - на основе наблюдений определять сферу применения государствен-ных символов Республики Казахстан; 2.3.5.3 -объяснять значение дружбы народов Казахстана 3.3.5.1 -объяснять значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел»); 3.3.5.2 -объяснять роль труда в развитии личности, семьи, общества и государства 4.3.5.1 - на основе исследований предлагать ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд); 4.3.5.2 -определять роль Казахстана на мировой арене

Приложение

к Типовой учебной программе

по учебному предмету «Познание мира»

для 1-4 классов уровня

начального образования

Долгосрочный план

Наши рекомендации