Эволюция научных взглядов на представления.
Авторы | Трактовки явления |
И.Кант, Ф.Шопенгауэр | Яркое выражение специфического внутреннего мира сознания |
Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм, Э.Кондильяк, Э.Мах | «Следы», «копии» прошлых восприятий, которые отличаются только большей расплывчатостью и неустойчивостью. Обеспечивают возможность мышления |
Р.Декарт, Б.Спиноза, Гегель | Подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятий, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде |
Л.Витгенштейн, Дж.Райл | Критиковали взгляд на представления как на «картины», находящиеся во внутреннем мире сознания. Согласно их точке зрения, представлений в действительности не существует |
Когнитивные психологи 1970-х годов | Острая дискуссия о существовании наглядных представлений и об их природе. |
С.Косслин | Мнение о реальности наглядных представлений как самостоятельных образований. |
Д.Деннет, З.Пылишин | То, что субъект переживает как наглядное представление, есть некоторая иллюзия сознания. Реальные процессы, превратным образом являющиеся субъекту в виде представлений, представляют собой особого рода осмысление и находятся ближе к дискурсивному описанию (хотя и не словесному), чем к перцептивному разглядыванию |
У.Найссер | Представления – это «схемы (когнитивные карты), своеобразный «сбор» перцептивной информации, вычлененный из перцептивного цикла субъектом познания для использования в других целях» |
К представлениям относят: образы памяти, последовательные образы, эйдетические образы, гипнагогические образы (возникающие в состоянии медитации), образы сновидений, воображение.
Образы памяти (долговременной и кратковременной) несут информацию о жизненном опыте в относительно неизменном виде (при осознании воспроизведения) и преобразованном виде (образы воображения).
Репродуктивные образы долговременной памяти. Основной признак реконструкция прошлых воздействий с различной степенью обобщенности. Образы памяти могут быть любой модальности (чаще зрительные образы), но с полимодальным сопровождением. Они могут быть произвольными и непроизвольными, различной степени степень яркости, ясности, отчетливости. Эти образы несут об «информацию о мире» и «информацию о личности», и их называют «образы истории внешней среды» и «образы личной истории». К ним относятся:
Образы-воспоминания актуализируют конкретные впечатления и обстоятельства жизни и считаются самым универсальным видом вторичных образов. В зависимости от момента, прошлое может воспроизводиться и переживаться по-другому. Непроизвольно воспоминания возникают в ситуации неопределенности или в состоянии фрустрации (крушение планов - надежд), а также в ситуациях успеха (как эталон идеала – регулятор поведения). Разновидностью репродуктивных образов воспоминаний могут выступать вспышки памяти, когда неожиданно на несколько секундпоявляется в сознании яркий, эмоционально окрашенный и реалистичный образ ситуации (чаще травмирующей), вытесняющий на короткое время из сознания перцепцию.
Образы-воспроизведения актуализация наглядной, эмоционально нейтральной информации о мире и человеке – конкретных фактов, сведений, формул, текстов и т.п.
Образы-представления — обобщенные образы памяти о предметах окружающего мира, событиях, ситуациях. Эмоциональный компонент образов-представлений определяется их содержанием в зависимости от степени обобщенности и особенностей «текущего момента» - настроения человека.
В широком смысле «представление» - репродуктивно-ретроспективные и продуктивные (образы воображения и фантазии) вторичные образы в состоянии активного и пассивного бодрствования. В узком смысле «представление» - репродуктивный образ высокой степени обобщенности ранее воспринятых чувственных впечатлений на основе многократного контакта человеком с данным прообразом - стимулом |
Ярким примером рассматриваемого класса вторичных образов являются пространственные, топографические образы. Они существуют в двух разновидностях:
· «карта - путь» (отображающая местность в виде мысленного прослеживания путей передвижения по реальному маршруту, сочетающая как зрительные, так и двигательные представления)
· «карта-обозрение» (обобщенное отображение местности в виде системы взаимного расположения объектов при одновременном, «мысленном» их охвате).
Репродуктивные вторичные образы долговременной памяти хорошо описаны как на научном уровне, так и на уровне здравого смысла.
К репродуктивным образам кратковременной памяти относятся послеобразы. Они считаются переходными от восприятия к представлению.
Послеобразы (after-image), появляются на несколько секунд после прекращения действия светового стимула. Яркие неконтролируемые образы (могут быть и «негативами», и «позитивами»), субъективно локализованные вовне и перемещающиеся вместе с движениями глаз. Встречаются в просоночном состоянии, а также при галлюцинаторных переживаниях. Объясняют возникновение послеобразов, ссылаясь на эффекты стимуляции сетчатки, остаточные следы ретинальной памяти (типа «фосфенов»), условно-рефлекторные механизмы, в силу которых образы могут быть «перенесены» с одного глаза на другой. Подобные феномены часто имеют место при определенных типах органического поражения мозга и под влиянием галлюциногенов.
Эйдетические образы. Яркие, ясные, четкие, красочные позволяет буквально «видеть» стимул после прекращения его воздействия на органы чувств. Различается явный эйдетизм (он позволяет «видеть» предмет с открытыми глазами) и скрытый (предмет «виден» «мысленным взором» с закрытыми глазами при сосредоточении). Люди – эйдетики способны к синестезии. Эйдетические образы возникают легко и существуют в виде «изображения-позитива». Эйдетические образы как бы указывают на «фотографическую память». Ранее считалось, что она развита у детей и редко встречается у взрослых. Например, в литературе встречаются ссылки, что 40% учащихся — явные эйдетики. Однако в исследовании 1960–1970-х годов у 1570 школьников не было обнаружено ни одного эйдетика. Со временем эйдетические образы переходят в класс ярких «образов-воспоминаний», или «образов - воспроизведений».
Обнаружены также переходные формы репродуктивных образов к другим классам вторичных образов. Например, конкретные «конструктивные элементы» воображения могут быть основаны на использовании явных аналогов и прототипов прошлого опыта в представлениях.