Представление как следовая форма отражения.

Лекция 26 Представление.

Представление как следовая форма отражения. Эволюция научных взглядов на представления. Репродуктивные образы долговременной памяти: образы-воспоминания, образы-воспроизведения, образы-представления. Репродуктивные образы кратковременной памяти: послеобразы. Эйдетические образы. Эмпирические характеристики образов представлений: пространственные характеристики (панорамность, взаимоотделение фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, схематизация образа); временные («временная панорамность образа», сдвиги в воспроизведении длительности, более прочное сохранение временной последовательности); интенсивность и модальность. Виды представлений. Классификация представлений. Вторичные эмпирические характеристики (неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость).Индивидуальные особенности и развитие представлений.

Методические рекомендации к изучению темы.

«Представление» синоним «картинки перед мысленным взором», образов памяти и образов воображения или фантазии. «Представление» трактуется как совокупность правил, посредством которых человек запечатлевает свои «встречи» с миром и т.д. В русском языке встречаются слова: «образ», «воображение», «отображение», «изображение». Этимологически корни слова «image» (англ.), «imagen» (исп.) и т.п. восходят к латинскому «imago», корневая метафора которого указывает на имитацию (imitari) в процессе копирования оригинала (первоначально при изготовлении скульптурной копии). «Образ» по словарю Даля, означает модель, вещь, по размеру и подобию которой другие вещи должны изготавливаться. Терминами «представление», «образ» широко пользуются философия, логика, эстетика, искусствоведение.    
Уровень «представлений» считается самостоятельным, наряду с сенсорно-перцептивным и речемыслительным уровнями. Каждый уровень обеспечивает определенную «глубину» и «объем» отражения действительности. Изучение данного уровня психического отражения-регулирования имеет особое значение, так как образы представлений (вторичные) показывают своеобразие перехода от восприятия к высшим психическим функциям. Во многих учебниках представление не рассматривается, а в некоторых - представление описано в разделах «память» или «мышление», вместе с воображением. Изучению этой теме следует уделить внимание, так как к представлениям относят большой круг феноменов: образы памяти, последовательные образы, эйдетические образы, гипнагогические образы (возникающие в состоянии медитации), образы сновидений, воображение.Практикующий психолог постоянно обращается к представлениям клиента, разработаны специальные технологии работы с образами. До сих пор в науке ведется спор о правомерности статуса представлений как самостоятельного психического процесса. Ряд авторов рассматривает его как процесс, который соединяет восприятие и мышление. Другие считают, что представление это не процесс, а результат переработки прошлых восприятий. Вам необходимо самостоятельно определить свою позицию в этом научном споре. Прочтите текст лекций, посмотрите глоссарий, ответьте на вопросы самопроверки.

Эмпирические характеристики образов представлений.

Интенсивностные.

Степень яркости вторичного образа может быть различной, но в среднем представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии (взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может быть увеличена.

Модальностные.

Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные представления.

Зрительные представлениясвязаны созрительным восприятием. Они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искус­ствами (рисование по памяти, рисование с натуры).

Слуховые представления. Важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. Речевые представления подразделяются: на фонетические и темброво - интонационные представления. Фонетические представления – представление слова на слух, не связанное с определенным голосом. Они имеют большое значение при изучении иностранных языков. Темброво-интонационные отражают тембр голоса и характерные особенности интонации говорящего. Они имеют большое значение в работе актера и при обучении выразительному чтению. Суть музыкальных представлений заключается в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсут­ствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкан­тов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных пред­ставлениях с полной ясностью.



 

Двигательные представления никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с акту­альными ощущениями. При представлении движений происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если представить, что правая рука согнута в локте, то в бицепсах правой руки произойдут сокращения, которые регистри­руются чувствительными электрофизиологическими приборами. При исключении возможности мышечного сокращения, представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, при представлении произнесения какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мыш­цах языка, губ, гортани и т. д. Без двигательных представлений невозможна речь. Ощущения, возникающие от зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления подразделяются на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, при представлении сгибания правой руки в локте, возникает зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо - двигательными (речевые пред­ставления). Слуховые представления очень редко бывают чисто слуховыми. Слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Так как, зрительное представление какого-либо пред­мета может сопровождаться мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому вместе со зрительным образом возникает слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Зрительное представление без сопровождения слуховыми образами возможно, но тогда представляемый зрительный образ будет смутным и неопределенным. Ясное зрительное представление возможно только при совместном вос­произведении со слуховым образом.

Пространственные представления. Термин «пространственные представления» относится к пространственной форме и размещению объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как пространственное размещение вещей они передают с полной наглядно­стью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Такие представления важны для шахматистов, играющих вслепую. В повседневной жизни при движении от одной точки пространства до другой. В этом случае необходимо представлять маршрут и движение по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в сознании. Если отвлечься, и представление конечной точки перестанет осознаваться, то возможна ошибка в передвижении (пропуск нужной остановки).

Классификации представлений

В настоящее время существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений (см. рисунок). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации ощущений и восприятий.

Принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить и по другим признакам:

1) по содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.;

2) по степени обобщенно­сти; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, предлагается классификация по степени проявления волевых усилий.

Представление как следовая форма отражения. - student2.ru

Рисунок Классификация основных видов представлений

Данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный.

Развитие представлений

Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представле­ний возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требу­ется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд, то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появ­ления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько туск­лым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в ре­зультате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что представления развивают­ся в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.

Важнейшим условием развития представлений является наличие богатого перцептивного материала. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка — слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а ино­странный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления ино­странных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах воспроизводятся в виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, если предложить ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроиз­вольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при фор­мировании способности оперировать представлениями определенного вида долж­ны быть направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление со­держит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увели­чения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направ­лениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации пред­ставление теряет ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь — путь развития типических обра­зов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, кото­рые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержатьширокие обобщения.

Задание для форума:

Напишите эссе на одну из тем:

Ø Сравнительный анализ первичных и вторичных образов.

Ø Отличие образов представления от галлюцинаций.

Задания для самопроверки

1. Ответьте на вопрос: верно ли утверждение, которое приводится ниже:

А) Вторичные образы тесно связаны с текущей стимуляцией, а восприятие же невозможно без воображения (апперцепция).

Ответ: верно - образы тесно связаны с текущей стимуляцией

Б) Достройка перцептивного образа элементами воображения связана с механизмом поиска соответствия формируемых человеком гипотез о реальности.

Ответ: верно гипотезы о реальности необходимы для достройки перцептивного образа

В) Соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение воспринятого материала

Ответ: верно - соотнесение перцептивного образа с эталонами памяти облегчает категоризацию и обобщение

Г) Образы-представления участвуют, в сличении результата восприятия с «акцептором действия» при антиципации

Ответ: верно - участвуют в акте сличения

Д) Возможны искажения восприятия при творческом озарении, вторжении в перцепцию сновидных и галлюцинаторноподобных эпизодов.

Ответ: верно искажения восприятия возможны

Опишите и объясните результаты экспериментальных исследований:

2. В экспериментах, Кюльпе и Перки исследовали интерференцию вторичных образов и перцепции. Испытуемых просили сообщать о любых объективных или субъективных событиях, которые они переживали во время релаксации в темной комнате. Время от времени на стены проецировался квадрат, который изменялся по размеру, яркости и локализации. Что сообщали испытуемые?

Ответ: наблюдалось смешение восприятия стимула с образом представлений, в зависимости от когнитивного стиля испытуемых, их установок, характера стимуляции, внутренний опыт, детерминированный преимущественно входной информацией, может переживаться и как вторичный образ, и как перцептивный. Материалом для любых образов является нейрофизиологически закодированная информация. Под «образом» понимается субъективный феномен, возникающий при различных сочетаниях внешней и внутренней стимуляции: при доминировании первой употребляется термин «перцептивный образ», при доминировании второй — «образ представлений».

2.Могут ли сильно желаемые или, наоборот, тревожные ожидания породить иллюзорный образ?

Ответ: да, особенно при снижении уровня бодрствования и в случаях патологии. Влияние желаний, страхов, пропущенных через фильтр защитных механизмов, на формирование вторичного образа может быть выборочным в связи с конкретной личностной проблемой. Особое значение в различении образных явлений имеют состояния сознания. Дремотные и сновидные состояния ослабляют контроль над влиянием мотивации и защитных механизмов на формирование вторичных образов. В случае психопатологии нарушается механизм различения реального и представляемого. Объяснение этому предлагает Хэбб. Перцепты и вторичные образы активируются подобными «клеточными ансамблями». При определенных условиях информация с «перцептивного источника» может быть представлена в матрице, обычно кодирующей информацию из «внутреннего источника», и наоборот. Важна роль контролирующих систем обратных связей, которые могут работать как согласованно, так и конфликтно. При параллельной переработке информации из внешнего и внутреннего источников содержание сознания определяется неким общим лимитированным «когнитивным фактором» (в связи с активацией одних и тех же нейронных структур). Это предполагает конкуренцию информационных каналов за представленность своей информации в сознании, что объясняет факты смешения в сознании (в определенных его состояниях) галлюцинаций, сновидений, гипнагогических и других образов с актуальным восприятием.

Вопрос на форум

Глоссарий

Последовательный образ (послеобраз) - зрительные ощущения, которые остаются сразу после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Представление- наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета.
Виды представлений. Представления различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), а также по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Эйдетические образы. Яркие, ясные, четкие, красочные позволяет буквально «видеть» стимул после прекращения его воздействия на органы чувств.

Презентация

Образы представления Образы восприятия
связывают образы с понятием отражают предметы и явления
относятся к настоящему, к прошлому, к будущему времени относятся к настоящему моменту времени
менее ясны и отчётливы, чем образы восприятия интенсивность образов зависит от интенсивности раздражителей
отличаются изменчивостью, непостоянством отличаются устойчивостью и постоянством
физиологической основой служат процессы, происходящие в корковых частях анализаторов; рецепторы при этом не функционируют физиологической основой является нервное возбуждение в рецепторах и в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми прокладываются временные нервные связи
образы фрагментарны, полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены в них ярко, другие – очень смутно образы восприятий - «целостное отражение предметов, ситуаций, явлений

Представление как следовая форма отражения. - student2.ru


Лекция 26 Представление.

Представление как следовая форма отражения. Эволюция научных взглядов на представления. Репродуктивные образы долговременной памяти: образы-воспоминания, образы-воспроизведения, образы-представления. Репродуктивные образы кратковременной памяти: послеобразы. Эйдетические образы. Эмпирические характеристики образов представлений: пространственные характеристики (панорамность, взаимоотделение фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, схематизация образа); временные («временная панорамность образа», сдвиги в воспроизведении длительности, более прочное сохранение временной последовательности); интенсивность и модальность. Виды представлений. Классификация представлений. Вторичные эмпирические характеристики (неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость).Индивидуальные особенности и развитие представлений.

Методические рекомендации к изучению темы.

«Представление» синоним «картинки перед мысленным взором», образов памяти и образов воображения или фантазии. «Представление» трактуется как совокупность правил, посредством которых человек запечатлевает свои «встречи» с миром и т.д. В русском языке встречаются слова: «образ», «воображение», «отображение», «изображение». Этимологически корни слова «image» (англ.), «imagen» (исп.) и т.п. восходят к латинскому «imago», корневая метафора которого указывает на имитацию (imitari) в процессе копирования оригинала (первоначально при изготовлении скульптурной копии). «Образ» по словарю Даля, означает модель, вещь, по размеру и подобию которой другие вещи должны изготавливаться. Терминами «представление», «образ» широко пользуются философия, логика, эстетика, искусствоведение.    
Уровень «представлений» считается самостоятельным, наряду с сенсорно-перцептивным и речемыслительным уровнями. Каждый уровень обеспечивает определенную «глубину» и «объем» отражения действительности. Изучение данного уровня психического отражения-регулирования имеет особое значение, так как образы представлений (вторичные) показывают своеобразие перехода от восприятия к высшим психическим функциям. Во многих учебниках представление не рассматривается, а в некоторых - представление описано в разделах «память» или «мышление», вместе с воображением. Изучению этой теме следует уделить внимание, так как к представлениям относят большой круг феноменов: образы памяти, последовательные образы, эйдетические образы, гипнагогические образы (возникающие в состоянии медитации), образы сновидений, воображение.Практикующий психолог постоянно обращается к представлениям клиента, разработаны специальные технологии работы с образами. До сих пор в науке ведется спор о правомерности статуса представлений как самостоятельного психического процесса. Ряд авторов рассматривает его как процесс, который соединяет восприятие и мышление. Другие считают, что представление это не процесс, а результат переработки прошлых восприятий. Вам необходимо самостоятельно определить свою позицию в этом научном споре. Прочтите текст лекций, посмотрите глоссарий, ответьте на вопросы самопроверки.

Представление как следовая форма отражения.

В психологии представление – это «психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта». В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

· Представление – это вторичные образы, извлеченные из памяти "первые сигналы", что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов.

· Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами.

· Представление (вторичные образы) - психический процесс, заключающийся в отражении объектов или явлений, которые действовали когда-то на органы чувств, но в данный момент не действуют.

· Представления – наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса. Наиболее близким к представлению считается понятие.

Наши рекомендации