О растворении пяти стихий или порядок переживания смерти обычным человеком.
После знаков скорой смерти приходит переживание растворения по порядку пяти стихий, это происходит во время столкновения пяти стихий друг с другом. Проявляются внешние и внутренние знаки, в виде пяти чистых светов. Земля – жёлтый свет, Вода – белый, Огонь – красный, Ветер – зелёный, Пространство – синий или чёрный свет.
Стихия Земли – это опора существования физического тела, Стихия Воды собирает и объединяет все вместе, Ветер движет, Огонь доводит до созревания, Пространство открывает двери, таким образом, тело существует. Опираясь на Стихию Земли, тело твердо и имеет форму, и когда Земля растворяется в Стихии Воды, Вода и Земля входят в столкновение, смешиваясь друг с другом. Таким же образом Вода входит в Огонь, Огонь – в Ветер, Ветер – в Пространство, Пространство же – это то, что способствует выявлению состояния чистой осознанности.
В этот момент необходимо открыться силе чистой осознанности пространства, опираясь на чистую осознанность, как на тончайшую и неуничтожимую каплю энергии, имеющую природу ясного света, крохотную как зернышко риса. Осознайте эту каплю энергии таким образом и сделайте эту каплю опорой для состояния чистой осознанности. Пусть тончайший ток жизненной энергии (тиб.: srog rlung phra mo) оседлает это состояние чистой осознанности и мощью неуничтожимой извечной мудрости поведет чистую осознанность за собой, через световой коридор центрального канала, по прямому пути, где раскрываются врата великой извечной мудрости и освобождения. Пусть капля энергии чистой осознанности вылетает через это окно в страну великого блаженства, в наивысшие небеса Аканишты. Это были полные наставления по применению перемещения осознания.
Внешний знак Земли, погружающейся в Воду – это ощущение резкого падения сил, негибкость тела, огромная тяжесть, невозможность двигаться, недержание телесных жидкостей (мочи, слюны, выделений из носа). Внутренний знак – это субъективное восприятие потока струящегося дыма и света, меняющаяся синева, становящаяся то цельной, то подобной мельчайшим брызгам пара синего света, который, накатываясь, полностью покрывает и растворяет вашу сущность.
Внешний знак погружения Воды в Огонь – это ощущение сухости во рту, прерывающееся тепло дыхания, невозможность сомкнуть губы, сухой язык, втягивающийся в глубь рта, затрудненность речи, собирание тепла в пяти местах. Внутренний знак – это субъективное восприятие окутывающего огня, миража, пламени, колеблющегося и дрожащего вокруг, зыбкие видения, как будто наступает великий дождь и ветер, видения огромной массы воды, заливающей всю твердь.
Внешний знак погружения Огня в Ветер – это ощущение охлаждения тела, неясность восприятия через органы, оскал лица, невозможность вдохнуть, ощущение усталости, измучен-ности. Внутренний знак – это субъективное восприятие ясного света, который, подобно свету масляной лампадки, то приближается, то удаляется, ощущения полного сгорания в огромном огне, видения пылающих гор и равнин.
Внешний знак погружения Ветра в Пространство – это появление темных пятен на языке, во рту, на теле, скопление телесного тепла в одном месте, затвердение, потрескивание, горло очень медленно, чуть звучит. Внутренний знак – это субъективное восприятие света, идущего как будто через разрывы в облаках. Состояние ясности и прозрачности, видение множества точек света, как звезд с острыми лучами, как падающий снег, ощущение сильного ветра, страх накатывающейся пустоты (бездны), долгое состояние неожиданности или ошеломленности (Как состояние ошеломленности после неожиданного звука. Прим. переводчика) – в это время приходит великий ужас. Когда способность зрения втягивается внутрь, виден острый режущий свет, как отрывающийся язык пламени, как хвост яка, как мчащиеся огромные облака, как сеть света, гигантский световой невод, видения ужасающих существ, грохот, подобный грохоту цимбал, бегущие миражи, вспышки света различных цветов, бесконечные проявления и переживания невиданный вещей, смятение и страх. Одновременно с этим происходит втягивание способности слуха внутрь, проявляющееся как лавина тончайших и разнообразнейших звуков, накатывающихся одновременно; затем резкий звук, как звук лопающегося гигантского пузыря, будто небо обрушилось; звук, подобный одновременному реву тысяч драконов, очень сильный страх.
Затем наступает отсутствие всякого внешнего восприятия, органы чувств прерывают свое действие. Можно очень долго пребывать в этом состоянии полного слияния всех пяти стихий во внутреннем пространстве. Здесь происходят такие видения, как лунный свет, как солнечный свет, как мираж, абсолютная чернота, затем приходит опыт ясного света дхар-маты. Стихии, сливаясь и сталкиваясь друг с другом, создают ужасающие видения гневного Владыки Смерти, безграничные проявления пугающих существ. Это правило для сильно омраченного человека. Ваша сущность, находясь в центре этого столкновения, испытывает ужас, отчаяние и страх.
Затем белая и красная капли энергии сливаются с пятью стихиями, накатывает мрак, как после светильника, резко задутого ветром в ночи, и наступает полная темнота, т.е. отсутствие всякого восприятия. Это состояние, прогрессируя дальше, растворяет грубые уровни в более тонкие капли энергии, все утончаясь и утончаясь, пока в нем не прояснится самая тонкая сущность пяти стихий.
Эта сущностная, неуничтожимая капля энергии есть состояние сверхъясности, прозрачности (тиб.: dwangs gsal chen ро) и неподвижности (тиб.: mi gyo ba). В ней покоится ясная и прозрачная чистая осознанность и непрерывность, свободная от омрачения. Капля энергии – это всегда потустороннее нечто (тиб.: lhag ge ba), воспринимающее абсолютно ясно истинную картину природы реальности, самосознающее себя, само дающее себе силу, охватывающее все. Именно эту каплю энергии осознания нужно послать по внутреннему световому коридору центрального канала к отверстию на макушке, являющемуся вратами в бесконечность и чистоту.
Начиная с момента недомогания и до конца, когда тело и сознание разделены в состоянии Великого Озарения (Маха Бодхи), очень важно держаться изо всех сил за Учителя, Божественного Идама и Чистое Видение. Это были полные наставления по перемещению осознания (тиб.: 'pho ba) и правила применения в действии через визуализацию. Храните это в уме и приносите пользу другим, мои благородные дети.
Зачатие и рождение.
Слушайте далее, дети мои. Сейчас я разъясню вам дхармы физического тела, так как мы всю жизнь ограничены ими. Итак, тело начинает зарождаться в матке будущей матери от соединения отцовской белой капли энергии, имеющей природу воды, и материнской красной капли энергии, имеющей природу огня. Между ними входит осознавание (тиб.: rnam shes), питающиеся запахом (тиб.: dri za), на коне тока жизненной энергии (тиб.: srog rlung gi rta). Силой кармы оно пребывает в соединении белой и красной капель и сливает все части воедино, обретая тонкую форму существования. Осознание опирается на элемент земли, сохраняется водой, созревает с помощью огня, растет силой ветра и само по себе представляет элемент пространства, который раскрывает двери возможности и создает тело.
Тело начинает развиваться из пупочного центра, поэтому сначала происходит развитие каналов. Затем оно развивается в четыре уровня пупочной чакры. Внешний уровень имеет шестьдесят четыре канала-лепестка; следующий, внутренний, уровень имеет двенадцать лепестков; следующий – восемь. Это именуют Нирмана-чакрой (тиб.: sprul pa'i mkhor lo). Из нее развивается сердечная чакра, имеющая два уровня. На внешнем уровне восемь лепестков, внутри – четыре. Она подобна раскрывающемуся лотосу, и ее именуют Дхарма-чакрой (тиб.: chos kyi mkhor lo). Из нее развивается чакра горла, имеющая два уровня: внешний уровень – шестнадцать лепестков, внутренний – восемь. Она напоминает горлышко от сосуда и называется Самбхога-чакрой (тиб.: longs spyod mkhor lo). Далее идет чакра головы, имеющая три уровня: внешний уровень – тридцать два, затем десять, и затем пять каналов. Она напоминает зонт и называется Махасукха-чакрой (тиб.: bde chen mkhor lo). От пупочного центра канал продолжается вниз и в тайном месте порождает ещё одну чакру, имеющую три уровня. Внешний уровень – четырнадцать лепестков, затем – восемь, и следующий – четыре. Она называется "центр зарождения блаженства" (тиб.: bde bskyed mkhor lo).
От нее канал идет до конца полового органа, где он имеет шестнадцать лепестков. На пояснице канал имеет восемь лепестков, на самой макушке головы – четыре лепестка. Это все деления канала страсти (тиб.: chags pa'i rtsa). Четыре канала, начиная с пупочного центра, дают начало четырем конечностям, затем еще шесть каналов из пупочного центра порождают печень, два – почки, сердце, легкие и селезенку. От этих шести каналов берут начало другие. От печени идут каналы и берут начало глаза, от почек – уши, от сердца – язык, от легких — нос, от селезенки – губы. Далее от Нирмана-чакры берут начало каналы, порождающие желудок и кишки (таб.: long ka), нервные и кровеносные сосуды (тиб.: rgyu ma dkar nag), желчь, мочевой пузырь и rmig gyu. Так рождаются полые органы (тиб.: snod).
Двенадцать больших сочленений четырех конечностей имеют двухуровневые чакры; соответственно с внешним и внутренним уровнями получается двадцать четыре канала. В каждой части конечности каналы делятся на пять ветвей, в каждом суставе имеется пять внешних и внутренних уровней каналов в форме двухуровневых чакр. На подошвах ног и на ладонях имеются четыре двухуровневые чакры, на внешних уровнях они имеют по двенадцать каналов, внутри – по шесть. На каждый из маленьких суставов рук и ног идут по одному из двенадцати каналов. Все они порождаются силой тока энергии.
Прямо по центру четырёх основных чакр проходит центральный канал. Снаружи он белый, внутри красный, прямой как стрела, его нижний конец находится в чакре тайного места, верхний конец заканчивается на макушке открытым каналом. Справа от него канал Рома (тиб.: rо mа) (порождает стихию воды), слева канал Кьянма (тиб.: rkyang ma) (порождает стихию земли), остальные каналы (порождают стихию огня) подобны чистым хрустальным нитям.
Боковые каналы, цветом и формой похожие на центральный, идут до чакры тайного места на конце полового органа, до ее восьми и четырех ветвей, чуть выше оба боковых канала имеют вход в центральный, обвивая его вокруг спиралью, затем они идут, обвивая его, и соединяются с центральным каналом в головной чакре. Тонкие ответвления, концы каналов, изгибаясь, идут к глазам, еще одно пересечение всех трех каналов имеется в точке между глаз. Все три основных канала вытягиваются и строятся благодаря силе токов энергии, и все они пересекаются в четырех основных чакрах, погружаясь друг в друга.
Центральный канал природы существования светится серебристым светом, он ясен, прозрачен, имеет природу света, не омрачен, безграничен внутри и снаружи, сверкающий как кристалл, как нить света, нить Авандуди, в нем, как нитка за иголкой, движется и пребывает ток энергии извечной мудрости и чистой осознанности.
Правый канал Рома, красный как рубин – это канал прад-жни, в нем пребывает крохотная капля энергии. Левый канал Кьянма, серебристо-белый, это канал метода, в нем пребывает белая капля энергии. Во всех этих каналах пребывает ток энергии и изначальная мудрость, подобно солнцу и его лучам. Если не будет изначальной мудрости, не будет и обыденного сознания. Таким образом, они неделимы и все есть лишь проявление мощи извечной мудрости. Если проанализировать то, что называют чистой осознанностью, умом и током энергии (тиб.: rlung sems), то они постигаются как неделимые явления.
У женщин правые и левые каналы, а также трехуровневая чакра полового органа расположены наоборот. Это не значит, что признаки энергетической системы у мужчин и женщин разные, все остальное одинаково. У мужчин на нижнем конце белого канала метода, на два пальца ниже точки пересечения каналов, находится чакра тайного места (тиб.: nor bu'i rtsa mkhor), развернутая лепестками вверх. У женщин на нижнем конце красного канала мудрости, на два пальца ниже точки пересечения каналов, находится соответствующая чакра. Обе эти чакры находятся с правой стороны как у мужчин, так и женщин.
Сочетаясь в определенное время с внутренним теплом (тиб.: drod pa), каналы раскрываются и дают начало развитию тела. Растет позвоночный столб, сустав за суставом, ребра, тазовые кости и сочленения, череп, конечности со своими костями (говорится, что существо, свободное от клеш, развивается из сердечной чакры). Все части скелета развиваются, опираясь на свои чакры и каналы, затем скелет покрывается сухожилиями, связками и нервами. Из сухожилий и связок развивается плоть, затем она покрывается кожей в семь этапов. Затем появляются поры, и тело, сформировавшись, выходит из влагалища матери наружу. Кости, костный мозг (тиб.: rkang mar), кровавый костный мозг (тиб.: lha ba), жир, сухожилия, центральная часть тела, мозг, белая бодхичитта развиваются из отцовской капли энергии. Плоть, кровь, мокроты, чху-сер (тиб.: chu ser), семь этапов кожи, волоски и волосы, красная ракта развиваются из материнской капли энергии. Вены и артерии, внутренности и т.д. развиваются из обеих тигле.
Когда формирование тела подходит к концу, то число каналов огромно. Четыре тысячи больших каналов, восемьсот мелких каналов, двести тысяч мельчайших каналов и еще более тонкие каналы. Все они не поддаются учету, как число пор на коже, их миллионы. Основных костей триста шестьдесят. (Далее идёт подробное изложение анатомии человеческого тела, в переводе я опускаю эту часть, ибо она отсутствует во второй версии тибетского оригинала. Прим. переводчика.)
Внешние и внутренние гости (тиб.: phyl nang gi mgron).
Все Гости во время подношения физического тела подразделяются на внешних и внутренних гостей и гостей из бардо (тиб.: bar gyi mgron).
Лама, Идам, Дакини и Защитники являются внутренними гостями. Духи кармических долгов (тиб.: lan chags), шесть классов живых существ, наги, хранители земли, восемь классов существ из Арупа-дхату – это Гости из бардо (Промежуточные существа, которые не являются полностью объективными и полностью субъективным. Прим. переводчика). Внутренние гости делятся на три вида:
1) Ламы линии преемственности, особенно коренной Лама;
2) Будды вместе с духовными сыновьями;
3) Ваджрные братья и сестры.
Гости из бардо – это круги божеств четырех классов тантр и особенно ваш личный Идам, собрание божеств материнских тантр и дакини.
Внешние гости – это блистательный Махакала вместе со своей свитой и другие защитники. Эти три класса называются тремя видами гостей конечного Прибежища.
Гости из бардо, в общем, тоже делятся на три вида:
1) Духи кармических долгов являются внутренними гостями из бардо;
2) Шесть классов живых существ относятся к общим промежуточным гостям из бардо;
3) Хранители Земли, наги и другие подобные существа являются общими внешними гостями из бардо.
Это три вида гостей, которым подносится в дар тело.
Суть этой классификации на внешних и внутренних гостей, на объект Прибежища и на тех, кому подносят дар, можно выразить следующим образом.
Для людей, соблюдающих обеты монаха, на пути возникает множество препятствий к реализации. Поэтому я разъясняю эту тему с разных точек зрения и применительно к различным этапам пути. Важно все это глубоко осознать.
Внешние боги и демоны делятся на три вида в зависимости от способностей индивидуума. Поэтому, личность, стремящаяся только к освобождению и действующая ради этой цели, всегда имеет препятствия от духов кармической обусловленности (тиб.: gdon gyi bar chad). Духи кармических долгов мужского и женского пола плотно окружают практикующего и создают субъективные божественные и демонические явления.
Через духов обусловленности телом (тиб.: lus gdon) создаются вредоносные ситуации, божественные и демонические проявления в субъективном плане.
Хозяин Земли, когда он не умиротворен, приносит вред живущим на его территории. Также могут вредить существующие только в данной местности духи обусловленности (тиб.: gnas gdon). Хозяин местности может провоцировать эпидемии заразных болезней. Присутствие таких хозяев места из Рупа и Арупадхату создаёт объективные божественные или демонические явления.
Если индивидуум не подвержен влиянию этих болезней и духов обусловленности телом, которые вместе со свитой создают субъективные божественные и демонические явления, то хранители мест со свитой создают божественные и демонические явления промежуточного плана в состояниях сна или созерцания.
Через духов кармической обусловленности со свитой проявляются боги и демоны в объективном плане. Если нужно умиротворить хранителя места и совершить действие, то практикуй субъективное подношение в дар тела для внутренних богов и демонов с их свитами. Для умиротворения духов обусловленности телом практикуй подношение тела в дар в состоянии бардо медитации (тиб.: bsam gtan bar do). Для умиротворения духов обусловленности кармой (тиб.: las gdon) практикуй подношение тела внешним богам и демонам. Это и есть разъяснения значения классификации на внешние, внутренние и промежуточные божественные и демонические явления.
"Ядуд" (тиб.: уа bdud) – так называют божественные и демонические явления мужского характера, иначе их называют "Полуд" (тиб.: pho bdud). "Мадуд" (тиб.: ma bdud) – это такие же явления женского характера, иначе их называют "Мамо" или "Mo-дуд" (тиб.: ma mo). Я уже разъясняла вам раньше характеристики "По-" и "Мо-дуд".
Так ответила Мачиг Лабдон на эти вопросы.
Затем Сэмо Гьян задала следующий вопрос: – О Матерь, великая Дакини Изначальной Мудрости, разъясните нам классификацию токов прана-энергии (тиб.: rlung gi rnam dbye). Как она создает это физическое тело? Создается ли тело одним видом прана-энергии или многими видами этой энергии? Разъясните нам также значения терминов "тридцать две нечистоты физического тела" (тиб.: lus kyi zag rdzas so gnyis), "сковывающие путы" (тиб.: gdos bcas) и "совокупности элементов" (тиб.: phung po). Каковы их основные определения? Мачиг отвечала:
– Я разъясняла вам характеристики видов праны во время передачи учения сокровенной мантры, но все же я еще раз повторю это кратко сейчас, слушайте и запоминайте, дети мои! Если говорить в общем, то сколько существует энергетических каналов (тиб.: rtsa), то столько же существует и различных токов прана-энергии. Если сократить и свести к главным, то можно классифицировать их на двадцать два вида. Еще более обобщая, можно свести их к трем видам и, наконец, в самом сущностном варианте, можно говорить о двух видах тока прана – энергии.
Двадцать два вида тока прана-энергии (тиб.: rlung gi rnam pa nyi shu rtsa gnyis).
Итак, во-первых, двадцать два вида праны можно разделить на четыре типа:
I. внешняя прана (тиб.: phyi'i rlung);
II. внутренняя прана (тиб.: nang gi rlung);
III. промежуточная прана (тиб.: bar rlung);
IV. тайная прана (тиб.: gsang rlung).
I. Внешняя прана, в свою очередь, делится на восемь типов:
1. прана, устанавливающая и уравновешивающая все стихии вместе (тиб.: 'byung ba tham cad gnas par byed pa snyoms pa'i rlung);
2. прана, останавливающая и отсекающая все пять стихий по отдельности (тиб.: 'byung ba lnga so sor 'gog par byed pa gcod byed kyi rlung);
3. прана, раскрывающая природу и разрушающая пять стихий (тиб.: 'byung ba lnga'i rang bzhing pyed par byed pa gshig byed kyi rlung);
4. прана, движущая и сталкивающая пять стихий (тиб.: gyo zhing brdeg par byed pa'i rlung);
5. прана, разрушающая скандхи (тиб.: phung po 'jigs par byed pa'i rlung);
6. прана, дающая опору для скандх (тиб.: phung po brten par byed pa'i rlung);
7. прана, совершающая все деяния (тиб.: las tham cad byed pa'i rlung);
8. всеохватывающая прана (тиб.: kun tu kyab par byed pa'i rlung).
II. Внутренняя пранатоже делится на восемь типов:
1. бегущая вверх горловая прана (тиб.: gyen du rgyu ba mgrin pa'i rlung);
2. рождающая все образы сердечная прана (тиб.: dran pa tham cad bskyed pa snying gi rlung);
3. разделяющая тонкое и грубое, перемещающаяся прана (тиб.: dwang snyigs phye ba 'pho ba'i rlung);
4. идущая вниз тайная прана (тиб.: thur du rgyu ba gsang ba'i rlung);
5. порождающая красоту и свежесть прана силы (тиб.: bkrang mdangs bskyed pa stobs kyi rlung);
6. проявляющаяся в действиях несострадательная прана страстей (тиб.: las la byung ba snying rje med pa nyon mongs kyi rlung);
7. проявляющаяся в действиях прана Великого Сострадания и Беспристрастия (тиб.: las la byung ba snying rje chen po btang snyoms kyi rlung);
8. порождающая высшее осознание прана Великой Извечной Мудрости, знания природы реальности (тиб.: shes rab bskyed pa chos nyid ye shes chen po'i rlung).
III. Промежуточная пранаделится на пять типов. Действует через пять органов восприятия:
1. глаз видит цвет и форму;
2. ухо слышит звуки;
3. нос обоняет запахи;
4. язык вкушает вкусы;
5. кожа чувствует прикосновения.
IV. Тайная прана (тиб.: gsang rlung).
Имеет единственную форму. Это прана Великого Озарения (тиб.: byang chub chen po'i rlung), изначально пребывающая в равновесии, несозданная и поэтому уравнивающая все до единого вкуса в великом блаженстве дхармадхату – все мучительные и приятные переживания.
Все вместе – это двадцать два вида тока прана-энергии. Более обобщенно их можно подразделить на три вида:
1. уходящая вовне (тиб.: phyir rgyu ba'i rlung);
2. входящая внутрь (тиб.: nang du 'jug pa'i rlung);
3. пребывающая (тиб.: gnas pa'i rlung).
Уходящий вовне ток энергии дыхания доходит до расстояния шести пальцев перед ноздрями. Входящая внутрь и пребывающая праны подобны первой. Прана, уходящая вовне – это "Хум", входящая внутрь – это "Ом", пребывающая – это "А". Осознайте их как Тело, Речь и Ум Пробужденных.
В еще более обобщенном виде пран всего две. Это прана клеш и прана изначальной мудрости. В течение дня насчитывается сорок две тысячи импульсов праны изначальной мудрости, столько же импульсов и у праны клеш (Т. е. моментов попадания праны в центральный канал. Прим. переводчика), в итоге в течение дня насчитывается восемьдесят четыре тысячи импульсов, в течение ночи тоже восемьдесят четыре тысячи импульсов. В течение суток импульсов праны изначальной мудрости восемьдесят четыре тысячи, но они не воспринимаемы, их очень тяжело осознать. С изначальных времен в круге сансары энергия праны изначальной мудрости мала, поэтому она не может проясниться в промежутках между импульсами праны клеш. В течении суток прана изначальной мудрости, давая импульс, входит в центральный канал восемьдесят четыре тысячи раз, и затем она перебивается импульсом праны клеш. Ум, движимый импульсом тока энергии клеш, порождает множество различных понятий, создавая причину потерянности в сансаре. Импульсами тока энергии клеш накапливается дурная карма, связывая нас с шестью родами живых существ во Вселенной. Через ток энергии дурной кармы состояние чистой осознанности уводится в сторону и, соединяясь с током энергии, бегущим вниз, выбрасывается через нижнюю дверь прямо в адское перерождение. Соединяясь с током энергии, идущим вниз, и выходя через тайное место, приводит к рождению в мире голодных духов. Соединяясь с праной, перемещающей и разделяющей пять стихий на грубое и тонкое, выходит через пупок, приводя к рождению в мире животных. Соединяясь с праной несострадания, выходит через затылок, называемый дверями Рудры, что приводит к рождению в мире воинственных асуров. Эти условия существования порождаются током энергии клеш. Через прану изначальной мудрости, соединяясь с праной силы (тиб.: stobs rlung) и выходя через рот и нос, приводят к рождению в мире людей или богов. В особенности выход через левую ноздрю позволяет обрести чистое тело человека или божества мира желаний. Соединяясь с током энергии, бегущим вверх, и выходя через глаза, рождаются в Рупалоке в виде божества. Соединяясь с током энергии великого равновесия и выходя через уши, рождаются в Арупалоке. Соединяясь с прана-энергией великой извечной мудрости природы реальности и выходя через врата Брахмы на макушке, рождаются божеством чистого мира Брахмы и особенно божеством наивысшей страны Аканишта. Соединяясь с праной Великого Озарения и сливаясь с неразрушимой каплей энергии, пробуждают чистую осознанность и созерцают ясную истину природы реальности вместе со всеми странами и измерениями Самбхогакайи, которые проявляются через нее. Это состояние – сущность Пробуждения.
Через обе ноздри движутся пять типов тока энергии. Когда они движутся одновременно через правую ноздрю – это искусный метод, через левую – высшее осознание. Когда праны движутся одновременно с одинаковой силой через обе ноздри, это знак слияния метода и высшего осознания. Движение тока дыхания через правую ноздрю называют праной клеш. Необходимо осознать этот принцип и понять, что только движение дыхания через левую ноздрю есть прана изначальной мудрости. Поэтому, во время практики, рассматривай как недостаток движение токов дыхания с большей силой через правую ноздрю и не удерживай эту прану. Необходимо удерживать движение дыхания с равной силой через обе ноздри, а в особенности старайся удержать движение дыхания преимущественно через левую ноздрю. Для этого нужно знать технику очищения дыхания, почувствовав вкус праны.
Техника "Раскрытие вкуса праны" (тиб. rlung rо gsal ba'i 'khrul 'khor).
Для этого необходимо совершить семь коротких и мощных выдохов через рот со звуком "ХА". Затем семь коротких выдохов через нос со звуков "ХУМ". Затем при помощи "ПХАТ" отсечь и подавить ток энергии клеш. Затем закрываем нижние праны, поджимая нижнюю дверь, и медленно, медленно движем прану к точке соединения каналов, вводя ее в центральный канал. От этого рождается "внутренний жар" (тиб.: drod) в теле и пропадает нужда в одежде. Неподвижная прана не дает хода негативным эмоциям, позволяет стремительно передвигаться, дает глубокое осознание всего воспринимаемого как сна и иллюзии, проявляются пять типов ясновидения (тиб.: mngon shes lnga), пять типов зрения мудрости (тиб.: spyan lnga), появляются способности к перемещению осознавания и вхождению в другие тела и измерения (тиб.: grong 'jug) и другие бесчисленные новые способности.
Поэтому, осознавая это, прилагайте упорство в вышеуказанной практике контроля над токами энергии (тиб.: rlung rtsol). В это время чистая осознанность находится в самой себе, в природе реальности и никакие внешние условия не могут ее поколебать, ибо она пребывает в состоянии великой ясности и пустоты вне мыслей. Это свободное от всех омрачений, ясное и целостное состояние чистой осознанности именуют глубоким ваджраподобным созерцанием. Когда обретается сила контроля над собой через равновесие солнечной и лунной энергий, то появляется способность путешествовать в иные миры и другие многочисленные силы. Это именуют Плодом Махамудры в моей линии учения. Вот какие признаки и способности приходят, когда праны входят в центральный канал. Поэтому стадия сосредоточения и контроля над токами энергии чрезвычайно важна. Кроме того, праны входят в центральный канал и без энергетических практик и происходит это через присутствие в состоянии чистой осознанности, хотя этого очень трудно достичь на практике. Эти знаки одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Когда же это происходит?
Это происходит в трех случаях: 1) во время оргазма; 2) во время сильного чихания; 3) во время внезапного и сильного зевка.
В первом случае останавливается акт мышления, приходит состояние, подобное обмороку, специфическое блаженство, не поддающееся описанию, не воспринимаемое и быстрое, как блеск молнии. В этот кратчайший промежуток времени праны пребывают в центральном канале. Это похоже на чистое видение истинной природы реальности в момент разделения тела и сознания. Таковы знаки пребывания пран в центральном канале.