Занятие 1. Круглое и квадратное

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; ку­бики и шарики.

Ход занятия

В начале игры предложите детям внимательно ощупать ку­бики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощуще­ниях, можно предложить малышам ощупывать предметы с за­крытыми глазами.

Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из короб­ки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шари­ки разной величины, сделанные из разных материалов.

Занятие 2. Угадай, что в ящике

Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; иг­рушки и предметы разной формы, сделанные из разных ма­териалов.

Ход занятия

Предложите детям внимательно изучить все предметы и иг­рушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощу­щениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь

коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».

Незаметно для детей положите в коробку один предмет и пред­ложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. За­тем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.

Занятие 3. Переливание воды

Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жид­кости.

Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (бан­ки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.

Ход занятия

Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем по­просите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мо­края, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).

Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Пред­ложите малышам перелить воду из таза в емкости.

Занятие 4. Ледяное царство

Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.

Материалы. Лед в кубиках, стакан.

Ход занятия

Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приго­товьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».

Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, по­держать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теп­лая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка ка­пает — это лед тает и снова превращается в воду».

Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.

Занятие 5. Прячем руки

Цели.Развивать осязание; знакомить со свойствами раз­личных круп.

Материалы.Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить индивидуально или с неболь­шой группой детей.

В начале занятия объясните ребенку, что играть надо ак­куратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глу­бокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем пред­ложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

Занятие 6. Помяли, пощипали!

Цели.Развивать осязание, знакомить с различными плас­тичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.

Ход занятия

Знакомить детей с пластичными материалами удобно в хо­де занятий лепкой.

Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько малень­ких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.

В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.

При проведении занятия следует соблюдать меры предо­сторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям ру­кава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкать­ся, объясните ему, что потом руки можно помыть.

Занятие 7. Горячо — холодно

Цели.Развивать осязание.

Материалы.Вода разной температуры, ведерки или миски.

Ход занятий

В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 гра­дусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в во­ду и определить, какая она — холодная или горячая.

Сначала предлагайте малышам для сравнения воду кон­трастной температуры, затем воду, которая не так резко раз­личается по температуре (горячая и теплая, холодная и теп­лая).

Можно также сравнивать воду трех температур — холод­ную, теплую и горячую.

Наши рекомендации