Занятие 1. Круглое и квадратное
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.
Ход занятия
В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
Занятие 2. Угадай, что в ящике
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
Ход занятия
Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь
коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.
Занятие 3. Переливание воды
Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.
Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.
Ход занятия
Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).
Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.
Занятие 4. Ледяное царство
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.
Материалы. Лед в кубиках, стакан.
Ход занятия
Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».
Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду».
Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.
Занятие 5. Прячем руки
Цели.Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
Материалы.Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
Занятие 6. Помяли, пощипали!
Цели.Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина.
Ход занятия
Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.
Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.
В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.
При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.
Занятие 7. Горячо — холодно
Цели.Развивать осязание.
Материалы.Вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход занятий
В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая).
Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.