ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ»

Я. А. ЯНУШКО

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Года

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запо­минание, мышление, воображение — строятся на основе об­разов восприятий, являются результатом их переработки. По­этому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредст­венное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств(глаз, ушей, чувствительных рецепторов ко­жи, слизистойрта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима трени­ровка органов чувств с самого рождения, только в этом слу­чае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсив­ности.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и раз­личных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зритель­ные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от сле­дующих факторов:

• наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям явля­ются врожденными;

• состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутст­вовать;

• развития органов чувств и восприятия. Врожденные спо­собности человека воспринимать различные внешние раздра­жители посредством органов чувств развиваются как в про­цессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Напри­мер, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пишу разнообразные продукты и изы­сканные блюда.

Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сен­сорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сен­сорные отпущения имеют разное значение для человека. Не­возможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимает­ся человеком посредством органов зрения. С помощью зре­ния человек воспринимает внешние признаки предметов ок­ружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоошущения) также очень важен для человека. С его помощью че­ловек воспринимает и различает разнообразные звуки, опре­деляет их источник и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, по­тому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус так­же важны для человека, но они не являются доминантны­ми. Обоняние дарит человеку возможность насладиться при­ятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии: вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свой­ства еще недостаточно для полноценного развития восприя­тия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов.Для этого существуют мерки, с помощью которых можно срав­нивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сен­сорного развития ребенка, нельзя не остановиться на поня­тии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета вы­ступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и на­сыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая систе­ма мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом воспри­ятии эталонами являются звуковысотные отношения, фоне­мы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом вос­приятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприя­тии имеет место узкоспециальное деление запахов на слад­кие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные,вкусовые, обонятель­ные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ре­бенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-на­звание.

Свет

С такими явлениями, как свет и темнота, дети сталкива­ются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие новыми впечатле­ниями, расширить представления об окружающем мире. Кро­ме того, веселые занятия и игры помогут малышам преодо­леть страх перед темнотой.

Описанные ниже игры лучше проводить в свободное от за­нятий время, во второй половине дня.

Занятие 1. Пляшущие тени

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о свете и темноте.

Ход занятия

Эта игра проводится на прогулке.

В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблю­дать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

Занятие 2. Гуляем в темноте

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о темноте.

Ход занятия

Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, ког­да день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке): «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно».

Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешест­вие. Когда глаза детей привыкнут к темноте,попросите их рассказать, что они видят.

По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло).

Занятие 3. День и ночь

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о свете и темноте Ход занятия

Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, ког­да день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте по­играем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в ком­нате станет светло, наступит день. В это время вы будете хо­дить, бегать, танцевать, играть,А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.

Занятие 4. Солнечный зайчик

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о свете и темноте.

Материалы.Зеркальце.

Ход занятия

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймай­те с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малы­шей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потол­ку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сна­чала передвигайте луч плавно, затем быстрее.

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не натал­кивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите сол­нечного зайчика.

Занятие 5. Тени на стене

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о свете и темноте.

Материалы.Настольная лампа.

Ход занятия

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, на­правьте ее свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите малышамнесколько простых фигур. Например:

«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).

«Собака». Соедините вместе выпрямлен­ные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изо­бразите, как лает собачка.

«Птица».Выпрямленные ладони рук скре­стите в районе запястий — получится пти­ца с расправленными крыльями. Двигая ру­ками вверх и вниз, изобразите, как летит птица.

«Гусь».Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи должен быть про­тивопоставлен остальным. Сдвигая и раз­двигая пальцы, изобразите, как гусь откры­вает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.

«Заяц».Сожмите пальцы руки в кулак, за­тем выпрямите указательный и средний паль­цы и пошевелите ими («заяц шевелит уш­ками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.. Например:

«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).

«Собака». Соедините вместе выпрямлен­ные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изо­бразите, как лает собачка.

«Птица».Выпрямленные ладони рук скре­стите в районе запястий — получится пти­ца с расправленными крыльями. Двигая ру­ками вверх и вниз, изобразите, как летит птица.

«Гусь».Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи должен быть про­тивопоставлен остальным. Сдвигая и раз­двигая пальцы, изобразите, как гусь откры­вает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.

«Заяц».Сожмите пальцы руки в кулак, за­тем выпрямите указательный и средний паль­цы и пошевелите ими («заяц шевелит уш­ками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.

Можно предложить детям поэкспериментировать и приду­мать свои собственныефигуры. Даже если полученная фи­гура не очень узнаваема, все равно похвалите ребенка за ста­рание и попросите пояснить, что именно у него получилось.

В процессе игры можно использовать различные знакомые детям предметы и игрушки. А можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя для этого при­готовленные заранее бумажные фигурки.

Занятие 6. Фонарик

Цели.Развивать зрительные ощущения, формировать пред­ставления о свете и темноте.

Материалы.Электрический фонарик.

Ход занятия

Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной ком-нате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окру­жающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

Занятие 7. Свеча

Цели.Развивать зрительные ощущения. Формировать представления о свете, темноте, полумраке. Материалы.Свеча.

Ход занятия

Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и за­жгите ее. Предложите детям понаблюдать за тем, как она го­рит. Можно походить с зажженной свечой по группе, осве­щая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе (или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освеще­ние и обратите внимание детей на то, что свет лампочки яр­че, чем свет свечи.

Игру можно повторить несколько раз.

Цвет

Цвет является значимым свойством объектов окружающе­го мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величи­ну. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выде­лить объект среди других и запомнить его.

Сенсорными эталонамив области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, синий, голубой) и ахроматические цвета (бе­лый, черный, оттенки серого).

Среди хроматических цветов красный, желтый и синий яв­ляются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в ре­зультате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет — это результат смешивания красного и желтого цветов, зеленый — синего и желтого, фиолетовый — синего и красного.

Также различают оттенки цвета по светлоте, которые за­висят от процентного соотношения белого и основного цве­тов. Светлота серого цвета зависит от процентного соотно­шения черного и белого цветов.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знако­мить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цве­тами.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить сле­дующие этапы:

• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, приклады­вая их друг к другу. Например, можно предложить ребенку
найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш срав­нит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить
найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет; закрепление предстаачений о цвете в слове. На этом эта­пе дети различают цвета по названию, не прикладывая пред­меты друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так­ же называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специаль­но организованных занятий и в быту при рассматривании раз­личных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.).

Занятие 1. Цветная вода

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы.Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход занятия

В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполни­те их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основ­ных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Та­ким же образом разведите остальные краски.

Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (снача­ла по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся кра­ски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать малышам по не­сколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три кра­ски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттен­ки одной краски.

Занятие 2. Цветные кубики

Цели.Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не та­кой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, жел­тые, синие, зеленые).

Ход занятия

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте най­дем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбран­ному кубику. Таким же образом прикладывайте другие куби­ки, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои дей­ствия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со време­нем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

Занятие 3. Цветные парочки

Цели.Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не та­кой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы.Пары одинаковых по цвету предметов (куби­ки, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход занятия

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые каран­даши или фломастеры и др.), затем разные (например, крас­ный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цып­ленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные пе­ремешайте на столе или в коробке. Попросите малышей най­ти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку раз­ложить предметы парами, группируя их по цвету Количест­во цветных кар следует увеличивать постепенно.

Занятие 6. Построим башню

Цели.Учить различать цвета по принципу «такой — не та­кой».

Материалы.Крупные пластмассовые или деревянные ку­бики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход занятия

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите ма­лышам построить башню, например, красного цвета. Пока­жите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», пред­ложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас по­лучилась красивая красная башня!»

В следующий раз можно предложить малышам самостоя­тельно построить башни. Дайте детям но одному кубику и по­просите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеж­дает тот, кто первым построит башню.

Занятие 7. Бегите ко мне!

Цели.Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы.Флажки разных цветов или большие и малень­кие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсто­ронние).

Ход занятия

Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх.

В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая коли­чество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

Занятие 8. Наряжаем кукол

Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не та­кой»; находить предмет определенного цвета по образцу; зна­комить с названиями цветов.

Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка.

Ход занятия

Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбоч­ки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбира­ют наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверь­те вместе с ними правильность выполнения задания.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом за­нятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточ­ки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одеж­ду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к ко­робке с одеждой без куклы.

В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.

Форма

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть про­стой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной.

Говоря о сенсорныхэталонах формы,следует различать пло­ские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яй­цо»), цилиндр, конус).

Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и ова­лом.

Параллельно можно дать детям представление об объем­ных геометрических телах — шаре и кубе, а затем — о парал­лелепипеде («кирпичик») и эллипсоиде («яичко»).

В процессе знакомства детей с формой предметов выделя­ют следующие этапы:

• практические действия. Для того чтобы ребенок мог прак­тическим путем определить форму предмета, используют спе­циальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной фор­мы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее;

• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка
знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;

• запоминание эталонов геометрических форм и их на­званий, использование этих знаний в различных ситуациях.
Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается по­сле трех лет, в дошкольном возрасте.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреп­лять знания о них можно следующими способами:

• используя специальные игрушки;

• рассматривая эталоны форм — плоские и объемные фи­гуры;

• рассматривая реальные предметы простой формы;

• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).

Занятие 1. Разложи фигуры по местам!

Цели. Познакомить с плоскими геометрическими форма­ми — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямо­угольником; учить подбирать нужные формы разными ме­тодами.

Материалы. Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треуголь­ник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, пря­моугольник).

Ход занятия

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фи­гурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора от­дыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очере­ди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки на­шли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения Эту игру можно повторять многократно, каждый раз из­меняя ее сюжет.

Занятие 2. Веселый поезд

Цели.Познакомить с плоскими геометрическими форма­ми—квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямо­угольником; учить подбирать нужные формы разными ме­тодами.

Материалы. Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход занятия

Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это — ва­гончики. В этом необычном поезде отправятся в путешест­вие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».

Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный ва­гончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталки­вая пальцем последнюю фигурку, медленно передвиньте рам­ки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку по­езда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места.

По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей по­вторения названий.

Эту игру можно повторять многократно, постепенно уве­личивая количество рамок.

Занятие 5. Почтовый ящик

Цели.Познакомить с объемными геометрическими фигу­рами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы.Пластмассовая или деревянная коробка с от­верстиями разной формы, объемные геометрические фигу­ры, соответствующие прорезям коробки.

Ход занятия

Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и гео­метрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик».

Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и пред­ложите протолкнуть их внутрь почтового ящика.

Эту игру можно проводить многократно, по-разному обы­грывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия.

В дальнейшем используйте игрушки с большим количест­вом прорезей и фигур (до 5-6).

Занятие 6. Башни

Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы.Пластмассовые или деревянные вкладыши-пи­рамидки квадратной и круглой формы.

Ход занятия

Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каж­дым ребенком.

Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разде­лить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Величина

Величина — это значимое свойство предметов (размер, объ­ем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с дру­гими объектами либо с помощью специальных инструмен­тов в метрической системе мер, единицах объема и т. д.

Признак величины является относительным при сравне­нии на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казать­ся и большим, и маленьким. Так, лист дерева кажется ма­леньким по сравнению с самим деревом, но большим по сравнению с маленьким жучком.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно:

• предлагать сравнивать предметы только по одному пара­метру, например, только по высоте или только по ширине;

• сравнивать по величине предметы, одинаковые по цве­ту и форме:

• сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, вы­сокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объ­ект — средний по величине;

параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности можно использовать вы­разительные жесты. Сначала величину обозначают при помощи слов такой —не такой, затем словами большой —ма­ленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий — низкий, узкий —широкий, длинный — короткий.

В процессе знакомства детей с величиной выделяют сле­дующие этапы:

• практические действия. При знакомстве детей с вели­чиной можно использовать различные предметы (накрывать кастрюли крышкамиразной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игруш­ки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). Дей­ствуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;

• зрительное восприятие величины. На этом этапе ребе­нок сравнивает предметы зрительно, на глаз;

• использование знаний о величине в различных ситуа­циях (на занятиях и в повседневной жизни). Этот этап вы­ходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:

• сравнивая пары предметов практически — способом при­ложения;

• зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;

• используя специальные дидактические игрушки (пира­мидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);

• используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.).

Занятие 1. Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (ко­лечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по ко­личеству детей).

Ход занятия

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спря­тать в ладошках, а большие нет». ,

Занятие 2. Накрой платком!

Цели.Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы.Предметы и игрушки различных размеров; но­совой и головной платки.

Ход занятия

Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький пред­мет помешался под платком, а большой — нет.

Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не помес­тилась под платком, — большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подго­товить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Ба­бы-яги.

В следующий раз используйте два платка разной величи­ны. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под малень­ким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спря­тать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Ма­ленькие игрушки прятать легче».

Занятие 3. Накрой шляпой!

Цели.Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной вели­чины.

Ход занятия

Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы.

Занятие 4. Покормим кукол

Цели.Знакомить с величиной в ходе практических дейст­вий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и ма­ленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход занятия

Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величи­не, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите кукламтарелки и ложки подходящей вели­чины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой лож­кой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-ми­ски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

Занятие 6. Две коробки

Цели.Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы.Две картонные коробки с прорезями для протал­кивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в дру­гой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход занятия

Приведем пример игры с использованием шариков. Раз­дайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и пред­ложите протолкнуть их в соответствующие прорези в короб­ках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите вни­мание детей, что большие шары проталкиваются только в боль­шие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в лю­бое отверстие.

В следующий раз дайте детям более детальную инструк­цию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте вниматель­ны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.

Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а малень­кий — в маленькое».

Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вме­сте с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался малень­кий шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой. ка­жется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому ша­рику добраться до дома!»

Занятие 8. Где мое место?

Цели.Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.

Материалы.Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, раз­личающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).

Ход занятия

Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фи­гурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться до­мой. Найди каждой фигурке свой домик».

Длятого чтобы ребенок научился действовать не хаотиче­ски, а методом практических проб или зрительного соотне­сения, необходимо повторить игру несколько раз.

Занятие 9. Пирамидки

Цели.Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по вели­чине способом наложения.

Материалы. Различные пирамидки.

Ход занятия

1-й вариант игры — «Красная пирамидка».Подберите одно­цветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамид­ку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и на­девать его на стержень.

2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка».Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным коли­чеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с боль­шими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хоро­шо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она по­лучается неустойчивой и может рассыпаться.

Занятие 11. Две башни

Цели.Закреплять знания о величине предметов; познако­мить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.

Материалы.Кубики, маленькие игрушки.

Ход занятия

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни ста­ли разные — высокая и низкая.

Наши рекомендации