Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности
Пространственная ориентация лиц с нарушенным зрением – процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчёта.
Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определённой точке, например, в определённом пункте местности, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.
Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трёх задач, которые принято обозначать следующим образом:
1) выбор направления,
2) сохранение направления,
3) обнаружение цели.
Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).
Ориентировка в пространстве – важная жизненная потребность человека с нарушенным зрением. От умения ориентироваться в пространстве зависит самостоятельность ребёнка с нарушенным зрением при передвижении, особенно это касается слепых дошкольников. Овладение ориентированием в пространстве при нарушенном зрении осуществляется в течение всей жизни. Однако чем раньше начинается обучение ориентированию, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.
Мобильность – это возможность свободного, активного передвижения в пространстве, обеспечивающаяся благодаря сенсорной системе человека, составляющим эту систему анализаторам.
В науке отмечается зависимость двигательного режима незрячего от его умения ориентироваться. Известно, что образ жизни современного человека характеризуется недостаточной двигательной активностью (гипокинезией), что отрицательно сказывается на его физическом развитии, самочувствии, работоспособности и психической деятельности. Тем более остро нуждаются в движении люди, лишённые зрения. Это относится и к детям дошкольного возраста, воспитывающимся в СДОУ III-IV вида. Развитие мобильности и ориентировка в пространстве указной категории дошкольников затруднена и в связи с тем, что 98 % из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (данные Людмилы Сергеевны Сековец).
В результате овладения ориентированием в пространстве обеспечивается следующее:
- свободное передвижение и перемещение как в помещении, так и на улице;
- знание общих признаков предметов, которые могут служить общими ориентирами в процессе ориентировки в пространстве;
- формирование представлений об окружающей действительности: городе, перекрестках, транспорте;
- освоение техники владения звуковым локатором;
- уверенность в своих силах.
Способность к пространственной ориентации позволяет определить местоположение человека в трёхмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчёта.
Важным психологическим условием свободной ориентировки в пространстве является умение самостоятельно ориентироваться в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов районов, города, т.е. осуществлять перенос усвоенных умений ориентировки в новые условия. Это не доступно в дошкольном возрасте и этого достигают немногие слепые взрослые – требуется большая индивидуальная работа по практической ориентировке на местности.
Уже к 5-6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. Однако овладение способами ориентировки в пространстве требует систематической практики, что обеспечивает самостоятельность при передвижении. Этот факт нашёл отражение в содержании начального курса обучения ориентированию и подвижности в СДОУ III-IV вида.
Овладение ориентированием в окружающей действительности предполагает обязательное формирование системы ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчёта. Ведущей,первой точкой отсчёта для ребёнка является его собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (сзади – спереди, справа – слева и т.п.). В этой связи овладение знаниями о теле человека, о частях тела – это чрезвычайная задача, которая должна решаться в процессе обучения ориентировке в пространстве и при формировании мобильности.
Следующей точкой отсчёта при ориентировании являются предметы окружающей среды. При обучении дошкольников с нарушенным зрением такими ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание СДОУ, клумбы, деревья, забор и др.
Ориентировка в пространстве и овладение ею предполагает обязательное сенсорное развитие. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи для обеспечения возможности ориентироваться в пространстве у детей важно развивать такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная и др. Данный вопрос актуален ещё и потому, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями зрения завышена оценка своих возможностей узнавать предметы окружающей действительности с помощью любого органа чувств. Только у отдельных детей возникают сомнения узнать предмет с опорой на слух (15 %), обоняние (10 %), осязание (15 %), (данные Любови Ивановны Плаксиной). При этом узнавание предметов важно ребёнку со зрительной депривацией для опоры на них в процессе ориентирования в пространстве.
Вне зависимости от возраста, времени возникновения нарушения зрения и психического развития для успешной ориентировки в окружающей действительности требуется развитие пространственного мышления.
Для ориентирования в пространстве необходимо знание основных характеристик окружающих предметов: формы, величины, цвета, фактуры, взаимоположения. Так, чем большим образов предметов будет оперировать ребёнок с нарушенным зрением, тем легче ему ориентироваться в пространстве.
Обучение ориентировке и развитие мобильности детей, посещающих СДОУ III-IV вида, связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также смелости и уверенности в своих силах.
Мобильность обеспечивается благодаря мышечно-двигательной чувствительности, являющейся важным компонентом процесса пространственного ориентирования, а также благодаря уверенности в своих силах. Двигательный анализатор даёт возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Кроме того, двигательный анализатор представляет собой механизм связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.
Однако в связи с патологией органа зрения у детей отмечается нарушение двигательно-пространственной ориентировки, отклонения в развитии двигательных локомоций (ходьба, бег, лазание, равновесие и др.). В свою очередь это вызывает отклонения в личностных проявлениях, обусловливающих двигательную недостаточность:
- страх перед движением;
- скованность в движениях;
- отсутствие желания двигаться;
- малоподвижность;
- уединение и предпочтение сидеть.
Именно на коррекцию этих нарушений и должна быть ориентирована педагогическая работа по обучению ориентировке в пространстве в ДОУ III-IV вида.
Овладение детьми с нарушенным зрением ориентировкой в пространстве обеспечивает им успешную адаптацию и интеграцию в социум.