Синестезии и произвольная саморегуляция.
Известно, что любое наше состояние: сон - бодрствование, усталость - активность, радость - печаль и т.п. контролируются мозгом. В последние годы ученые доказали, что "человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п:
Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, Памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д.
Зрительные представления.
■ Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура, приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг- на друга; подберите сочетание цветов и размеров фигур так, чтобы Вам было приятно смотреть на них.
' ■ Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевлённый), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведег себя при слабом
74дуновении ветерка и в бурю. Представьте постепенно как предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех нор. пока Ваша картина не понравится Вам до такой степени, что Вам захочется все это ощутить в реальности.
2. Тактильные представления.
■ Представьте себе свои ощущения, когда Вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве: к снему -только что выпавшему и таяшему: к рамным шичкам. их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку юриой реки, морю, перышку.
Ш Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на Вашу руку. Погладьте кошку, собаку, -жабу, ежа.
3. Обонятельные представления.
■ Представьте себе, что Вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной сгепи. луга: бензина, духов, дыма костра: ,мяты, сирени, моря, водорослей: свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимо! о блюда.
4. Вкусовые представления.
■ Представьте вкус, температуру, плотность воды, лепен-колы. кваса, банана, простокваши, йогурта и т.д.
5. Кинестетические представления.
■ Представьте себе, что Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (пляж может быть песчаным, галечным, ракушечным), ныряете, плывете разными стилями, карабкаетесь в гору, влезаете в пещеру; ведете машину, велосипед, гребете на лодке: играете в теннис, футбол, волейбол; вдеваете нитку в иголку, шьете шелк, кожу: занимаетесь различными бытовыми действиями. Постарайтесь ошутить силу, которая Вам необходима для выполнения различных действий, напряжение различных мышц.
■ Представьте, что ручка медленно пишет Вайю имя. Л как оно будет написано, если Вы волнуетесь, торопитесь, засыпаете и т.д.?6. Слуховые представления.
■ Представьте себе голоса знакомых Вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.
7. Синестетические образы.
■ Ведущий дает инструкцию назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например, красного. Через минуту по его хлопку - предметы синего цвета и т.д. (до пяти минут). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например, глаза направо -помидор, налево - вишня (или вверх - трава, вниз - огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше.
■ Вспомните и постарайтесь воссоздать различные чувства: страх, ярость, покой, удивление, раскаяние. Пользуясь теми образами, которые Вы воспроизвели ранее, «введите» эти чувства в соответствующие декорации, в которых сочетались бы все тс представления, которым Вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый Вами всеми органами чувств, а может - пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.
■ Закройте глаза, возьмите образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в > большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний - в осенний; старуха-нищенка -в красавицу; лягушка - в царевну. Попробуйте изобразить это без слов, только своим телом..
3.5. Наказание и поощрение.
Необходимым условием закрепления данного уровня является система наказаний и поощрений.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Дру1 им способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому педагогу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты 1руииовых занятий (у кого-то это • игра ка экзотической дудочке, у кого-то - багут. компьютер пли описанная выше игра «Царство животных» и т.д.).
В качестве поощрений, можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок. маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и др.). а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, которые должны быть непреложны для всех.
■ В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность, поэтому они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получаст в свое пользование полюбившуюся игру или предмет.
■ Наиболее отличившийся ребенок в копне занятия из набора имеющихся музыкальных фрагмешов выбирает спой любимый. Все дети спонтанно двигаются пол музыку и подпевают.
■ Дети заранее приносят из дома свои любимые игры. В конце занятия отличившийся ребенок предлагает всем дсгя\« поиграть в его игру.
Причем, этим выдающимся может быть не объемивно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных эгологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командирам лидера, автоматически повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.* * *
В заключение авторам хотелось бы добавить, что предлагаемая «Методика» требует достаточно высокой профессиональной квалификации педагога, логопеда или психолога. Ее полноценное освоение предполагает вдумчивую, скрупулезную, кропотливую работу над текстом. Следующим шагом будет освоение каждого действия самим взрослым, с тем, чтобы впоследствии можно было передать свой, осознанный телесный опыт ребенку, которому Вы хотите помочь.
Авторы готовы провести обучающие семинары и тренинги для тех, кто стремится к более глубокому пониманию механизмов психологического воздействия, заложенных в идеологии «Методики».Литература
1. Вербовая Н.П., Головина О.М., Уриова В.В. Искусство речи. - М., Искусство, 1997.
2. Гарафссва А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие (Программа интенсивного тренинга для детей). - Кострома. ИНКАД,19%, 19 с.
3. Деннисон П.. Деннисон Г. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. - М.: Издательский отдел ЦВЛД,1993,44 с.
4. Игры - обучение, тренинг, досуг... /Под ред. В.В.Пе!русинского. В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. 368 с.
5. Психогигиенический релаксационный тренинг методом гимнастики тайцзицюань: Методические рекомендации. - М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990. 38 с.
| 6. Романенко О.К. Практическая гсштальттерапия. - М.: ^Фолиум, 1995,112 с.
7. Руд сетам К. Групповая пенхоюрания. Психокоррекциоиныс группы: теория и практика. - М.: Прогресс. 1993,368 с.
8. Сатья Сингх Хальса. Кундалини-йога: для здоровья, гсла. ума и души. - Гамбург, 1990.
9. Стамбулова Н.Б. Исследование психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. Дне. Ьсанд.нсихол.наук. - Л., 1978.
10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного Игроизношения: Практикум но логопедии. - М.: Просвещение, 11989, 239 с.
79.11. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике: Составитель В.Ю.Баскаков. - М.: НПО «Психотехника», 1992, 108 с.
12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород: Флокс, 1995, 32 с.
13. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985,160 с.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1995,160 с. •
15. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с .гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. //
Таврический журнал психиатрии, т. 1, №3,1997, с. 75 -88.