Интермодальные ощущения и синестезии

Перцептивные системы формируются под влиянием задач, возникающих в деятельности индивида. Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающие промежуточное поло­жение между традиционными модальностями.

Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Как известно, слуховая система человека не воспринимает колебания воздуха с частотой ниже двадцати герц. Более низкие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это осуществляется не с помощью слуха, что доказывается существованием вибрационной чувствительности у глухих, а посредством, главным образом, кожно-мышечной системы. Для возникновения ощущения вибрации важно, чтобы раздражение пе­редавалось костными тканями и распространялось на возможно большую часть тела. Считается, что при этом возбуждается вестибулярная система, хотя для нее вибрация - неадекватный раздражитель.

Вибрационная чувствительность занимает в нашем восприятии несравненно меньшее место, чем осязание или слух. Но у людей, потерявших слух, она начинает играть огромную роль. Вибрационную чувствительность называют даже "слухом глухих". В литературе описаны случаи, когда глухие оказывались способны воспринимать с помощью вибрации сложные музыкальные произведения.

Другим примером интермодальной чувствительности служит так называемое "шестое чувство слепых". Известно, что слепые от рождения или с детства способны на расстоянии обнаруживать препят­ствия и успешно их обходить. Субъективные ощущения, возникающие у них при этом, очень сложны. Как правило, слепые сообщают, что они чувствуют препятствие кожей лица. Однако большинство исследо­вателей считает, что чувство преграды связано не с кожной, а со слуховой чувствительностью. Согласно этой точке зрения, слепой гораздо лучше, чем зрячий улавливает эхо от своих шагов. Отраженные от предметов звуки воспринимаются как ориентиры, дающие указания о препятствиях, к которым он приближается. Поэтому чувство препятствия отказывает, если на пути слепого вместо плотной стенки, хорошо отражающей звуки, поставить преграду в виде металлической сетки с крупными ячейками.

Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи. А.Н. Леонтьевым была проде­монстрирована возможность формирования с помощью создания у испытуемого активной установки совершенно нового вида чувствительности, который получил название неспецифической световой чувстви­тельности.

В экспериментах ставилась задача выработать у испытуемых чувствительность к цвету посредством кожи ладони. Испытуемый сидел перед черным экраном. Через отверстие в экране была просунута его рука. В свою очередь сквозь отверстие в доске, на которой покоилась рука испытуемого, на ладонь проецировался красный или зеленый луч света. Лампа была отгорожена от ладони испытуемого водяным фильтром, так что раздражители, действующие на поверхность кожи, имели совершенно одинако­вые тепловые характеристики и отличались лишь длиною волны.

. В первой серии экспериментов испытуемый оставался пассивным, так как его ни о чем не предупреждали. Экспериментатор пытался выработать у него условный защитный рефлекс на раздражение красным светом. Раздражители подавались через разные промежутки времени в случайном порядке. Через тридцать секунд после раздражения ладони красным светом испытуемый получал удар током и, естественно, отдергивал ладонь. Зеленый свет не сопровож­дался подкреплением. Оказалось, что даже после 800— 900 сочетаний испытуемый не мог научиться вовремя отдергивать руку.

Во второй серии экспериментов испытуемому сообщалось, что иногда его ладонь будет освещаться красным, а иногда зеленым светом, и что если после освещения руки красным светом он не отдернет руку, то получит электрический удар. Иными словами, у испытуемых создавалась установка на активное обнаружение определенного раздражителя. В остальном условия опыта сохранялись. Результаты этой серии оказались поразительными. Уже через сорок-пятьдесят сочетаний удалось выработать условный рефлекс на освещение кожи красным светом, так что испытуемый отдергивал руку сразу после осве­щения ладони красным светом и оставлял ее на месте при освещении зеленым светом.

Взаимодействие перцептивных систем обусловлено, главным образам, единством окружающего мира. Действительно, один и тот же предмет или явление обладает множеством различных аспектов. Их восприятие связано с работой различных перцептивных систем, периферические звенья которых имеют весьма различные характеристики. Тем не менее мы воспринимаем единый целостный образ. Очень ярко взаимодействие перцептивных систем выступает в случае восприятия внешнего пространства.

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие о глубоких связях различных перцептивных систем. Речь идет о синестезии — возникновении ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя совершенно другой модальности. Явление синестезии может возникать как в явной, так и неявной форме. В явной форме, по данным ряда исследований, синестезии наблюдаются примерно у 50% детей и 15% взрослых. Очень яркие синестезии были, например, у композитора А.Н. Скрябина, переживавшего каждый звук окрашенным в т или иной цвет и даже писавшего симфонии цвет. Можно утверждать, что в неявной форме синестезия встречаются у каждого. "Теплые" и "холодные" цветовые тона, "высокие" и "низкие" звуки свидетельствуют о том, как естественно подчас оцениваются ощущения при помощи характеристик, заимствованных казалось бы, из совсем другой модальности.

Наиболее универсальной в этом отношении оказалась характеристика "светлоты". Немецкий психолог Э.М. Хорнбостель показал в двадцатых годах нашего столетия, что светлыми и темными могут бы не только зрительные, но и осязательные, органические, обонятельные и слуховые ощущения. Так ощущения голода, прикосновения гладким и твердым предметом оценивались как светлые, а противоположные им ощущения — сытости, прикосновения шершавым и мягким предметом — как темные. Характеризуя незнакомые запахи, испытуемые ж пользовали те же определения: запах духов казался им светлым, а запах дегтя — темным.

Чтобы проверить воспроизводимость получаемых таким образом результатов, Э.М.Хорнбостель провел контрольный опыт. Испытуемым давалась группа запахов и предлагалось с помощью цветового круга* подобрать для каждого из них серый тон соответствующей светлоты. Оказалось, что все испытуемые, расположили запахи примерно в один и тот же ряд, причем запаху бензола соответствовал цветовой круг с 40% белого цвета. Затем те же запахи сравнивались со звуковыми сигналами, подаваемыми с помощью звукогенератора. В результате было установлено соответствие обонятельных и слуховых ощущений, в котором запах бензола приравнивался звуковому то частотой 220 Гц. На последнем этапе эксперимента испытуемые должны были сопоставить различные звуковые тона с оттенками серого цвета. Оказалось, что для тона 220 Гц был подобран серый цвет, на 41% состоящий из белого. Иными словами, удалось показать эквивалентность оценок светлоты, запаха и высоты звукового тона.

* Цветовым кругом называется вращающийся во фронтальной плоскости диск, состоящий из белого и черного сектор: При достаточно большой скорости вращения черный и белый цвет сливаются и воспринимается равномерный серый тон, светлота которого пропорциональна доле сектора белого цвета общей площади круга.

Интермодальные ощущения и синестезии - student2.ru Условно этот результат можно изобразить в виде следующей схемы: цвет

Звук запах

Не менее интересные исследования провели немецкие биологи В.Бернштайн и П.Шиллер. В одне из опытов рыбы обучались плыть всегда к более о. вешенной из двух кормушек. После выработки этого условного рефлекса освещение кормушек уравнивалось, но перед одной из них рассеивалось вещество со светлым, а перед другой — с "темным" (по шкале Э.М.Хорнбостеля) запахом. Рыбы направлялись к кормушке со "светлым" запахом. Другие, опыты проводились с земноводными, меняющими свою окраску в зависимости от уровня освещенности. Результаты показали, что посветление окраски вызывают также "светлые" обонятельные и звуковые раздражители.

Следует подчеркнуть, что синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия. Когда же воспринимаемая ситуация неопределенна, то синестезии наблюдаются довольно часто. Советская исследовательница Л.А.Селецкая провела опыты, показавшие, что сознательное выделение синестезических признаков "теплоты" и "холода" цветового тона при дифференциации цветовых карточек, предъявляемых в периферическом зрении, позволяет испытуемым улучшить показатели различения.

О механизмах синестезии известно в настоящее время еще очень мало. Опыты В.Бернштайна, добив­шегося посветления окраски темноадаптированных рыб с помощью инъекции им вытяжки из сетчатки светлоадаптированных рыб, говорят о том, что синестезии могут быть связаны с гуморальными процессами. В пользу биохимической гипотезы возникновения синестезий свидетельствуют факты о появлении синестезий под влиянием таких наркотиков, как мескалин и ЛСД-25. Не вызывает сомнения, что синестезии связаны с генетически ранними ступенями восприятия.

Л.М. Веккер.

Пространственно-временная структура ощущений

Классической пространственной характеристикой любого ощущения является его локализация, т.е. непосредственное воспроизведение местоположения отображаемого раздражителя во внешнем объективном пространстве. Этой пространственной характеристике по уровню общности соответствует универсальный временной компонент ощущения – отображение длительностивоздействия источника информации на орган чувств.

Локализация – это то свойство ощущения, которое под именем проекции, или объективированности, издавна привлекает пристальное внимание философов, физиологов и психологов своей ультрапарадоксальностью. Уже в любом контактном ощущении, а в особенности дистантной проекции, воспроизводящей положение объекта в точке внешнего пространства, отделенной от органа чувств определенным расстоянием, наиболее отчетливо выражен таинственный факт несовпадения пространственных компонентов ощущения с собственным пространством его носителя (органа чувств, мозга или организма в целом) и, наоборот, соответствие этих компонентов структуре пространства объектов (Л.М.Веккер, с.142).

Такая пространственная отнесенность, трактуемая как исходное свойство, представляется совершенно загадочным фактом, заключающем в себе некий психологический эквивалент ньютоновского дальнодействия, мистически преодолевающего «пустоту», которая отделяет объект – источник от ощущения от его носителя…..

Проекция, или локализация, как отображение места в пространстве есть вопроизведение координаты в определенной системе отсчета относительно ее начала. Но неизменная координата явно представляет собой частный случай меняющегося места, т.е. перемещения, или изменения пространственной координаты во времени. Поэтому теоретически есть все основания ожидать, что исходной характеристикой пространственно-временной структуры ощущения должно быть отображение движения как единого пространственно-временного свойства объектов, отображаемых в ощущении……

«Познание мира в его реальности, - пишет Б.Х.Гуревич, - истинная функция зрения, и объект лишь тогда становится реальностью, когда мы обнаруживаем его независимость, что в свою очередь возможно только на основании самостоятельного его движения или неизменности его локализации при наших движениях, о которых мы должны быть информированы.. Другими словами, наше восприятие окружения как реальности зависит от нашей способности отличать движение в нем от нашего собственного движения. Движение есть первое исходное действие, которой мы проверяем реальность среды»….

Вопреки пространственной ограниченности физиологического субстрата ощущение имеют пространственно-временную структуру.

Субъективное сенсорное пространство м.б. исходным пунктом построения картины мира (Кант).

Наши рекомендации