Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию педагога в начале коррскниошюй рабогы.

64что способствует закреплению «алгоршма» запиши, который постепенно автоматизируется. Затем (через 5-7 занятий) иелаго) созна 1слыю «ломает» :пот ритуал с тем, чтобы активизировать у дегей внутренний контроль, потребность в вопросах и т.н.

.Для группового процесса особенно важна ею начальная фаза - знакомство, 1.к. уже здесь выявляются ролепме взаимоотношения, а также создакяся условия для доверительных и безопасных отношений.

■ Дети стоят в кругу. Предлагается представиться, назвав свое имя. После этого ребенка просят назвать себя второй раз. выполняя при этом какое-либо движение всем телом, изменяя ишонацию, стараясь выразить себя жестом, мимикой и т.д.

Условиями, формирующими произвольность, могут быть разнообразные задания, где ребенку предлагается придуман., спланировав какое-либо задание для других детей из группы (или для педагога). При этом сначала ребенок должен объяснить и показа)ь последовательность и цель действий другим детям так. чтобы они его поняли, а затем проконтролирова гь процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и обьяснив, как их можно исправить.

Этот прием может быть обыгран в форме урока - ребенок-ведущий в роли учителя, а остальные - ученики. Можно предложи 1Ь этому ребенку придумать какую-либо оригинальную позу, коюрую повторяют все дети, а он указывает на ошибки и их сразу же исправляет.

■ Игра в волшебника (со сменой роя» ведущего) направлена на осознание различных типов движений в задаваемом пространстве: ведущий задаст темп движения (медленный, средний, быстрый) и пространство (на месте; ограниченное чем-то, например, кругом; свободное). Дети двигаются всевозможными способами - уже знакомыми или только чю ими придуманными (строго заданными или спонтанными). Во время выполнения упражнения «волшебник» контролирует соблюдение правил игры другими дс1ьми.

Рс1уляторные функции и способности к совместному решению реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию решения какой-

б<>либо задачи, в которой есть возможность творческого подхода к решению.

■ «Стройка». Дети в результате обсуждения (с участием педагога) приходят к решению построить паровоз из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают его форму, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого построения возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с педагогом проходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата - подводится общий итог.

/■«Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль.

■ «Живая картина». Один из детей выходит; остальные «репетируют», а затем создают сюжетную сценку и замирают. Водящий должен отгадать название картины.

■ «Восковая скульптура».. Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к ранее приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение.

■ «Скамья запасных». Этот прием может дополнительно применяться в соревнованиях между группами детей. Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или зачисляется поражение.

■ «Скалолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Тот, к.то оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на стар!. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

■ «Сила честности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько может, но честно, т.е. не сгибая корпус, полностью касаясь грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, происходит смена партнеров по команде,

66закончивший отжимания всгасг п конец строя. Побеждает команда, первая закончившая, например. 100 отжимании. По гем же условиям проводятся соревнования в качании пресса.

3.2. Отработка коммуникативных навыков.

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способное гей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг дру| а.

«Когда человек входит в комнату, он делает эго ради какой-то пели... Или чтобы отыскан» кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство...» - писал К.С. Станиславский. На первом занятии участникам объясняется, что все они приходят для чего-то, и предлагается изобразить это невербально.

■ «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?». Все остальные участники угадывают" смысл происходящего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

■ Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей.

В разминку в начале занятия хорошо включать различные парные упражнения.

■ «Приглядывание».

Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так. чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать однозначно указывающие на человека детали, типа очков, цветных пятен одежды, иногда цвета и длины волос и 1.н.

■ «Прислушивание».

Группа рассаживается в полукруг. Ведущий преллагас! участникам расслабиться и по его хлопку и указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в

Соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание лается но 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

■ Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками па уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в конечной фазе 3-5 секунд.

■ Один из партнеров принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй вдет за ним, поддерживая его нот и учитывая скорость его движения. -

■ Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, стараясь контактировать друг с другом всей поверхностью спины и достичь максимального эф<|>екта (например, не упасть).

Наши рекомендации