Воля, завоевывающая свою свободу

Теперь мы вернемся к рассмотрению той силы человека, с которой мы начали — к Воле. Читатель должен помнить утверждение, что именно Воля "Я", обособленного "Я" — обособившегося, но пока еще не осознавшего свою обособленность — побудила его к правлению. Не по принуждению, не по внешней необходимости, не в связи с чем-то противостоящим ему снаружи, а благодаря великой Воле, частью которой является его собственная Воля, обособившаяся как центр, но пока еще не отрезанная сферой материи — пульсирующей в нем, как кровь материи пульсирует в ещё неродившемся ребенке, оно тянется к проявлению, смутно стремясь к богатому трепету жизни, облаченной в материю; к приложению сил, и жаждущих деятельности; к тому, чтобы узнать миры, полные бесконечного движения. То, к чему осознанно изъявляет волю Логос — Логос, желающий стать воплощенным во вселенную — к этому также изъявляют свою волю и все центры обособленной жизни в нем, слепо и наощупь стремясь к более полной жизни. Это Воля к жизни, к познанию; и эта исходящая Воля принуждает к проявлению.

Мы видели, что эта Воля, Сила "Я", превращаясь в то, что мы называем Желанием на более плотных планах материи; и так как она ослеплена материей и неспособна видеть свой путь, ее направленность определяется притяжениями и отталкиваниями, воздействующими на нее со стороны внешних объектов. Поэтому в этот период мы не можем говорить о "Я" как о самом себе направляющем: оно управляется притяжениями и отталкиваниями, которые затрагивают его по периферии. Мы также видели, что когда Желание соприкоснулось с Разумом, и эти два аспекта "Я" воздействовали друг на друга, возникли эмоции, проявляющие черты своих родителей, Желания-матери и Разума-отца. И мы изучили методы, с помощью которых эмоции можно контролировать, использовать по должному назначению и таким образом из опасных превратить в полезные для эволюции человека.

Теперь мы должны рассмотреть: как эта воля, скрытая Сила, которая всегда подталкивала к деятельности, хотя пока еще не контролируя ее, медленно завоевывает свободу, то есть добивается Самоопределения. Сейчас мы рассмотрим то, что подразумевается под этим словом "свобода".

В основном и по существу свободная по своему происхождению как Сила "Я" Воля становится связанной и ограниченной в своих попытках овладеть материей, в которую вошло "Я". Мы не должны бояться говорить, что материя властвует над "Я", а не "Я" над материей; это происходит в связи с тем, что "Я" рассматривает материю как себя, отождествляя себя с ней; так как "Я" изъявляет свою волю через нее: думает через нее, действует через ее, то она действительно становится для него им самим, и введенное в заблуждение оно восклицает: "Это Я!" — и несмотря на то, что материя связывает и ограничивает "Я", ощущая ее собой, оно кричит: "Я свободно". Однако это господство материи над "Я" лишь временное: ибо материя постоянно изменяется, приходит и уходит, она непостоянна и меняет форму, невольно притягиваясь и отклоняясь разворачивающимися силами "Я", постоянного в непостоянном.

Давайте обратимся к той стадии эволюции человека, на которой память стала сильнее, чем инстинктивное стремление к приятному и избегание причиняющего боль; на которой Разум управляет Желанием, а здравый смысл восторжествовал над порывом. Наступила пора пожинать плоды многовековой эволюции, к которой относится и свобода.

Пока Воля выражает себя в качестве Желания, определяемая в своей направленности внешними притяжениями, она явно не свободна, а очень определенно связана. Точно та как любое живое существо можно утащить в направлении выбранном им, силой, превышающей его собственную, так и Воля затягивается в сторону притяжением объектов, увлекаемая по пути, сулящему наслаждение, которое "достойно" следованию; она не активна как Самоопределяющая сила, а наоборот, "Я" увлекается в сторону внешним непреодолимым притяжением.

Нельзя представить более яркой картины "Я" в таком состоянии, чем приведенный выше образ из древнего индусского писания, в котором "Я" изображено в качестве возничего в колеснице, а чувства, притягиваемые объектами, доставляющими удовольствие, — неуправляемыми лошадьми, которые несут колесницу тела вместе с ее беспомощным возничим. Хотя Воля и является сущей Силой "Я", пока "Я" уносится этими неуправляемыми лошадьми, она оказывается категорически связанной и не свободной. Тщетно говорить о свободной Воле человека, который является рабом окружающих его объектов. Он находится в постоянной зависимости и не имеет права выбора; ибо хотя мы можем рассматривать такого человека как выбравшего следовать по тому пути, по которому влекут его притяжения, в действительности у него нет выбора, ни даже мысли о выборе. Пока путь определяют притяжения и отталкивания, все разговоры о свободе являются пустыми и бессмысленными. Даже если человек ощущает, что выбирает желаемый объект, это чувство свободы иллюзорное, так как он увлекается притягательностью объекта и своим стремлением к наслаждению. Он настолько же свободен, как и железо свободно двигаться в магнитном поле. Это движение определяется силой магнита и природой железа, отвечающего на притяжение.

Чтобы понять, что мы подразумеваем под свободой Воли, необходимо предварительно рассеять затруднение, возникающее перед нами со словом "выбор". Если мы оказываямся свободными выбирать, то означает ли это так называемая свобода выбора и свободу Воли? И не будет ли правильным сказать, что свобода выбора означает только то, что никакая внешняя сила не заставляет нас выбирать ту или иную альтернативу? Но самым главным стоящим за этим вопросом является вопрос: "Что заставляет нас выбирать?" То, свободны ли мы действовать, когда решили, очень сильно отличается от того, "свободны" ли мы выбирать или выбор определяется чем-то другим.

Как часто мы слышим слова, сказанные в доказательство свободы Воли: "Я свободен выбирать остаться в комнате или выйти; Я свободен выбирать брошу ли эту ношу или нет!" Но такой довод не по существу. Никто не отрицает способность физически не принуждаемого человека выйти из комнаты или оставаться в ней, бросить ношу или удерживать ее. Интересным вопросом является: "Почему Я выбираю". Когда мы анализируем выбор, то видим, что он определяется мотивацией, и детерминист утверждает: "Ваши мышцы могут удерживать или бросить ношу, но если в ней есть ценный и хрупкий предмет, вы не бросите ее. То, что определяет ваш выбор не бросать, заключается в наличии этого хрупкого предмета. Ваш выбор определяется мотивациями и руководит им самая сильная из них". Вопрос заключается не в том: "Свободен ли я действовать?", а в том: "Свободен ли я изъявлять волю?" И мы ясно видим, что Воля определяется самой сильной из мотиваций, и что в этом отношении детерминист прав.

В действительности тот факт, что воля определяется наибольшей мотивацией, является основой всего организованного общества, всех законов и наказаний, всей ответственности, всего образования. Человек, воля которого не обусловлена таким образом, является безответственным, невменяемым. Он является человеком, к которому невозможно взывать, которого невозможно урезонить, на которого нельзя положиться; человеком без здравого рассудка, логики и памяти, без тех отличительных черт, которые мы считаем человеческими. По закону человек признается невменяемым, когда никакие мотивации не трогают его, когда всякий здравый смысл чужд ему; он ненормален и не подлежит законному наказанию. Воля, которая является энергией, направляемой в любом направлении, побуждающей к действию безо всякой цели, без причины и без смысла, возможно и может быть названа свободной, но это не то, что подразумевается под "свободой Воли". То, что воля определяется самой сильной мотивацией, должно считаться само собой разумеющимся в любой разумной дискуссии о свободе воли.

Что же тогда подразумевается под свободой Воли? В лучшем случае это может быть только обусловленная, относительная свобода, так как обособленное "Я" является частью целого, а целое должно быть большим, должно подчинять себе все свои части. То же самое верно в отношении "Я" и тел, в которые оно облачено. Никто не ставит под сомнение, что тела попадают под закон, движутся согласно закону и только закону, и их движение свободно лишь относительно друг друга. Их движение зависит от многих сил, которые бесконечно и многообразно уравновешивают одна другую; и это разнообразие и бесконечность представляют бесчисленные возможности, таким образом и свободу движения в жестких рамках зависимости. "Я" тоже подчиняется закону, более того, оно само является этим законом, так как является частью сущности того, что является Существом всех существ. Ни одно обособленное "Я не может вырваться от "Я", которое есть всем, и как бы свободно оно ни двигалось по отношению к другим обособленным "Я", оно не сможет выйти за рамки той жизни, которая наполняет его, которая является его сущностью и его законом; в которой оно живет и развивается. Не части сдерживают части, не обособленные "Я" ограничивают другие обособленные "Я", а целое ограничивает и контролирует части, всеобъемлющее "Я" ограничивает и контролирует обособленное "Я". И даже здесь, так как обособленные "Я" являются самим "Я", свобода начинается в видимой зависимости и "никто больше не принуждает".

Эта свобода части по отношению к другим частям и в то же время зависимость от целого может быть хорошо видна в физической природе. Мы являемся частями целого мира, несущегося через пространство, а также обращающегося вокруг своей собственной оси, постоянно поворачивающегося на восток. Ничего этого мы не ощущаем, потому что это движение несет нас с собой и все движется вместе, одновременно и в одном направлении. Вместе с нашим миром мы поворачиваемся на восток и ничего не можем сделать, чтобы изменить направление нашего движения. Однако относительно друг друга и окружающего нас пространства мы можем передвигаться свободно и менять свое относительное местоположение. Я могу пойти к западу от какого-либо человека или места, хотя мы вместе непрестанно мчимся к востоку. И каким бы незначительным и медленным это движение части по отношению к другой части ни было, я буду его осознавать, однако в отношении быстрого, стремительного движения, которое вечно несет все части на восток и вперед, я буду в полном неведении и в своем незнании скажу: "Смотрите, я переместился западнее". И высшие Боги могут презрительно рассмеяться в ответ на такое невежество частички, которая говорит о направлении своего движения, так как им, мудрым, известно о движении в самом движении, и о природе, которая ложна и все же истинна.

И мы снова можем видеть, как великая Воля неуклонно идет дальше по пути эволюции, заставляя всех идти по этому пути и в то же время оставляет каждому возможность выбора способа продвижения и образа его бессознательного действия. Ибо исполнение этой воли требует всех образов действия и всех способов продвижения, и все они принимаются и используются. Если человек формирует в себе благородный характер, лелеет возвышенное стремление и постоянно стремится к правдивому служению своим собратьям, то он должен будет родиться там, где великие возможности громко требуют тружеников, и Воля будет воплощаться им в нации, которая нуждается в такой помощи, а сам он займет место героя. Роль героя написана великим Автором; способность сыграть ее зависит от самого человека. Или когда человек поддается любому искушению, склонен ко злу, использует во вред силу, которую имеет, пренебрегает милосердием, справедливостью и истиной в мелочах и повседневной жизни, тогда он должен будет родиться там, где требуется угнетение, жестокость и направленная во зло деятельность, а его Воля также будет реализована им в нации, которая пожинает плоды своего дурного прошлого, а он будет одним из тех слабых существ, которые жестоко и подло тиранят и позорят нацию, к которой принадлежат. Эта роль также написана великим Автором, а способность сыграть ее зависит от самого человека. Так действуют маленькие воли в рамках большой Воли.

Таким образом, увидев, что воля определяется мотивацией, ограничиваемая рамками материи, которая окружает обособленной "Я", а также "Я", частью которого является "Я", осуществляющее Волю — что же мы всё-таки подразумеваем под свободой Воли? Мы, конечно, имеем в виду то, что Воля должна определяться изнутри, зависимость должна быть внутренней; Воля является свободной, когда "Я", изъявляя волю к действию, берет мотив к такому желанию из источников, расположенных в нем самом, а не подчиняется мотивации, исходящей из внешних источников.

И это действительно свобода, так как большее "Я", в котором развивается "Я", заодно с ним; а более обширное "Я", в котором развивается это большее "Я", заодно с ним и тоже говорит: "Это есть "Я"; и так далее со все большим и большим охватом в планетарных и вселенских масштабах; и все же самое малое "Я", осознающее себя, может обратиться внутрь, а не вовне, и знать, что является внутренним "Я", Пратьягатма, единым, а потому действительно свободным. Обращаясь во вне, оно постоянно зависимо, хотя рамки этой зависимости бесконечно и неограничено отступают; обращаясь внутрь, оно постоянно свободно, потому что оно есть Брахман, Вечный.

Когда человек Самоопределяем, тогда мы можем сказать, что он свободен во всех значениях слова свобода, и его Самоопределение не является зависимостью ни в каком неприятном смысле этого слова. То, что в своем внутреннем "Я" я изъявляю волю делать то, что никто другой не заставляет меня делать, несет в себе знак, отличающий свободного от зависимого. Насколько же в нас, в этом смысле слова свобода, мы можем сказать свободна наша Воля? Можно сказать, что у большинства людей, исключающих немногих, эта Свобода составляет лишь малую часть. Кроме вышеупомянутой зависимости от притяжения и отталкивания мы связаны путами, проторенными нашим прошлым мышлением и привычками — в большей степени привычным образом мышления — качествами, доставшимися нам от прошлых жизней, и их отсутствием, силой и слабостью, рожденными с нами, нашим образованием и окружением, повелительной настоятельностью нашей стадии эволюции, нашей физической наследственностью и нашими национальными и расовыми традициями. И здесь нам остается лишь узкая тропинка, по которой может идти наша воля: она постоянно упирается в прошлое, которое возникает как препятствия в настоящем.

Во всех отношениях наша воля не свободна. Она находится только в процессе обретения свободы и будет свободна лишь тогда, когда "Я" полностью овладеет своими оболочками и будет использовать их в своих собственных целях, когда каждая оболочка будет просто оболочкой, послушной каждому побуждению "Я", а не сопротивляющимся, плохо выдрессированным животным со своими собственными желаниями.* Когда "Я" возвысится над невежеством, преодолевая привычки, которые являются следами былого невежества, тогда "Я" будет свободно, и тогда будет постигнут смысл парадокса "полной свободы в служении". Ибо тогда будет постигнуто, что обособления нет, что обособленной Воли нет, что благодаря присущей нам Божественности наша воля является частью Божественной Воли, что она является тем, что в течение всей нашей долгой эволюции давало нам силу вершить эту эволюцию, и что постижение единства Воли является постижением Свободы.

__________
* Это достигается только тогда, когда жизнь "Я" наполняет материю своих оболочек, а не стремящаяся вниз элементальную сущность, то есть когда закон Души Жизни сменяет закон греха и смерти.

В мыслях такого плана некоторые нашли завершение извечного спора между "свободой" воли и детерминизмом и признавая истину, за которую выступает детерминизм, сохранили также и нашли оправдание врожденному чувству "Я свободен. Я независим". Эта идея спонтанной энергии силы, исходящей из самых внутренних уголков нашего существа основана на самой сущности сознания, на "Я" — том "Я", которое будучи божественным, является свободным.

К чему так много борьбы?

Когда мы оглядываемся на долгий ход эволюции, медленный процесс развития Воли, то неизменно возникает вопрос "Почему при этом должно быть так много борьбы и трудностей? Почему должно быть так много ошибок и падений? К чему эта долгая зависимость, прежде чем будет достигнута свобода?" Прежде чем ответить на это, следует определить общую позицию. При ответе на любой вопрос следует учитывать его границы, и ответ не должен быть оценен как недостаточный, если он не отвечает на другой вопрос, который все время присутствует на заднем плане. Ответ на вопрос может быть адекватным, не будучи окончательным ответом на все вопросы; и его адекватность будет оценена неверно, если он будет отвергнут как не отвечающий на дальнейший вопрос, который может быть предложен. Половина неудовлетворенности многих людей обусловлена беспокойной нетерпеливостью в отношении какого-либо упорядоченного рассмотрения переполняющих разум вопросов, желания получить ответ немедленно и так, чтобы он был ответом на все вопросы сразу. Адекватность средств должна оцениваться относительно цели, для достижения которой они предназначены. В любом случае ответ должен оцениваться по его уместности к заданному вопросу, а не по тому — отвечает ли он на какой-то другой, связанный с ним вопрос, скрывающийся в глубине души. Поэтому об уместности любых средств, находящих свое существование во вселенной, необходимо судить по той цели, для достижения которой они созданы в этой вселенной, а не оценивать как ответ на дальнейший вопрос: "Зачем вообще должна существовать вселенная?" Этот вопрос действительно может быть задан и на него получен ответ, но доказательство адекватности средств цели во вселенной, на достижение которой они направлены в этой же вселенной, не будет ответом. Не является доказательством того. что ответ на первоначальный вопрос неадекватен, если спрашивающий отвечает: "Да, но зачем вообще должна быть вселенная?" Отвечая на вопрос: "Зачем должны быть все эти ошибки и падения на пути эволюции?" мы должны принять вселенную как существующую, как факт, с которого следует начать и должны изучать ее для того. чтобы открыть цель, к которой она идет или, по крайней мере, одну из целей, к которым она идет. Почему она идет в этом направлении, как уже говорилось — это другой вопрос, имеющий глубочайший интерес; но именно по обнаруженной нами цели мы должны судить о средствах, предназначенных для ее достижения.

Даже поверхностное изучение той части вселенной, в которой мы находимся, показывает, что, по крайней мере, одна из ее целей — а возможно, ее единственная цель — заключается в создании живых существ, обладающих высоким интеллектом и сильной волей, способных принять активное участие а управлении и продолжении деятельности природы и в способствовании осуществлению общего плана эволюции. Дальнейшее исследование, проведенное с развертыванием внутренних качеств и подтверждаемое древними писаниями, показывает нам. что этот мир не одинок, а является одним из целого ряда, что ему в эволюции его человечества была оказана помощь со стороны людей более древних культур и он должен вырастить людей, которые будут помогать более молодым мирам во времена грядущие. Более того, оно раскрывает перед нами обширную иерархию сверхчеловеческих существ, руководящих и направляющих эволюцию, и стоящего в центре вселенного тройственного Логоса, правителя и властелина своей системы; и оно говорит нам, что плод системы — это не только обширная иерархия могущественных умов со стоящими ниже них протяженными рядами имеющих все меньшее величие, а также и высшее совершенство Логоса как венца всего сущего. Оно разворачивает перед нами картину за картиной все большего великолепия, вселенные, где каждая система является подобной миру, и так далее и так далее во все расширяющемся круге безграничной великолепной полноты вечной жизни. И тогда возникает вопрос" "Посредством чего должны развиваться эти могущественные Существа, которые поднимаются из пыли к звездам, а от звезд, которые являются пылью больших систем, к звездам, по отношению к которым они являются тем же, что наша грязь по отношению к нашему солнцу?"

Обдумав это, мы не в состоянии представить в своем воображении иной путь, следуя по которому, эти полные самообладания, свободно изъявляющие свою волю Существа могут достичь этого совершенного равновесия и устойчивой непогрешимости мудрости, которые делают их пригодными для того, чтобы стать "сущностью" системы, кроме пути борьбы и испытаний, по которому мы силимся идти сегодня. Ибо если бы существовал какой-нибудь внекосмический Бог с сущностью, отличной от таковой "Я", которую мы видим разворачивающейся в гармоничной уверенности связанной последовательности, Бог с сущностью неравномерной и прерывистой, изменчивой и произвольной, непредсказуемой, тогда могло бы случиться. что из этого хаоса возникло бы существо, называемое "совершенным", но в действительности абсолютно не совершенное, так как было бы в высшей степени ограниченным и, не имея за собой никакого опыта, а вследствие этого не имея разума и рассудительности, действовало бы "правильно" как машина, то есть в соответствии с любым обусловленным раскладом обстоятельств, и как машина отвечало бы предназначенной для этого серией движений. Но такое существо годилось бы только для того. что входило бы в рамки его программы, за этими рамками оно было бы бесполезным, недееспособным. Не было бы при этом и жизни, которая представляет собой постоянное самоприспособление к меняющимся условиям без утраты и разрушения своего центра. Тревожный путь, по которому мы идем, готовит нас ко всем непредвиденным случаям в будущих вселенных, с которыми нам, возможно придется столкнуться, и такой результат вполне стоит тех испытаний, которым мы подвергаемся.

Не должны мы также забывать, что мы здесь потому, что изъявили волю развернуть свои силы посредством жизни на низших планах; что наша судьба избрана нами самими, а не навязана нам, что мы существуем в этом мире в результате нашего собственного "волеизъявления к жизни" — что если эта воля изменится — хотя в действительности она неизменна — мы перестанем жить здесь и вернемся к Миру, не собирая урожая, за которым пришли. "Никто другой не понуждает".

Сила воли

Эта сила — которая в оккультизме всегда считалась духовной энергией человека, такого же рода, как и та, что посылает, поддерживает и вызывает миры — теперь ищется во внешнем мире и почти бессознательно используется многими как средство достижения результатов, иначе недостижимых. Школы Христианской науки, Психической науки, Лечения Умом и т.д. — все зависят в своих результатах от исходящей силы Воли. Этому потоку энергии поддаются болезни и не только нервные расстройства, как думают некоторые. Нервные расстройства уступают легче, потому что нервная система была организована для выражения духовных сил на физическом плане. Наиболее быстрые результаты наблюдаются там, где воздействие в первую очередь оказывается на симпатическую систему, так как она более прямо связана с аспектом Воли в форме Желания, в то время как цереброспинальная более прямо связана с аспектами Познания и чистой воли. Рассасывание доброкачественных и злокачественных опухолей и т.д. и устранение их причин, лечение поражений тканей и переломов костей в значительной мере предполагает обширные познания со стороны исцелителя. Я говорю "в значительной мере" потому, что, возможно, что Воля сможет направляться с высшего плана, если знаний на физическом уровне недостаточно, а оказывающий воздействие будет на довольно прогрессивной стадии эволюции. Способ лечения, в котором задействованы знания, был бы следующим. Воздействующий представляет мысленный образ пораженного органа в совершенно здоровом состоянии, создавая его в воображении из ментальной субстанции, затем он встраивает в него астральную материю, уплотняя при этом образ, а затем использует силу магнетизма, чтобы плотнить его еще больше эфирной материей, встраивая в эту форму более плотные материалы газов, жидкостей и твердых веществ, используя материалы, имеющиеся в теле и черпая недостающие извне. Во всем этом Воля является руководящей энергией; такая манипуляция материей является лишь вопросом знания либо на этом, либо на высших планах. При лечении таким способом нет тех опасностей, что сопутствуют воздействию на симпатическую систему более простых и потому широко применяемых средств других, выше упомянутых систем.

В некоторых популяризованных сейчас методах лечения людям советуют концентрировать свои мысли на солнечном сплетении и "жить под его контролем". Симпатическая система управляет жизненно важными процессами — работой сердца, легких, пищеварительного аппарата — а солнечное сплетение является ее самым значительным центром. Управление этими жизненно важными процессами, как объяснялось выше,* перешло под контроль симпатической системы в ходе эволюции, с тем как цереброспинальная система становилась все более и более господствующей, и восстановление контроля воли над этой системой посредством сосредоточения мысли является возвращением назад, а не шагом вперед, даже несмотря на то, что часто это несет с собой определенную степень ясновидения. Как уже говорилось, этого метода очень широко придерживаются в Индии, в системе, называемой хатха-йога: человек обучается контролировать работу сердца, легких и пищеварительного аппарата; таким образом он может замедлить сердцебиение, остановить работу легких, поменять направление перистальтического движения и так далее. И когда это достигается, возникает вопрос: "Чего вы добились своим успехом?" Вы снова подчинили контролю Воли систему, которая в ходе эволюции к большему удобству хозяина этих низших функций стала автоматической, и таким образом, сделали в своем развитии шаг назад. Осуществление этого в конечном итоге является недостатком, даже несмотря на то, что в первое время будет виден ощутимый положительный результат.

__________
* См. Часть I, главу X, 1.

Кроме того, концентрация мысли в центре симпатической системы и, прежде всего, на солнечном сплетении представляет серьезную физическую опасность, если обучающийся не будет находиться под наблюдением своего учителя или не способен принимать и передавать физическому мозгу указания, которые могут быть даны ему на высшем уровне. Сосредоточение на солнечном сплетении способно вызывать заболевание особенно трудноизлечимого типа. Оно проявляется в глубокой меланхолии, от которой почти невозможно избавиться, в приступах ужасной депрессии, а иногда в форме паралича. Человек, сосредоточенный на познании "Я", должен идти не по этому пути. Когда необходимые знания будут приобретены, тело станет инструментом, на котором "Я" сможет играть, и все, что необходимо будет сделать — это очистить и доработать его, так чтобы оно смогло прийти к гармонии с высшими телами и было готово колебаться в унисон с ними. При этом мозг станет более восприимчив, а медитация и усердное сосредоточение мысли — не на мозге, а на возвышенных идеях — постепенно его усовершенствуют. С упражнением мозг становится лучшим органом, и это один из путей эволюции. А прямое воздействие на симпатическое сплетение стоит на пути к регрессу. Многие обращаются с просьбой об избавлении от последствии такой практики. На это лишь можно с грустью ответить: "Для того, чтобы свести на нет нанесенный вред, потребуются годы". Возвращаясь назад, можно быстро добиться результатов, но все же лучше смело идти вперед и вверх и затем использовать физический инструмент сверху, а не снизу.

В лечении заболеваний Волей следует учитывать еще один момент — опасность изгнания заболевания из физического тела в высшую оболочку. Болезнь часто является конечным результатом деятельности зла, которое раньше существовало на высших планах, и поэтому намного лучше позволить ему таким образом исчерпать себя, чем принудительно останавливать его и изгонять обратно, в более тонкую оболочку. Это конечный результат действия дурного желания или дурной мысли, и в таком случае использование физических средств лечения оказывается более безопасным, чем использование психических средств, так как первые не могут отбросить его обратно, на высшие планы, тогда как последние — могут. Лечебный месмеризм не влечет за собой такого риска, так как относится к физическому плану; он может быть использован любым, у кого жизнь, мысли и желания чисты. Но в то мгновение, когда силы воли направляются вниз, на физический план, возникает опасность противодействия и изгнания заболевания обратно, в более тонкие оболочки, из которых оно пришло.

Если психическое лечение проводится очищением мысли и желания и естественной спокойной работой очищенных мыслей и желаний в физическом теле, никакого вреда от этого не будет; восстановление физической гармонии приведением в гармонии ментальной и астральной оболочек является подлинным методом психического исцеления, но оно не такое быстрое и намного тяжелее. Чистота ума означает здоровье тела; и именно это представление — что там, где ум чист, тело должно быть здоровым — привело многих к принятию таких психических методов лечения.

Человек, ум которого совершенно чист и уравновешен, не будет порождать новые телесные заболевания, хотя может иметь какую-то карму, которую должен исчерпать, или он может принять на себя некоторые дисгармонии, обусловленные другими. Чистота и здоровье поистине идут рука об руку. Когда какой-либо праведник оказывается болен физически, значит он либо отрабатывает последствия дурных мыслей в прошлом, либо принял на себя часть дисгармонии мира, обращая силы этой дисгармонии на себя, уравновешивая их в своих собственных оболочках и отсылая обратно как потоки мира и доброй воли. Многие приходили в замешательство при виде таких величайших чистейших страждущих как психически, так и физически. Они страдают ради других, а не ради себя и являются подлинными Белыми магами, преобразовывающими с помощью духовной алхимии в плавильном тигле своих собственных страждущих тел черные металлы человеческих страстей в чистое золото любви и мира.

Кроме вопроса о путях воздействия Воли на тело в пытливом уме возникает другой вопрос: А правильно ли использовать таким образом Волю в наших собственных целях? Нет ли некоторой деградации в использовании высочайшей силы божественного в нас на службе нашему телу, просто для восстановления хорошего состояния физического здоровья? Правильно ли то, что Божественное должно таким образом превращать камни в хлеба и этим поддаваться тому самому искушению перед которым устоял Христос? Данное предание можно принимать как историческое или мифическое, это значения не имеет; оно содержит в себе глубочайшую духовную истину и пример повиновения оккультному закону. Ответ искушенного все равно остается истинным: "Не хлебом жив человек, а каждым словом Господним". Эта этика представляется стоящей на более высоком уровне, чем та, что запрягает Божественное на службу физическому телу. Одной из опасностей настоящего является поклонение телу, вознесение его на слишком высокую вершину — это обратная реакция на преувеличенный аскетизм. Используя Волю для служения телу, мы делаем Волю его рабом, и практика постоянного избавления от незначительных болей и недомоганий волевым их изгнанием подрывает высшее качество — выносливость. Поступающий таким образом человек склонен раздражаться от мелких физических неудобств, которые Воля не в состоянии устранить, и высшая сила Воли, которая может контролировать тело и поддерживать в его работе, даже если оно будет страдать, оказывается подорванной. Колебания относительно использования силы воли для облегчения собственного тела должны исходить не от каких-либо сомнений в отношении здравости мысли и реальности закона, на которых такое действие основано, а от опасений по поводу того, что человек может поддаться искушению использовать то, что должно поднимать его к духовным сферам, в качестве слуги физическому и таким образом стать рабом своего тела и будет беспомощным, когда оно откажет ему в час нужды.

Каждого посвященного связывает оккультный закон, заключающийся в том, что он не может использовать оккультную силу для того, чтобы помочь себе; если он сделает это, то утратит способность помогать другим, и не стоит лишаться великого из-за малого. Уже упоминавшееся предание об искушении Христа имеет большее значение, чем понимается многими. Если бы Он использовал свою оккультную силу и превратил камни в хлеба, для того, чтобы утолить свой собственный голод, а не ждал в стойком терпении пищи, данной Сияющими, то позднее Он не смог бы выдержать мистической жертвы на Кресте. Горький упрек в его сторону — "Он спас других; Себя Он спасти не смог" — содержит оккультную истину. Он не мог использовать силы, которые открывали глаза слепым и делали прокаженных чистыми, для того, чтобы избавить себя от малейшей боли. Те, кто хотят спасти себя, должны отречься от божественной миссии быть Спасителями мира. В своем развитии они должны выбирать между одним или другим. Если в своей эволюции они выбирают низшее и используют великие силы, которые им достались во служение самим себе и телу, тогда они должны отказаться от высшей миссии использования их для спасения расы. В настоящее время активность ума настолько велика, что необходимость использования его возможностей для высших целей становится еще большей.

Белая и черная магия

Магия — это использование Воли для управления силами внешней природы и действительно является, как означает ее название, великой наукой. Человеческая Воля, будучи силой Божественного в человеке, может подчинить себе и контролировать низшие энергии и таким образом достигать желаемого результата. Различие между белой и черной магией заключается в мотивации, которая определяет Волю; когда эта Воля направлена человеком во благо других на то, чтобы помочь и осчастливить всех, кто попадает в сферу ее действия, тогда этот человек является белым магом, а результат, которого он добивается использованием своей тренированной Воли, является благотворным и способствует ходу эволюции человека. При таком использовании Воли он постоянно растет, становится все менее и менее обособленным от других людей и является центром далеко распространяющейся помощи. Но когда Воля используется ради пользы низшего "я", когда она используется для личных целей и замыслов, то этот человек является черным магом, опасностью для нации, а результат его деятельности будет затруднять и задерживать эволюцию человека. При таком использовании воли он постоянно уходит в себя, становится все более и более обособленным от других людей, закрывая себя в скорлупе, которая изолирует его и которая с использованием его тренированных сил становится все плотнее и толще. Воля мага сильна всегда, но воля белого мага сильна силой жизни, когда нужно, она гибка, а в случае иной необходимости — неподатлива, она постоянно уподобляется великой Воле, Закону Вселенной. Воля черного мага имеет силу железа, она постоянно служит личным целям, идет наперекор великой Воле и рано или поздно разобьется о нее на кусочки. От этой опасности черной магии изучающего оккультизм защищает закон, который запрещает ему использовать свои оккультные силы ради себя; и хотя ни один человек не является черным магом, если намеренно не ставит свою личную Волю наперекор великому закону, целесообразно все же знать сущность черной магии и пресекать само начало зла. Так же как праведник, согласовывающий силы дисгармонии в себе, истинно является бел

Наши рекомендации