Нейропсихологическое обследование ВПФ
Нейропсихологическое обследование ВПФ
День первый
Пространственный гнозис
Понимание пространственного расположения стрелок на часах и связь их со временем (квазипространственные представления) обеспечиваются теменно-затылочными отделами правогои левого полушарий. Узнавание пространственно-ориентированных цифр и букв — функция те-менно-затылочных отделов левого и правого полушарий.
А) Проба «Зеркальные буквы». Инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».
Б) Проба «Слепые часы». Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколь ко времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается. Следует внимательно отнестись к упрочению в опыте ребенка вое приятия часов именно в таком варианте
В) Проба Бентона. Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения
Соматопространственный гнозис
Сохранность схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и их ориентировке в пространстве являются функцией теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий.
А) Вербальная инструкция: «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру».
Б) Вербальная инструкция: «Раздели линией лист бумаги на две части — левую и правую. Правую сторону отметь красным крестиком, левую сторону — синим. На правой стороне листа нарисуй круги, а на левой — треугольники»
В) Вербальная инструкция: «Назови этот палец, теперь этот и т.д.».
Цветовой гнозис
Восприятие цвета и лица является функцией затылочных отделов преимущественно правого полушария (затылочные отделы левого полушария участвуют в назывании цвета).
А) Инструкция: «Назови цвета фигурок».
Б) Инструкция: «Разложи все фигурки по цвету».
В) Самостоятельный рисунок. Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать цветок, дерево, дом. велосипед.
Слуховой гнозис
Узнавание неречевых звуков (шелест бумаги, шум дождя, поезда, звон ложечки о стакан), музыкальных и песенных мотивов является функцией теменно-височных отделов правого полушария. Восприятие ритмов и их оценка являются функцией верхневисочных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения: лишние удары — дисфункция теменно-височных отделов: персеверации — дисфункция заднелобных отделов, недостаточность ударов и замедленность — дисфункции афферентных систем нижнетеменных отделов мозга.
А) Восприятие ритмов. Инструкция. «Сколько раз я стучу?» (2. 3, 4 удара.) Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
Б) Воспроизведение ритмов. Инструкция: «Постучи, как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцу (2. 3. 3. 2. 3. 2 удара и т.д.).
В)Воспроизведение ритмов по речевой инструкции «Постучи два раза, затем три. Постучи два раза сильно, три раза слабо. Повтори ещё раз то же самое. Постучи три раза сильно и один раз слабо. Повтори то же самое».
Нейропсихологическое обследование ВПФ
День первый
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Возраст _________________________________________________
Нейропсихологическое обследование ВПФ
День первый