Полученная при рождении божественная природа ведет к освобождению; демоническая же природа еще больше связывает. Не печалься, о Арджуна, от рождения ты наделен божественной природой.
____________________
Путь, ведущий от полного отождествления с организмом тела-ума как с обособленной сущностью, обладающей свободой воли и независимостью действий – то есть от эгоистичного и полностью сконцентрированного на себе индивидуума – до полного растождествления с этим организмом в результате безусловного принятия воли Бога во всем, что происходит и убежденности в том, что индивидуальный организм является лишь инструментом в полном распоряжении Божественной воли – этот путь длителен и труден. И факт остается фактом: сам этот процесс является безличностным, индивидуум в нем представляет собой лишь простой инструмент и не имеет свободы действий. Такое положение дел заставляет человека переживать, размышляя о том, в какой же точке этого процесса он находится.
Арджуна явно пребывает в таком состоянии, и милостивый Господь, полностью осознавая это, спешит убедить его, что ему нет смысла печалиться. Сам тот факт, что он является ищущим, стремящимся постичь Истину – что само по себе является Милостью Бога – должен убедить его в том, что его «природа от рождения божественна»: он находится далеко впереди на пути, ведущем из тьмы неведения к свету истинного знания.
Глава XVII/3
Вера каждого человека пребывает в соответствии с его природным темпераментом. В действительности человек ничем не отличен от самой веры. Какова его вера, таков и он.
____________________
Каждый человеческий организма создается с определенными характеристиками: физическими, ментальными, поведенческими. Никто не может контролировать процесс выбора своих родителей и, следовательно, условий, в которых он будет рожден. Другими словами, ни один человек не может выбирать себе гены (ДНК), как не может иметь и контроля над теми условиями, в которых он появится на свет. Так что это факт, что он не имеет свободы ни в выборе своих генов, ни в выборе окружающей обстановки. А ДНК и обусловленность обществом являются главным фактором формирования индивидуальности человека, его психики, основанной на его природных характеристиках и развивающейся под воздействием среды. Таким образом, его взгляды на жизнь будут также зависеть от этих факторов.
Эта «вера» будет заставлять человека действовать в соответствии с его природными характеристиками. Другими словами, человеческое существо представляет собой запрограммированный инструмент, действующий в соответствии с волей Бога. Если Бог желает совершить определенное действие через конкретный человеческий организм, все, что ему нужно сделать – это послать импульс, мысль или ощущение, или же он может заставить этот организм увидеть или услышать что-нибудь – и мозг отреагирует на этот внешний импульс или событие строго в соответствии со своими природными характеристиками, согласно «вере» данного человека. Эта природная реакция запрограммированного организма обычно рассматривается индивидуумом как его собственное действие. Таким образом, какова вера, таков и человек.
Глава XVIII/11
Воплощенному существу невозможно полностью отречься от действий, но тот, кто отрекся от плодов своей деятельности, воистину свободен от привязанности.
____________________
В этом стихе Господь Кришна ясно обозначает различие между отречением от действий и отречением от плодов этих действий.
Для среднего человека слово «отречение» обычно означает отказ от действия. Но отказ от действия невозможен, поскольку энергия, заключенная в организме, ни на секунду не остается инертной. Даже если йогин вошел в состояние самадхи, эта энергия рано или поздно обеспечит его возврат обратно на землю.
Воистину свободным от привязанности является лишь тот, кто не думает о плодах своих действий. И обычный человек, полностью отождествленный с организмом в виде обособленной сущности с независимостью существования и свободой выбора, никогда не сможет отречься от плодов своей деятельности, он будет считать, что имеет на них право.
Отречение от плодов деятельности может произойти только тогда, когда присутствует глубочайшее интуитивное понимание того, что ни одно действие не может быть действием данного индивидуума, что на самом деле все действия представляют собой реакции организма тела-ума на внешние импульсы, происходящие в соответствии с его природными характеристиками.
Глава XIII/17