Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.

15. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.

16. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи

детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология, № 6, 1986.

17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. -- М.: Соц.-полит, журн., 1994.

18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 1998.

19. Каще Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.

20. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001.

21. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.

22. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1978.

23. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

24. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 -М.: Просвещение, Владос, 1995.

25. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 1968

27. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.

28. Сиротюк А. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 7.

29. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.

30. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,1989.

32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.:1991.

33. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20

1. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,1993г.-128с.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994.

4. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Пр.,1990г.-239с.

6. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

7. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. -–М.:Пр.,1992г.-94с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.

9. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.

10. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.

11. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999г.-110с.

12. Умственное воспитание дошкольников./Под.ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика,1972г.-288с.

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

14. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)

Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. Т. 1. - С. 91-99.

Люблинская А. А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - С. 114-153.

Моргачёва И. Пространственные представления. Издательство. Детство-Пресс., 2009.

Л.А.Парамонова. Пространственные представления и восприятия . 4-е изд.; М., 2007.

Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2007

Эльконин Д.Б. Периодизация развития. – М., 2016

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с ЗПР // Школьный психолог. 2002.№18.
  2. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. №3, Том 4.
  3. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. –М., 1998.
  4. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: автореферат, - М., 1983.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.

4. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.

5. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035

6. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. - 72 с.

7. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

8. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.

9. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.

10. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с.

11. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.

12. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.

13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.

14. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -- М.: Знание, 1984. -- 80 с.

17. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . - 65 с.

18. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2002. -75 с.

19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.

Наши рекомендации