Часть первая. человек в пространстве как хозяин

ДФС? Что это?

Инструментальный подход

Диалог. Умение договориться

Резонанс. Что там за словами?

Азбука ритмов. Как ты звучишь?

Ритм В

Ритм С

Ритм D

Ритм А

Практика ритмов. Настраиваем скрипку

Откуда энергия? Определяем уровни

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В ПРОСТРАНСТВЕ КУКЛЫ НЕ ЖИВУТ

Из истории эмигранта

Энергия белого огня

«Огненный цветок»-функциональная система

Базовые упражнения методики ДФС

«Созерцание»

«Полет белой птицы» - тренинг управляемого воображения

«Кино»

«Ноль-концентрация»

Шпаргалки попробовавшим

«Огненный цветок»

«Созерцание»

«Кино»

«Полет белой птицы»

«Ноль-концентрация»

Психоэнергетика как инструмент с позиции МКС

Комплекс базовых упражнений с позиции МКС

Новый этап. ДФС как целое

ДФС - технология для деятельности

Язык состояний

Доминанта и путешествие по ритмам

1А. 1В. 1С. 1D. 2А. 2В. 2С. 2D. ЗА. ЗВ. ЗС. 3D.

«4» — гармонизация как базовое состояние

для нового качества

Вместо заключения. Почему люди не живут, опираясь на душу?

Приложение 1. Общие принципы саморегуляции

Приложение 2. Принципы методики ДФС

Об авторе

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щу­кина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расшири­лась, и Игорь Калинаускас стало известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы — от психологии до медицины. Се­годня Игорь Николаевич Калинаускас — профессор, док­тор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и моногра­фий. Один из первых социоников, автор упрощенной мо­дели соционики — «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет "Я"», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочис­ленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как пе­вец и композитор (сценический псевдоним — Игорь Си­лин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творче­скую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.

Часть первая

Человек в пространствекак хозяин

Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опа­сались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несо­мненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Зем­ли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно — не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, — страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоуме­ние и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, до­были безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту — Земля круглая, и парит она в про­странстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множест­во миров и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно зна­ет, что есть у него начало и конец, что он ограничен во вре­мени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди... Велик человек во всем. И в способно­сти постигать неизведанное, и в способности приспосаб­ливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новы­ми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у беско­нечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круг­лую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, за­ковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и са­мим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начина­юсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зер­кало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

— Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я уз­наваем.

— Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

— Как чему? Узнаваемость и неизменность — залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и не­известность, вещи, конечно, привлекательные, — в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмот­рим, что из этого получится. А вот когда получится, то­гда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает че­ловек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть не­довольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотера­певту или ближайшему ларьку... и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, — ты прекрас­но!» А какая разница — прекрасно, ужасно?.. Главное — остановись! Пусть будет, как есть, — так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружаю­щий мир меняется не только в течение нашей жизни, ме­няется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магази­не или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и ис­пугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, кото­рые строятся по новым правилам и законам, это откры­тые границы, из-за которых приходят совсем другие пра­вила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо... Цена жизни человеческой совсем другая. Земля стано­вится все меньше и доступнее, и никуда не денешься от­того, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно...

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и забо­ров, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подве­нечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно ис­чез. В большей части мира, в котором мы живем, про­изошла тихая, незаметная, но необратимая революция — мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток — изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

ЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИВАТЬ? СОЗДАВАТЬ ИЛИ ПРИ­СПОСАБЛИВАТЬСЯ?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек — давно уже прекрасный специалист по по­строению собственного отдельного мира, границы которо­го определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в ка­морке папы Карло — очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизион­ной передаче немолодая актриса сделала очень характер­ное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Те­ряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать... Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, моло­дыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они го­ворят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек за­мер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.

Вы со мной не согласны? Тогда предлагаю небольшой тест для внутреннего пользования.

Вы живете в большом или не очень городе.

Пересчитайте количество людей, с которыми вы постоянно общаетесь.

Пересчитайте маршруты, по которым вы ходите и ездите, выставки, музеи, новые спектакли, которые посещаете.

А из чего состоит мир, в котором живут ваши соседи, ваши сослуживцы? А ваши дети?

Как мировые события, катаклизмы, катастрофы, достиже­ния, открытия, политические баталии влияют на вашу кон­кретную житейскую ситуацию? А то, что показывают по теле­визору?

А о чем вы думаете, когда пытаетесь понять, почему с вами случилось то или иное событие?

Приходит ли вам в голову, что эти ваши, только ваши со­бытия связаны с мировыми процессами, с общими тенден­циями изменения системы отношений в человеческом обще­стве, с иными взглядами на семейную жизнь, на отношения отцов и детей, с изменениями моральных норм и нравствен­ных приоритетов?

А как на вашу жизнь влияет то, что вы живете не просто на планете Земля, а в космосе и с этой точки зрения мало отличаетесь от тех, кто там, вокруг Земли, вертится в кос­мическом корабле?

От ответов на эти вопросы, собственно, и зависит, что вы выбираете: плоскость или пространство, жизнь или выживание, созидание или приспособление, границы или диалог.

Действительно ли есть варианты? Да, есть.

Если вас не вдохновляют и не мотивируют постоянные хлопоты по строительству крепостных стен. Если хочется пожить не на территории, а в мире. Если хочется, с удов­летворением вытирая пот со лба, разминая радостно гудя­щие мышцы, не сдерживать радость при виде хорошо и с удовольствием сделанной работы, которую вы назовете «моя жизнь», и с восторгом предъявите это произведение миру. Тогда у вас возникнет неизбежная мысль: «Если я согласен допустить, что мир — это не куча более или ме­нее случайных и в большинстве своем ненужных мне ве­щей, случайных встреч, связей, пересечений-отношений, знаний, информации (неизвестно зачем во мне и вокруг меня мелькающей), да и сам я — никакая не пылинка на песчинке, летящая в бесконечной страшно-неведомой Вселенной, а нечто, простите за пафос, по образу и подо­бию и венец творения, то не пора ли заняться таким де­лом, как реализация, воплощение, явление этого образа и подобия, этого венца и этого величия?»

Пойдем в этом прозрении еще дальше и даже предпо­ложим, что вы — не Емеля и прекрасно понимаете: для осуществления этих желаний как раз и придется слезть с печи, и не будет никакой щуки, разве что та, которую вы сами себе организуете: то ли поймаете, то ли купите на заработанные. Предположили. Вот теперь и рождается простой, ясный и отрезвляющий вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как что? Начать переселение. Переселение из-за ого­роженной и привычной территории в Пространство — естественное место обитания человека живого, текучего и резонирующего с миром.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ БУДЕМ? С главного - с изме­нения отношения к окружающему миру. Попытаемся уви­деть его не плоским, разрозненным и случайным, а цель­ным, объемным, взаимосвязанным — Пространством. Пространством, которое одно, но заполнено многим.

Важно и то, что оно «одно», и то, что оно «заполнено многим».

Одно— и из этого следует, что ничто не существует само по себе. Знаем мы об этом или нет, отслеживаем или нет, все вокруг нас живет в постоянном взаимодействии: информационном, физическом или энергетическом.

Заполнено многимозначает, что в эти взаимодействия вступает все разнообразие форм живого и неживого, ви­димого и невидимого, ведомого нам и неведомого.

А раз так, то о какой эффективности своего пребыва­ния в мире можно говорить, если прикрытые стенами и загородками, мы не просто не знаем, как реагировать, как воспринимать то, что происходит вокруг, но не зна­ем даже, что в принципе можем.

А если согласиться, что все так и есть, и попытаться увидеть себя не щепкой, безвольно мотающейся в неиз­вестно откуда и куда текущих потоках жизни, а процессом в Пространстве? Процессом объемным и многогранным, и поэтому имеющим возможность с этим Пространством взаимодействовать или, как сейчас принято говорить, вступать в партнерские отношения. Тогда встает еще один очень важный вопрос.

— Ну, хорошо, — соглашаетесь вы. — Мир — Про­странство, и человек — процесс. Мир говорит, сообщает, намекает, предлагает, несет информацию. А процессуаль­ный, живущий по принципу «пространство в простран­стве»,человек готов вступить в эти самые партнерские взаимодействия, войти в Диалог с миром.Хорошо, вот он я — человек, вот ты — мир.

КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Как услышать и, что еще важнее, верно интерпретировать все, что говорит мир, как выделить то, что нужно? Где дорога к живому общению, не конвенциональному, не расписанному по заранее известным правилам?

Результатом ответов на эти вопросы и стала методика дифференцированных функциональных состояний — ДФС.

ДФС? Что это?

— Доступ к Феноменальным Способностям?

— Достижение Феерической Спонтанности?

— Действенная Формула Самодостаточности? Да, все это и не только...

ДФС — технология Доминирования Филигранного Сопереживания, соответствующая Динамическая Функ­циональная Структура и конкретная практика для тех, кого привлекает не только игра слов, а реальные Дела, Факты и Смыслы... Душу Формирующие Свободную.

Выражаясь Деловито, Формально и Серьезно, ДФС — это комплекс методов и технологий, позволяющий пе­рейти от неуправляемого эмоционирования к целостно­му переживанию.

— Простите, это, конечно, очень интересно, но страш­новато как-то. Жили себе спокойно, не в диком лесу, а на огороженном участке — цивилизованно. Все камни извест­ны, все уголки исследованы. Соседи давно знакомы. Все при­вычно, безопасно, гарантированно.

— А не скучно? В плечах не жмет? Королевство не ма­ловато? Если не скучно, не жмет и не маловато, то можно не беспокоиться. Это не ваше приключение.

У технологии, которая вам предлагается, есть много оп­ределений, и в нашем путешествии они появятся как пу­теводные знаки в свое время. А приключение всегда начи­нается с первого шага, и мы с вами начнем с нескольких практических моментов, которые совершенно необходимо освоить, постигая искусство ЖИТЬ. Искусство жить в пространстве, в объеме, искусство быть живым. Это некие киты, на которых стоит здание-знание методики ДФС. Методики дифференцированных функциональных со­стояний. Вчувствуйтесь!

Дифференцированных— разнообразных, различи­мых, поддающихся определению, описанию и усвоению.

Функциональных— конкретных, применимых к дей­ствию, описывающих действие, эффективных.

Состояний— переживаний, настроений, звучаний.

Вам больше не грозит испортить долгожданный празд­ник неизвестно откуда накатившимся плохим настроени­ем. Вы больше не будете через силу тащить себя на ра­боту, потому что, как неожиданный циклон, накатило нерабочее настроение. Вы не будете мучиться, понимая, что надо спешить, а хочется лениво сидеть на диване. Вы просто войдете в нужное вам состояние, и у вас всегда бу­дет достаточно энергии, чтобы выполнить задуманное.

Инструментальный подход

Внимание, начинаем переезд с территории в Простран­ство.

Как при всяком переезде, займемся для начала разбо­ром хозяйства.

Что у нас есть? Годится ли это для новой жизни, вы­брасывать ли, брать ли с собой?

Велики ли затраты на обновление и переделку имеюще­гося?

И что просто необходимо еще приобрести?

Решая эту задачу, предлагаю посмотреть на себя как на собственника (а впоследствии хозяина) трех инстру­ментов, данных человеку при рождении, очень полезных и нужных, но часто мало или весьма неэффективно ис­пользуемых. Вашему вниманию предлагается инстру­ментальная составляющая Я-концепцииили инстру­ментальная концепция себя.

ОТКУДА ИНСТРУМЕНТЫ?

Не волнуйтесь, все это у нас уже есть от рождения, про­сто мы совершенно не привыкли смотреть на себя с такой точки зрения. Взгляд-то за годы жизни совершенно замы-ленный. Живешь в доме, живешь, ни на что конкретное внимания не обращаешь, а придет кто-то в гости: «Ах, ка­кой у вас шкаф необыкновенный! А ваза-то, ваза какая! А часы! Где вы только это все взяли?.. А что ж вы их в угол незаметный засунули? Это же чудо! Произведение искус­ства! Да всему этому цены нет!» И удивленный хозяин рас­терянно оглядывается вокруг, неожиданно осознав себя владельцем сокровищ. Так приблизительно и с тем, что вы­дала нам природа при рождении.

Инструментальная Я-концепция предлагает выделить три инструмента:

Ÿ тело;

Ÿ сознание;

Ÿ психоэнергетику.

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните,

Наши рекомендации