ИНКструкция для продвинутого пользователя изделия Homo sapiens

ИНКструкция для продвинутого пользователя изделия Homo sapiens

Игорь Калинаускас

ОГНЕННЫЙ ЦВЕТОК

Методика ДФС

ПИТЕР

Москва ■ Санкт-Петербург - Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

Калинаускас Игорь Николаевич Огненный цветок. Методика ДФС

Заведующая редакцией В. Малышкина

Ведущий редактор Т. Яценко

Литературный редактор Е. Зверева

Художник К. Радзевич

Корректор Т. Данилова

Верстка И. Проворов

ББК 53.57 УДК 615.851

Калинаускас И. Н.

К17 Огненный цветок. Методика ДФС. — СПб.: Питер, 2009. 192 с . ил.

ISBN 978-5-388-00498-7

Игорь Калинаускас — психолог, писатель, профессор, a главное - практик повышения эффективности жизни человека в мире.

Более 30 лет назад его методика ДФС была запатентована как практический инструмент работы с психоэнергетикой.

Дифференцированные Функциональные Состояния — научное название для простого и нужного:

— как правильно воспринять;

— как адекватно отреагировать;

— как не потеряться в ситуации и обратить ее в свою пользу;

— как расширить границы своего мира;

— как построить отношения, карьеру, диалог с окружающим.

Четыре упражнения на базе энергетической структуры «Огненный цветок». Шестнадцать состояний, как палитра, сконцентрировавшие краски пространства.

Хотите почувствовать себя человеком в мире, а не песчинкой на берегу? ДФС — ключ, который вы искали.

© ООО «Питер Пресс», 2009

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена и какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-388-00498-7

Подписано в печать 08.08.08. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 12. Тираж 5000 экз.

Заказ 11143.

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д. 15.

Содержание

Об авторе

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ КАК ХОЗЯИН

ДФС? Что это?

Инструментальный подход

Диалог. Умение договориться

Резонанс. Что там за словами?

Азбука ритмов. Как ты звучишь?

Ритм В

Ритм С

Ритм D

Ритм А

Практика ритмов. Настраиваем скрипку

Откуда энергия? Определяем уровни

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В ПРОСТРАНСТВЕ КУКЛЫ НЕ ЖИВУТ

Из истории эмигранта

Энергия белого огня

«Огненный цветок»-функциональная система

Базовые упражнения методики ДФС

«Созерцание»

«Полет белой птицы» - тренинг управляемого воображения

«Кино»

«Ноль-концентрация»

Шпаргалки попробовавшим

«Огненный цветок»

«Созерцание»

«Кино»

«Полет белой птицы»

«Ноль-концентрация»

Психоэнергетика как инструмент с позиции МКС

Комплекс базовых упражнений с позиции МКС

Новый этап. ДФС как целое

ДФС - технология для деятельности

Язык состояний

Доминанта и путешествие по ритмам

1А. 1В. 1С. 1D. 2А. 2В. 2С. 2D. ЗА. ЗВ. ЗС. 3D.

«4» — гармонизация как базовое состояние

для нового качества

Вместо заключения. Почему люди не живут, опираясь на душу?

Приложение 1. Общие принципы саморегуляции

Приложение 2. Принципы методики ДФС

Об авторе

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щу­кина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расшири­лась, и Игорь Калинаускас стало известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы — от психологии до медицины. Се­годня Игорь Николаевич Калинаускас — профессор, док­тор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и моногра­фий. Один из первых социоников, автор упрощенной мо­дели соционики — «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет "Я"», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочис­ленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как пе­вец и композитор (сценический псевдоним — Игорь Си­лин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творче­скую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.

Часть первая

Человек в пространствекак хозяин

Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опа­сались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несо­мненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Зем­ли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно — не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, — страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоуме­ние и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, до­были безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту — Земля круглая, и парит она в про­странстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множест­во миров и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно зна­ет, что есть у него начало и конец, что он ограничен во вре­мени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди... Велик человек во всем. И в способно­сти постигать неизведанное, и в способности приспосаб­ливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новы­ми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у беско­нечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круг­лую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, за­ковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и са­мим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начина­юсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зер­кало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

— Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я уз­наваем.

— Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

— Как чему? Узнаваемость и неизменность — залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и не­известность, вещи, конечно, привлекательные, — в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмот­рим, что из этого получится. А вот когда получится, то­гда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает че­ловек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть не­довольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотера­певту или ближайшему ларьку... и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, — ты прекрас­но!» А какая разница — прекрасно, ужасно?.. Главное — остановись! Пусть будет, как есть, — так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружаю­щий мир меняется не только в течение нашей жизни, ме­няется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магази­не или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и ис­пугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, кото­рые строятся по новым правилам и законам, это откры­тые границы, из-за которых приходят совсем другие пра­вила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо... Цена жизни человеческой совсем другая. Земля стано­вится все меньше и доступнее, и никуда не денешься от­того, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно...

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и забо­ров, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подве­нечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно ис­чез. В большей части мира, в котором мы живем, про­изошла тихая, незаметная, но необратимая революция — мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток — изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

ЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИВАТЬ? СОЗДАВАТЬ ИЛИ ПРИ­СПОСАБЛИВАТЬСЯ?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек — давно уже прекрасный специалист по по­строению собственного отдельного мира, границы которо­го определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в ка­морке папы Карло — очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизион­ной передаче немолодая актриса сделала очень характер­ное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Те­ряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать... Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, моло­дыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они го­ворят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек за­мер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.

Вы со мной не согласны? Тогда предлагаю небольшой тест для внутреннего пользования.

Вы живете в большом или не очень городе.

Пересчитайте количество людей, с которыми вы постоянно общаетесь.

Пересчитайте маршруты, по которым вы ходите и ездите, выставки, музеи, новые спектакли, которые посещаете.

А из чего состоит мир, в котором живут ваши соседи, ваши сослуживцы? А ваши дети?

Как мировые события, катаклизмы, катастрофы, достиже­ния, открытия, политические баталии влияют на вашу кон­кретную житейскую ситуацию? А то, что показывают по теле­визору?

А о чем вы думаете, когда пытаетесь понять, почему с вами случилось то или иное событие?

Приходит ли вам в голову, что эти ваши, только ваши со­бытия связаны с мировыми процессами, с общими тенден­циями изменения системы отношений в человеческом обще­стве, с иными взглядами на семейную жизнь, на отношения отцов и детей, с изменениями моральных норм и нравствен­ных приоритетов?

А как на вашу жизнь влияет то, что вы живете не просто на планете Земля, а в космосе и с этой точки зрения мало отличаетесь от тех, кто там, вокруг Земли, вертится в кос­мическом корабле?

От ответов на эти вопросы, собственно, и зависит, что вы выбираете: плоскость или пространство, жизнь или выживание, созидание или приспособление, границы или диалог.

Действительно ли есть варианты? Да, есть.

Если вас не вдохновляют и не мотивируют постоянные хлопоты по строительству крепостных стен. Если хочется пожить не на территории, а в мире. Если хочется, с удов­летворением вытирая пот со лба, разминая радостно гудя­щие мышцы, не сдерживать радость при виде хорошо и с удовольствием сделанной работы, которую вы назовете «моя жизнь», и с восторгом предъявите это произведение миру. Тогда у вас возникнет неизбежная мысль: «Если я согласен допустить, что мир — это не куча более или ме­нее случайных и в большинстве своем ненужных мне ве­щей, случайных встреч, связей, пересечений-отношений, знаний, информации (неизвестно зачем во мне и вокруг меня мелькающей), да и сам я — никакая не пылинка на песчинке, летящая в бесконечной страшно-неведомой Вселенной, а нечто, простите за пафос, по образу и подо­бию и венец творения, то не пора ли заняться таким де­лом, как реализация, воплощение, явление этого образа и подобия, этого венца и этого величия?»

Пойдем в этом прозрении еще дальше и даже предпо­ложим, что вы — не Емеля и прекрасно понимаете: для осуществления этих желаний как раз и придется слезть с печи, и не будет никакой щуки, разве что та, которую вы сами себе организуете: то ли поймаете, то ли купите на заработанные. Предположили. Вот теперь и рождается простой, ясный и отрезвляющий вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как что? Начать переселение. Переселение из-за ого­роженной и привычной территории в Пространство — естественное место обитания человека живого, текучего и резонирующего с миром.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ БУДЕМ? С главного - с изме­нения отношения к окружающему миру. Попытаемся уви­деть его не плоским, разрозненным и случайным, а цель­ным, объемным, взаимосвязанным — Пространством. Пространством, которое одно, но заполнено многим.

Важно и то, что оно «одно», и то, что оно «заполнено многим».

Одно— и из этого следует, что ничто не существует само по себе. Знаем мы об этом или нет, отслеживаем или нет, все вокруг нас живет в постоянном взаимодействии: информационном, физическом или энергетическом.

Заполнено многимозначает, что в эти взаимодействия вступает все разнообразие форм живого и неживого, ви­димого и невидимого, ведомого нам и неведомого.

А раз так, то о какой эффективности своего пребыва­ния в мире можно говорить, если прикрытые стенами и загородками, мы не просто не знаем, как реагировать, как воспринимать то, что происходит вокруг, но не зна­ем даже, что в принципе можем.

А если согласиться, что все так и есть, и попытаться увидеть себя не щепкой, безвольно мотающейся в неиз­вестно откуда и куда текущих потоках жизни, а процессом в Пространстве? Процессом объемным и многогранным, и поэтому имеющим возможность с этим Пространством взаимодействовать или, как сейчас принято говорить, вступать в партнерские отношения. Тогда встает еще один очень важный вопрос.

— Ну, хорошо, — соглашаетесь вы. — Мир — Про­странство, и человек — процесс. Мир говорит, сообщает, намекает, предлагает, несет информацию. А процессуаль­ный, живущий по принципу «пространство в простран­стве»,человек готов вступить в эти самые партнерские взаимодействия, войти в Диалог с миром.Хорошо, вот он я — человек, вот ты — мир.

КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Как услышать и, что еще важнее, верно интерпретировать все, что говорит мир, как выделить то, что нужно? Где дорога к живому общению, не конвенциональному, не расписанному по заранее известным правилам?

Результатом ответов на эти вопросы и стала методика дифференцированных функциональных состояний — ДФС.

ДФС? Что это?

— Доступ к Феноменальным Способностям?

— Достижение Феерической Спонтанности?

— Действенная Формула Самодостаточности? Да, все это и не только...

ДФС — технология Доминирования Филигранного Сопереживания, соответствующая Динамическая Функ­циональная Структура и конкретная практика для тех, кого привлекает не только игра слов, а реальные Дела, Факты и Смыслы... Душу Формирующие Свободную.

Выражаясь Деловито, Формально и Серьезно, ДФС — это комплекс методов и технологий, позволяющий пе­рейти от неуправляемого эмоционирования к целостно­му переживанию.

— Простите, это, конечно, очень интересно, но страш­новато как-то. Жили себе спокойно, не в диком лесу, а на огороженном участке — цивилизованно. Все камни извест­ны, все уголки исследованы. Соседи давно знакомы. Все при­вычно, безопасно, гарантированно.

— А не скучно? В плечах не жмет? Королевство не ма­ловато? Если не скучно, не жмет и не маловато, то можно не беспокоиться. Это не ваше приключение.

У технологии, которая вам предлагается, есть много оп­ределений, и в нашем путешествии они появятся как пу­теводные знаки в свое время. А приключение всегда начи­нается с первого шага, и мы с вами начнем с нескольких практических моментов, которые совершенно необходимо освоить, постигая искусство ЖИТЬ. Искусство жить в пространстве, в объеме, искусство быть живым. Это некие киты, на которых стоит здание-знание методики ДФС. Методики дифференцированных функциональных со­стояний. Вчувствуйтесь!

Дифференцированных— разнообразных, различи­мых, поддающихся определению, описанию и усвоению.

Функциональных— конкретных, применимых к дей­ствию, описывающих действие, эффективных.

Состояний— переживаний, настроений, звучаний.

Вам больше не грозит испортить долгожданный празд­ник неизвестно откуда накатившимся плохим настроени­ем. Вы больше не будете через силу тащить себя на ра­боту, потому что, как неожиданный циклон, накатило нерабочее настроение. Вы не будете мучиться, понимая, что надо спешить, а хочется лениво сидеть на диване. Вы просто войдете в нужное вам состояние, и у вас всегда бу­дет достаточно энергии, чтобы выполнить задуманное.

Инструментальный подход

Внимание, начинаем переезд с территории в Простран­ство.

Как при всяком переезде, займемся для начала разбо­ром хозяйства.

Что у нас есть? Годится ли это для новой жизни, вы­брасывать ли, брать ли с собой?

Велики ли затраты на обновление и переделку имеюще­гося?

И что просто необходимо еще приобрести?

Решая эту задачу, предлагаю посмотреть на себя как на собственника (а впоследствии хозяина) трех инстру­ментов, данных человеку при рождении, очень полезных и нужных, но часто мало или весьма неэффективно ис­пользуемых. Вашему вниманию предлагается инстру­ментальная составляющая Я-концепцииили инстру­ментальная концепция себя.

ОТКУДА ИНСТРУМЕНТЫ?

Не волнуйтесь, все это у нас уже есть от рождения, про­сто мы совершенно не привыкли смотреть на себя с такой точки зрения. Взгляд-то за годы жизни совершенно замы-ленный. Живешь в доме, живешь, ни на что конкретное внимания не обращаешь, а придет кто-то в гости: «Ах, ка­кой у вас шкаф необыкновенный! А ваза-то, ваза какая! А часы! Где вы только это все взяли?.. А что ж вы их в угол незаметный засунули? Это же чудо! Произведение искус­ства! Да всему этому цены нет!» И удивленный хозяин рас­терянно оглядывается вокруг, неожиданно осознав себя владельцем сокровищ. Так приблизительно и с тем, что вы­дала нам природа при рождении.

Инструментальная Я-концепция предлагает выделить три инструмента:

Ÿ тело;

Ÿ сознание;

Ÿ психоэнергетику.

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните,

Диалог. Умение договориться

ДИАЛОГ (греч. dialogos — беседа) — ин­формативное и экзистенциальное взаимо­действие между коммуницирующими сто­ронами, посредством которого происходит понимание.

Новейший философский словарь

Диалог в наше время — понятие всем известное и широко употребляемое. Кто только ни стремится к диалогу, кто только в него ни вступает. Государства, правительства, культуры, политические партии и религиозные конфес­сии. Сразу видно, что дело это нужное, позитивное и эф­фективное.

А люди, конкретные люди, мы-то что делаем, когда разговариваем, общаемся, беседуем?

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, КОГДА ОБЩАЕМСЯ?

Почему иногда общение приносит радость, прибавку энергии, ощущение, что произошло что-то очень важное, значимое для нас и для нашего собеседника? А иногда не остается ничего, кроме опустошенности, ощущения зря потраченной энергии и бессмысленности происходяще­го. И это может произойти в результате общения с одним и тем же человеком. Чем же мы чаще всего занимаемся под видом беседы и как бы в стремлении, чтобы нас по­няли?

Молодая мама жалуется, что ее сын ничего ей не расска­зывает, а вот няня все про него знает.

— А вы когда с ним разговариваете?

— Ну, я прибегаю с работы и спрашиваю: «Как дела? Что было в детском саду?» А он: «Хорошо». И все.

— И что дальше?

— Да ничего. Ему пора спать, а у меня еще куча дел.

— Муж совсем перестал со мной разговаривать. Я спраши­ваю: «Как дела на работе?» А он: «Нормально».

-А вы?

— Ну, у меня еще по дому дела, себя в порядок привес­ти. Чувствую, что надо бы сесть, не спеша поговорить. Но совсем нет времени. Ну, совсем.

***

— Вы знаете, дочь совершенно отбилась от рук. Я ей вчера целый час объяснял, как мы с женой недовольны ее уче­бой и что ее ждет, если она не возьмется за ум.

— И что?

— Да ничего, молчит, бурчит что-то. С подругами может часами разговаривать, а родителям от нее слова не добиться.

***

— Вы знаете, до свадьбы мы много гуляли, ездили за го­род, ходили куда-нибудь вечером, нам всегда было о чем поговорить. Мы рассказывали друг другу о своих планах, делились своими мыслями и чувствами, доверяли друг другу самое сокровенное, могли говорить о вещах, о кото­рых никому никогда не рассказывали. А теперь мы живем вместе. Но ни о чем практически не разговариваем.

— Ты как?

— Нормально.

— Как дела?

— Хорошо.

В кино вместе сходили, и опять не о чем разговаривать.

Вам эти рассказы ничего не напоминают? Почти анекдотическая ситуация.

Вы бежите по улице, навстречу старый знакомый.

— Привет, как я тебе рад! Как дела? — с дежурной улыб­кой бросаете вы на ходу, собираясь бежать дальше.

И тут он останавливается и, радостно улыбаясь вам в ответ, начинает не спеша, с толком, с чувством, с расста­новкой... рассказывать, как же у него дела за последние три года, в течение которых вы не виделись.

О, ужас!

Так о чем же мы все-таки тоскуем?

ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ?

С одной стороны, мы постоянно жалуемся на бесконеч­ные разговоры, сердимся на практически не уолкающий телефон, а еще SMS, Интернет, электронная почта, «ась-ка» — и отовсюду слова, вопросы, сообщения. А с другой, сетуем: поговорить не с кем.

Ответ достаточно прост. Собственно говоря, мы все так или иначе знаем его. Нам не хватает живого, свободного, непредсказуемого общения. Диалога нам не хватает, того самого общения, которое приведет к пониманию. Совме­стному пониманию, общему переживанию, к общению, которое за автоматическим обменом информацией заде­нет тонкие струны и приоткроет душу, принесет неожи­данное. Ну не к психотерапевту же ходить в конце кон­цов.

Попробуем разобраться в том, почему далеко не каж­дое общение можно назвать Диалогом и что есть Диалог. А разобравшись, сделаем следующий самостоятельный шаг, который предлагает нам ДФС при переходе из жиз­ни нак жизни в.

Первоенеобходимое, но недостаточное условие, что­бы наш разговор, беседа, встреча превратились из более или менее полезного обмена информацией в диалог, это равноправие участников. Никто не командует и не подчиняется, никто не поучает и не сидит в почтитель­ной позе, внимая указаниям. Два равных собеседника, говорящий и слушающий, в процессе общения свободно меняющиеся ролями.

Второе,но не менее важное. Для того чтобы привычное предсказуемое общение превратилось в непредсказуемый живой диалог, ищите третьего. Очень важного и очень не лишнего третьего — нечто одинаково значимое, одина­ково объективно существующее для обоих. И только под сенью этого третьего, как под общим зонтом, может слу­читься живая, открытая и свободная беседа. Широта тем и вопросов, которые могут быть в такой беседе затронуты, зависит только от размеров «зонта», то есть от масштаба, объема, общего поля, которое вы нашли или постепенно построили, от общего представления о хорошей или пло­хой погоде до общности политических взглядов или веро­ваний.

Надо признать, что такой способ общения, — задача до­вольно рискованная. Во-первых, никогда не знаешь, слу­чится или нет. Во-вторых, предыдущий опыт ничего не га­рантирует — каждый раз как первый. Не расслабишься и на автомате не проскочишь. В-третьих, задача с тремя не­известными: какой вы сегодня, вы сами не знаете, каков собеседник — тоже, куда кривая вывезет — не знает никто.

Кому и зачем нужна такая радость? Любителям риска и жаждущим новых открытий.

У вас есть шанс узнать нечто ранее вам совершенно неизвестное, пережить то, что еще никогда не доводилось пережить. И, что самое удивительное, источником этого нового знания и нового переживания в равной степени может оказаться и ваш собеседник, и вы сами.

Вот таким необыкновенным приключением может обернуться привычное занятие — поговорить.

И еще один очень важный подготовительный шаг.

Ритм В

Тихий парк в центре большого города. Дорожки, зеленая трава лужаек, надо же, слышен гомон птиц. Смотрите, смотрите, целое семейство белок прыгает по деревьям. Ро­дители-белки учат малышей перепрыгивать с ветки на ветку. По глади небольшого пруда плавают деловитые утки. Солнце то освещает всю эту красоту, то прячется не­надолго за причудливыми облаками. Люди на скамейках вокруг пруда тихо переговариваются, дремлют, разморен­ные этой тишиной, читают. Вы присели на свободную ска­мейку, ветерок мягкий, приятный, то пробегает по кронам деревьев, исполняя только ему ведомую, но приятную мелодию, то затихает. Мысли у вас в голове как-то успо­каиваются и неспешно, цепляясь одна за другую, уже не скачут и не несутся, как вечно опаздывающий поезд, а те­кут, словно вода в реке. В общем потоке жизни.

***

Концертный зал заполнен слушателями и звуками. Мощ­ная, сильная, захватывающая мелодия затопляет его до са­мых дальних рядов галерки, то обрушивается на слушате­лей бурным потоком, то превращается в веселый ручеек, то течет плавно и величаво, как великая река, горделиво несущая свои воды к океану. И слушатели, захваченные этим течением, чувствуют себя частью его и тоже плывут, подчиняясь влекущей силе, добавляя в этот поток свои воспоминания, всплывающие в памяти образы и нахлы­нувшие переживания. С новой силой ощущая вечное тече­ние жизни.

***

Праздничное застолье подошло к концу. Посуда перемыта, все убрано, верхний свет погашен, задержались только са­мые близкие. Осталось попить чаю и разойтись. Но слово за слово, и потекла неспешная задушевная беседа, не о де­лах и заботах, а о самом сокровенном, о дорогих пережива­ниях, о надеждах, когда мысли одного неожиданно оказы­ваются продолжением переживаний и чувств другого, и то, что казалось невозможным описать, вдруг обретает слова. И паузы так же содержательны, как фразы, и это течение объединяет и сближает как никогда, обновляя ощущения причастности к живому потоку жизни.

Нисколько не сомневаюсь, что вы не только увидели, почувствовали общность звучания пространства в моих описаниях, но и легко присоединили к ним всплывшие по ассоциации образы и картины, воспоминания из собст­венной жизни. Чего там только нет: и рыбалка на тихом озере, и посапывающий в кроватке ребенок, и задумчивая тишина читального зала, и дорога, уже который час сте­лющаяся под колеса машины. Все эти воспоминания, об­разы, ситуации объединяет одно — пространство, в кото­ром они происходят, пространство, которое их порождает, пространство, которое всплывает в вашей памяти, воспри­нимается, ощущается как текущий непрерывно живой поток.

Именно поэтому на языке состояний такой аспект вос­приятия пространства мы обозначили, как ритм потока, ритм живого и для легкости функционального использо­вания, — ритм В.Ключевое слово — «жизнь».

Pитм С

Как не хочется рано вставать, как не хочется торопиться, включаться в бешеный ритм делового дня. Но при этом очень хочется много успеть, хорошо и быстро сделать все намеченные на день дела, чувствовать себя собранным, де­ловым, четким, легким. Где это настроение? Как помочь себе не тратить силы на конфликт, этот вечный, так надо­евший конфликт между своими собственными намере­ниями и своими же капризами? Сколько энергии на них уходит, а ведь можно же как-то без всего этого обойтись. И сил будет больше, и себя почувствуешь эффективным, умелым, и настроение только улучшится, и энергии, как ни странно, прибавится.

Как удачно. Только включил в машине радио, а там такой отличный концерт, музыка веселая, ритмичная, и едется уже веселее, и как-то органично маневрируешь в потоке машин, и ситуация дорожная видится четко, ясно. А вот и мысль неожиданная блеснула: а не заскочить ли в фитнес, что-то я давно там не был. Давно пора размяться. Вполне успеваю.

Там так все бодро, по-деловому. Общая атмосфера несо­мненно тонизирует. Что это я совсем забыл про такую воз­можность? А зря. Ну что, теперь и за дела можно. Что там у меня на сегодня? Не так всего и много, как казалось. Приятно, оказывается, ощущать себя включенным в бод­рый, деловой, конкретныйритм рабочего дня.

***

Огромное офисное здание. Двери автоматически распах­нулись, вы вошли. Высокие потолки, четкие линии, соб­ранные, по-деловому одетые люди. Все ровно, спокойно, без лишних слов и движений. Четкие, ясные указатели. Вежливые, корректные сотрудники. Совершенно неиз­вестно откуда возникшая уверенность, что здесь будет хо­рошо работаться, а если и возникнут вопросы, они будут решаться без проволочек, конкретно и четко. Приятное, бодрящее ощущение системности и хорошо работающего механизма.

А это уже совсем другие картинки. Они вызывают иные воспоминания, ассоциации, ощущения. Развод во­енного караула, завораживающий своей слаженностью и синхронностью движений. Спортивные соревнования, за которыми вы наблюдали или в которых участвовали сами. А какая музыка зазвучала в вашей памяти? Бодрый марш, отточенные ритмы фламенко, простенькие, но та­кие поднимающие настроение песни детства?

Вы чувствуете себя заряженным на действие, в голову приходят очень четкие, последовательные идеи и спосо­бы их реализации. Хочется делать, причем сейчас, немед­ленно, не откладывая. Ситуация видится ясной и опреде­ленной.

Такой аспект восприятия пространства мы обозначи­ли на языке состояний, как множество дискретных объ­ектов,и для легкости функционального использования, как ритм С.Ключевое слово — «точка».

Ритм D

Страшно, непонятно почему, но страшно ходить по сыро­му, темному, глухому лесу. Жутко идти мимо разрушен­ных, заброшенных домов. Вдруг отчего-то совершенно не хочется сворачивать во двор давно знакомого дома.

Тяжело долго находиться в больнице. Невыносимо больно, страшно и тревожно оказаться на месте тяжелой аварии или трагедии.

И почему-то не хочется гулять в парке, разбитом на мес­те хоть и давно заброшенного, но все же кладбища; и жить хоть и в новом, но построенном на месте былой трагедии доме.

А как обидно, войдя с хорошим настроением в магазин, выйти из него, так ничего и не купив, но уже злым, недо­вольным, раздраженным. И еще больше злиться от невоз­можности от этой злости и раздражения избавиться.

А знакомое многим ощущение — хотел успокоить, а сам только расстроился. Шел по улице, а из мимо проезжав­шей машины — агрессивная злобная грохочущая музыка, как неожиданный удар, как оскорбление. Вроде понима­ешь, что не для тебя, ни тебе, а осадок неприятный, раз­дражающий остался.

Такое пространство вам тоже знакомо. Так или иначе мы сталкиваемся с тем, что вызывает в нас боль, раздра­жение, гнев, грусть, печаль, а порой ужас и отвращение. Это тоже часть пространства, в котором мы живем, не имея возможности избегать его и игнорировать. А поэто­му очень важно понимать, о чем оно информирует нас, когда мы слышим и такое звучание — болезненное, аг­рессивное, печальное, и как отвечать на такие сообщения.

Этот аспект восприятия пространства на языке со­стояний мы обозначили, как деструктивное, разрушаю­щее, и для легкости функционального использования, как

ритм D.Ключевое слово — «распад».

Ритм А

Вы лежите на лужайке, на траве. Над вами ничего, кроме чистого, голубого неба. Все заботы и беспокойства посте­пенно растворились в этом бездонном небе, мысли затих­ли, тело почти потеряло границы, вы парите между небом и землей, ощущая себя частью этой бездонной синевы и бесконечного мира. Хорошо-то как! Только я и Вселен­ная!

***

Город огромный, шумный, быстрый, до невозможности деловой. Любопытствующий турист, оглядываясь, наты­кается на необыкновенной красоты старинную дверь, от­крывает ее и заходит. Несколько еще с разгона быстрых суетных движений, но тишина, мерцающий свет, величе­ственная мелодия откуда-то сверху останавливают его так отчетливо, как будто кто-то взял за руку. И отбросив суе­ту, человек оказывается в пространстве величественного и незнакомого ему храма. Он даже не очень понимает, какой именно конфессии принадлежит этот храм, да это и не­важно. Важно, что из суеты и мельтешения он совершенно неожиданно попадает в другой мир. Возвышенный, напол­ненный раздумьями не о сиюминутном, уводящий от по­вседневности. И что странно. Там, в огромном деловитом городе, человек только что казался себе маленькой мало­значащей частью неведомо куда несущегося мира, а здесь, в не таком уж большом с архитектурной то

Наши рекомендации