Мельчайшие частицы жизни и их действие
НАСТАВЛЕНИЕ 106
Как правило, ученика эзотерической науки настолько привлекает изучение мельчайших проявлений жизни, что просто странно, почему он до сих пор не пришел к более ясному пониманию действия того, что обычно называют добрыми и злыми силами, на примере ферментов, бактерий и прочих микроорганизмов. Обладая таким пониманием, он мог бы с гораздо большей легкостью научиться защищать себя и приносить тем самым пользу миру, даже не прибегая к пространным трактатам по оккультизму. Право же, не найти лучшей цели, на которую он мог бы потратить свое свободное время, если не желает тратить больше; но, несмотря на все полученные им наставления о законе соответствий, почти ни в одном случае ему не удается выявить какой-либо связи между этими малыми жизнями и тонкими силами. Изучение бактериологии многое подсказало бы ему о действии защитных и вредоносных психоорганических сил, постоянно окружающих и без конца воздействующих на его тело. Вредные для тканей тела микроорганизмы выделяют секреции, являющиеся еще более мельчайшими формами жизни, настолько же вредными для нервных флюидов, насколько первые – для пораженных ими тканей, и, в свою очередь, выделяющие секрет, состоящий из еще более тонких видов психоорганизмов, поражающих воздух, которым мы дышим. Проникая в легкие, они производят в крови такие изменения, в результате которых возникают те самые непонятные и самые опасные из всех болезней, которыми только страдает человечество. Некоторые неизлечимые формы сумасшествия являются результатом воздействия этих мельчайших жизней на мозг через кровь.
Обычно считают, что до сумасшествия человека доводят тревоги и беспокойство, но при этом не замечают, каким образом возникает заболевание. Однако точно так же как один-единственный фермент может изменить характер большой массы какой-нибудь плотной формы материи, его секреции, которые также являются жизнями, только более крошечными, могут воздействовать на всю нервную систему и, следовательно, на мозг. Отнюдь не беспокойство (по крайней мере оно вторично) вызывает болезнь, но определенная форма разрушительной силы, низвергающейся на человека во время событий, вызывающих это беспокойство, возможно, через коллегу в его деловой или социальной жизни, который уже заразился вышеупомянутым образом.
Учителя часто предупреждают своих эзотерических учеников держаться подальше от некоторых людей, которые антагонистичны им лично или тому делу, с которым они связаны. В некоторых случаях этому предостережению не внемлют, ошибочно полагая, что такое поведение равносильно проявлению недружелюбия или что со стороны будет казаться, будто ими движет страх перед неблагоприятными последствиями. На самом же деле в этом случае Учитель просто знает, что такой антагонизм способствует внедрению в тело предупреждаемого определенных форм ферментов путем физического или психического контакта и что такое заражение может означать для него болезнь или смерть, при том что сам человек, предупрежденный против такого контакта, может даже не подозревать о существовании и действии вышеуказанных ферментов в своем собственном теле. Одной из наихудших особенностей такого рода феноменов является то, что между моментом заражения и проявлением болезни в некоторых случаях может пройти значительное время, вследствие чего о связи между этими двумя событиями не возникает и мысли.
Многие ученики-эзотерики, принадлежащие к Храму и другим организациям, страдают сегодня всеми ужасами той или иной формы нервной или злокачественной болезни вследствие своего непослушания указаниям, данным им в последнее десятилетие.
Возможно, вы склонны думать о Силах как о каких-то неосязаемых, неорганизованных, газообразных или астральных субстанциях, способных поразить вас подобно порыву горячего воздуха или ветра, но если это так, вы ошибаетесь. Они являются сущностями, состоящими из миллиардов меньших жизней, – благотворными или разрушительными для вас в соответствии с их природой, направленностью и проникающей способностью, а также в соответствии с вашим собственным состоянием во время контакта с ними.
Мысль злобной природы приведет в действие такую же зловредную силу. Если вы войдете в близкий контакт или общение с источником этой мысли, то неизбежно получите некую меру этой силы, которая, поразив какой-нибудь ослабевший орган, начнет производить жизнь в форме фермента; и тогда все будет зависеть уже от вашей силы и способности изгнать этот фермент, прежде чем он поразит весь орган, или же способности породить антагонистичную ему силу и с ее помощью победить его. Ферментация, которая следует за появлением в вашем теле этой силы, будет порождать болезнь, соответствующую исходной мысли, и во многих случаях время и место заражения устанавливаются исследующими пациента бактериологами ошибочно по той лишь причине, что они ничего не знают о действии вышеупомянутых сил. Вы не можете избежать инфекции, соприкасаясь со зловредной силой, точно так же как не можете избежать влияния болезнетворных микробов, когда подвергаетесь их воздействию.
Все эти факты были известны священнослужителям даже в Темные века, а знание о возможностях такого заражения и излечения явилось причиной возникновения веры в определенные амулеты и талисманы, защищающие против чар. Считалось, что эти чары являются следствием как раз такого воздействия силы, о котором Я говорил, и во многих случаях были ни чем иным, как сумасшествием, вызванным именно этими причинами.
Члены семьи или какой-нибудь группы людей могут быть собраны вместе ради общего дела или общей цели, образуя тем самым магнетический центр, управляемый какой-то одной формой магнетической силы, которая по своему циклическому индивидуальному действию будет антипатична какой-нибудь иной степени, или форме, такой же силы; и если какой-нибудь член такой группы или семьи входит в тесные отношения с лицом или даже несколькими лицами, управляемыми антипатичной силой, он будет неизбежно в той или иной степени заражен упомянутым Мною способом. И каков будет вред – зависит от силы его сопротивляемости. Если он ослаблен или болен, или же пребывает в плохом расположении духа, то все его слабые места проявят себя еще сильнее, обострятся любые скрытые болезни его тела, он будет ужасно страдать сам и в конце концов заразит остальных той же формой физической, ментальной или моральной болезни. Если это ученик Посвященных Белой Ложи и если он исполняет предписания Тайных Наук, Они научат его, как поступить с такой инфекцией. Но если он проявил себя как отступник, не повинующийся указам своих Учителей, он не получит этих знаний, ибо дальнейшее неповиновение может вылиться в неправильное использование и даже сознательное злоупотребление данным ему знанием, что приведет лишь к умножению собственного греха, а также может низвергнуть карму его непослушания на его Учителя.
Как уже было сказано, просто удивительно, что большинство учеников оккультизма давно не пришли к этим выводам самостоятельно, особенно если учесть имевшиеся у них преимущества, но все это касается вещей эзотерических и не доходит до ума непосвященного, если не сопровождается той подсказкой, которая придаст нужное направление мысли и приведет в конце концов к частичному разрешению обсуждаемой тайны.
НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ
НАСТАВЛЕНИЕ 107
Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.
Он полагает, что, во-первых, способен проследить до самых своих истоков какое-нибудь событие, обстоятельство или же все переживания настоящей жизни, все свои верования и идеалы, и что, во-вторых, все, что приводило к их изменениям, было вызвано исключительно новыми условиями или событиями; но это не совсем так. Ведь он не учитывает те систематические, математически точные периоды времени, которые должны проходить между любыми двумя фазами роста и развития. Завершенность любого творения Природы, в том виде, в каком это доступно непосредственному наблюдению, может проявиться внезапно, однако периоды формирования между зачатием и рождением любого плода в любой сфере жизни всегда четко определены; и чем совершеннее и ценнее какое-то произведение природы, тем медленнее и тем точнее процессы, благодаря которым она совершает его оформление; и это столь же верно в отношении ментального и духовного планов жизни, сколько и материального.
Услышав или прочитав о каком-нибудь сразу же приглянувшемся вам факте, вы принимаете его и включаете в систему своих убеждений. Вы можете часто ссылаться на этот факт как на основание вашей нынешней веры, однако истинное ее основание вы уже носили в глубине вашего сознания, быть может, в течение многих веков. Слова, которые вы прочитали или услышали, лишь пробудили то, что уже было в вас в отношении данного предмета.
Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы лично уже были тождественны с самой субстанцией, о которой идет речь в данном предмете, – с вещью или объектом, на которых основывается данный факт, и с тех пор он был включен в ваш мозг или тело посредством некоего таинственного природного процесса, став частью вашего существа.
Представьте себе, что в один прекрасный день вы лежите, прижавшись ухом к земле, и улавливаете шелест травы, жужжание насекомого, бесшумное приближение гусеницы. Вы различаете каждый звук, и в вашем сознании тут же всплывают имя и форма его породителя. Вам кажется, что ваше распознавание есть результат повторного слышания этих звуков в вашей нынешней жизни; но это может быть и не так; каждый раз, когда осознание какого-то действия приходит к вам в этой жизни, оно приходит не как начало, а как завершение.
Вы никогда не смогли бы распознать или услышать ни одного из этих звуков, если бы они не хранились до сих пор в каком-нибудь ментальном тайнике, какой-нибудь клетке или сканде, которая была частью вашего существа с того самого часа, когда в сочетание атомов, облекавшее Монаду – основу вашего существа, впервые вошло индивидуальное сознание.
Это могло произойти тогда, когда вы перешли из минерального царства в растительное, и трава, гусеница, насекомое были частями вашего бытия, а звуковые волны, порожденные вашими движениями, вошли внутрь и стали частью органической структуры того растения или насекомого.
Обычному ученику очень трудно согласиться с тем фактом, что знать, узнавать и признавать какую бы то ни было вещь, с которой он сам лично не был тождествен в какой-нибудь из своих жизней, будет для него совершенно невозможно.
Всем известный афоризм гласит: опыт – лучший учитель. И он не только лучший, но и единственный заслуживающий доверия учитель. Истинность этого афоризма со всей очевидностью вытекает из Моих предыдущих утверждений. Опыт является единственным учителем, ибо благодаря естественным природным процессам, протекающим в период между началом опыта и его завершением, сама субстанция опыта и экспериментатор становятся тождественны; оба они становятся одной плотью, и их уже невозможно разделить.
Память об этом может быть по некоторым причинам затуманена, но с дальнейшим развитием души, по мере поглощения одного опыта другим и по мере того как высший закон объединяет их в одно, память о каждом опыте становится все более и более твердой и отчетливой; и когда-нибудь наступит такое время, когда душа, с высоты всех жизненных опытов одной огромной Манвантары, сможет оглянуться на всю длинную череду своих воплощений и вспомнить все, что с нею происходило с того момента, как она оставила дом своего Отца, отправившись странствовать в пространствах материальной жизни.
С развитием спектрального анализа и несомненным обнаружением все более и более тонких уровней субстанции, со все более очевидными фактами их тесной взаимосвязи с остальными формами материи, а также с принятием факта неуничтожимости материи, в чем сегодня уже никто не сомневается, – исследователи придут к осознанию истин, которые оккультная наука давно уже старается внушить людям; и среди этих истин окажется и та, о которой Я говорю.
Теоретически физическая наука уже разложила материю на элементы силы, но то ли из антагонизма, то ли по невежеству ее последователи не желают признать, а может быть, просто не в состоянии увидеть, что те же самые элементы силы, называемые иногда «мыслями Бога», в действительности являются монадами оккультной науки.
Присущая силе способность сопротивления препятствует возможности ее сжатия в какую-либо форму, и это свойство было одной из неразрешимых загадок прошлого. Но для ума, способного принять факт универсальности одной единой силы, от которой эманируют все остальные формы силы, это более не является тайной; равно как и несомненное воздействие циклического закона на эти последние, ибо циклический закон и есть та мощь, что стоит за уплотнением дифференцированных форм силы, в процессе которого сила, так сказать, осаждается и становится материей.
Возьмем, к примеру, хорошо знакомую форму силы, называемую нами паром. В процессе освобождения этой силы воде должна быть передана известная степень тепла; иными словами, вибрационная активность воды должна быть повышена.
Если этот пар собрать и применить более низкую вибрационную активность холода, он сконденсируется и вновь превратится в воду. Иными словами, позитивное и негативное действие циклического закона – закона движения – освободило эту силу, а затем вновь заключило ту же силу в форму.
Чем тоньше сила, тем выше должна быть частота управляющих ею вибраций. Неразвитый ученик не способен контролировать циклический закон в той степени, что позволяет преодолеть свойство противодействия той формы силы, которую он хочет использовать, путем повышения частоты вибраций до необходимого уровня. Именно эта неспособность и не позволяет ему убедиться в истинности этого утверждения.
За циклическим законом – законом движения – стоит сила Крийяшакти, или Мировая Воля, и от того, до какой степени человек развил в себе эту Волю, зависит его способность управлять вышеупомянутыми элементами силы в процессе создания материи, и огромными препятствиями на пути развития этой способности оказываются его природный эгоизм и безответственность.
До тех пор пока эгоистические интересы склоняют его к несправедливости, путь к этой способности для него преграждается, ибо Справедливость неотделима от Божественной Воли. Если человек смог запастись воспоминаниями о своих праведных, мудрых и сострадательных поступках, совершенных им в одном воплощении, то тем самым он запасся энергией, которую сможет использовать в следующем воплощении для преодоления инерции, вызываемой негативным аспектом позитивного блага, заключенного в вышеупомянутых поступках. Именно негативный аспект позитивного блага вызывает всегда сопротивление. Таким образом, когда в следующем воплощении появляется импульс повторять подобные поступки, то при преодолении этой инерции благодаря упомянутой энергии возникает уже меньше препятствий. Способность человека обращаться с силами Справедливости, Мудрости и Сострадания увеличивается пропорционально этому запасу, поэтому его последующие поступки подобной природы несут в себе уже большую степень блага для других и умножают качество этой силы в его собственной ауре.
ВЕЛИКИЙ ХРАМ
НАСТАВЛЕНИЕ 108
Вам был показан нижний этаж Великого Храма, который в действительности являет собою подземные, или наиболее сокрытые помещения.
Этот сокрытый этаж содержит такое множество ключей, с помощью которых могут быть расшифрованы очень многие символические изображения более высоких отделов, что возможность все это соединить Я предоставляю вашей интуиции и знанию символизма.
Масонам, особенно если они оказываются опытными геометрами или математиками, было бы, конечно, легче сделать это, нежели среднему ученику. И если к уже данному ключу вам нужен добавочный, то снабдят им следующие строки, а именно: крыша центральной комнаты Посвящений имеет форму пирамиды, а вершина или, точнее, отверстие в ней – форму огромного ока, через которое выпускается излишек пламени во время процесса Испытания Огнем на нижнем этаже.
Другой ключ, который Я могу сейчас вам дать, связан с тем фактом, что каждое из мест Могущественных, или Учителей, в углах центральной комнаты указует на четыре тропы, ведущие к достижению, и у этих точек стоят Посвященные, приветствуя пилигрима, спускающегося из верхних помещений, чтобы пройти через великое Огненное Испытание – одну из ступеней его Посвящения.
На третьей ступени тот же пилигрим поднимается в верхние помещения через коридоры, ведущие вверх из четырех комнат Посвящения, расположенных по бокам от центральной комнаты Посвящений.
Здесь, в верхних помещениях, он получает свое вооружение, свои орудия труда: пестик, дощечку, прямоугольник, компас и кельму[‡‡‡‡‡‡‡‡], а также пароль; затем ему предстоит спуск для Огненного Испытания, после чего он снова поднимается в верхние помещения для преодоления последней ступени – воскресения из мертвых, – по завершении которой он может беспрепятственно проходить как вперед, так и назад между высшими и низшими помещениями по своей воле.
В надлежащее время великая пирамида станет доступна для исследования, и там будут найдены в виде точной копии все описанные Мною детали в плане Великого Храма, и даже много больше, о чем никто и не мечтал, и не знал, кроме Посвященных.
На подземных этажах этой пирамиды, еще не открытых исследователями более позднего времени, в точных копиях находятся символы всех деталей плана первого этажа Храма.
Коридоры, ведущие к ним, так же как и другие, ведущие вверх и вниз, вместе с комнатами пирамиды, были накрепко запечатаны, и шанс открыть их невелик, если только сама пирамида не разлетится вдребезги от какого-нибудь землетрясения.
Однако там имеются потайные пружины, с помощью которых огромные камни, используемые для перекрытия проходов, могут быть перемещены одним прикосновением пальца – столь совершенна их установка.