Клетками называются мельчайшие структуры всех живых организмов, способные к самовоспроизведению.

Клеточная теория строения организмов

1. Краткая история изучения клетки.

2. Клеточная теория строения организмов.

3. Разнообразие клеток в многоклеточном организме.

1. Краткая история изучения клетки

Цитология –наука, изучающая строение, функции и эволюцию клеток (от греч. kytos – клетка, каморка).

История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению в конце XVI столетия микроскопа. Первый микроскопсконструировалГалилео Галилейв 1609 – 1610 гг., ав 1624 г. усовершенствовал его для использования.

Рис. 2.1. Галилео Галилей (1564-1642) Рис. 2.2. Микроскоп Галилео Галилея

Роберт Гук в 1665 г. впервые описал строение коры пробкового дуба и ввел в науку термин «клетка».

Рис. 2.3. Роберт Гук (1635 - 1703) Рис. 2.4. Микроскоп Роберта Гука

Антони Ван Левенгук - нидерландский натуралист усовершенствовал микроскоп и увидел клетки при увеличении в 270 раз. Он впервые открыл некоторых простейших животных.

Рис. 2.5. Антони Ван Левенгук (1632 – 1723) Рис. 2.6. Микроскоп Антонии Ван Левенгука

В 1831 г. Роберт Броун - шотландский ботаник, первооткрыватель «броуновского движения», наблюдая в микроскоп строение листа растения, обнаружил внутри клетки круглое плотное образование, которое назвал ядром.

Рис. 2.7. Роберт Броун (1773—1858)

В 1838 г. немецкий ботаник Матиас Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток, а ядро является обязательным структурным элементом клетки.

Рис. 2.8. Матиас Шлейден (1804-1881)

В 1839 г. немецкий физиолог Теодор Шванн издал в Берлине книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он сформулировал клеточную теорию. При создании клеточной теории Т. Шванн исходил из открытия М. Шлейденом в 1838 г. клеточного строения растений.

Рис. 2.9. Теодор Шванн (1810-1882)

Немецкий биолог Рудольф Вирхов в 1858 г. внес очень важное дополнение в клеточную теорию. Он доказал, что количество клеток в организме увеличивается в результате клеточного деления, т. е. клетка происходит только от клетки. Это дополнило клеточную теорию.

Рис. 2.10. Рудольф Вихров (1821—1902)

Карл Бэр, один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, показал, что клетка – единица не только строения, но и развития организмов, открыв яйцеклетку млекопитающих.

Рис. 2.11. Карл Бэр (1792-1876)

Итак,

Рис. 2.12.

В середине ХIХ века учение о клетке оказывается в центре внимания всей биологии и бурно развивается, превратившись в самостоятельную отрасль – цитологию.

1. Клеточная теория строения организмов

Клеточная теория явилась одним из великих открытий XIX в. и лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития.

Современная клеточная теория включает следующие положения:

1. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям процессов жизнедеятельности и обмену веществ.

3. Размножение клеток происходит путем их деления и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.