Ануламан (хорошее выделение)
Нарушение выделения проявляется изменением частоты и консистенции стула (нерегулярный, плохо сформированный стул, запор, твердый или липкий стул). Когда отходы накапливаются в толстом кишечнике, они подвергаются брожению или гниению, в кишечнике изменяется рН, в результате чего нарушается абсорбция и перистальтика. Если дефекации не происходит, дополнительная пища ещё больше увеличит нагрузку на толстую кишку. Чтобы восстановить нормальное функционирование кишечника в этом случае, нужно пить жидкость, не принимать твердой пищи и, может быть, пропустить очередной прием пищи.
Здоровое опорожнение кишечника происходит, как правило, утром, чтобы подготовить организм к приему пищи нового дня. Здоровый аппетит, пищеварение и выделение обеспечивают нам много сил и ясность ума. Сон становится глубоким и освежающим. Аюрведа уделяет основное внимание не болезням, а силе, заключенной в организме пациента, рассматривая болезни как следствие слабости. Сильный человек активно сопротивляется болезни.
Смерти избежать нельзя, но можно сделать очень многое для продления жизни и улучшения ее качества. Мы вполне можем жить долго и продуктивно, без болезней и страданий, которые больные испытывают вследствие плохого самочувствия и потери трудоспособности. Мы хотим вам помочь, и поэтому, если вы все-таки заболеете, процедуры, описанные в двенадцатой главе и легко выполняемые в домашних условиях, помогут существенно сократить объем медицинского вмешательства или позволят совсем обойтись без врачей.
ВИХАРА — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЖИЗНИ
Вихара, или деятельность, является вторым столпом аю. Принципы вихары проливают свет на то, какой образ жизни должен вести человек для поддержания оптимального здоровья и равновесия. Успешное использование принципов вихары зависит от того, насколько человек осознаёт потребности своего организма и желает их удовлетворять. Именно поэтому так важно культивировать в себе саттвичный ум. По той же причине цель многих методик, которые приводятся далее по тексту, — очищение качеств ума.
Медитация
Наше личное время и внимание постоянно востребованы окружающими людьми и обстоятельствами, поэтому наш ум пребывает в непрерывной активности. Кроме того, мы подвержены замешательству и страху вследствие негативных влияний среды. Среда не дает нам опускаться в глубь своего ума. На поверхностном же уровне он слишком туп и разбросан, чтобы чувствовать и использовать сокрытые в нас физические, эмоциональные и ментальные ресурсы. Ученые подтверждают, что мы используем малую толику нашего ментального потенциала. Безграничные возможности доступны лишь спокойному и уравновешенному уму.
Мы получаем доступ к спокойному, всеобъемлющему и творческому уровню осознанности, становимся способными оценить жизнь как целое и по частям, только если мы находимся под сильным влиянием саттвы. Самым эффективным способом усиления саттвы является медитация. Ежедневная медитация — первая и самая важная рекомендация вихары. История свидетельствует, что во всех великих цивилизациях медитация практиковалась как способ улучшения всех аспектов жизни. Некоторые люди считают медитацию способом ухода от жизни, баловством или непозволительной роскошью. На самом же деле это — необходимость, особенно в условиях быстротекущей и насыщенной жизни. Медитация позволяет выйти из активного состояния ума и испытать себя как парам атма — в тихом, молчаливом, целостном состоянии ума. Исследования показали, что медитация в значительной степени восстанавливает равновесие и приводит к значительному улучшению физического и психического здоровья. Медитация облегчает слышание нами потребностей своего тела и здоровый выбор.
Отдых
Нам совершенно необходимо отдыхать. Хороший отдых — еще один аспект вихары, который усиливает саттву. Усталость является главным фактором, приводящим к потере умом знания и осознанности. Мы все знаем, что если не выспимся, наши действия становятся неэффективными, а ум вялым. На то, что обычно делается за десять минут, в таком состоянии мы можем потратить целый час. К сожалению, это частый опыт, так как жизнь вынуждает нас «жечь свечу с обоих концов». Залог хорошего отдыха — рано ложиться и рано вставать. Ложась спать вместе с природой и просыпаясь на рассвете, мы живем в соответствии с природными циклами. На сопротивление этим циклам мы обычно тратим очень много энергии.
Медитация и отдых должны привнести в нашу жизнь спокойствие, которое позволит телу и уму легко избавляться от напряжения и токсинов. Параллели есть и в природе. Во время полнолуния наступает прилив, и воды океана поднимаются, отражая его активность, интенсивность и способность к удержанию. Во время новолуния океан спокоен. На берег выбрасывается мусор, свидетельствуя, что во время покоя природа избавляется от отходов. Аналогично, если мы оставляем телу и уму время на полноценный отдых, мы даём им шанс отпустить напряжение и отходы.
Еще одна рекомендация вихары состоит в ограничении работы. Работайте умеренно. Если, следуя мечтам о карьере, мы истощаем себя, мы не можем насладиться результатом труда в его полноте. В любом случае, легче исполняются те желания, которые возникли при ясном, всеобъемлющем саттвичном состоянии ума, другими словами, когда мы получали максимальную поддержку от организующей мудрости природы.
Физическая активность
Вихара предписывает два типа физических упражнений, предназначенных для улучшения качества нашей жизни. К первому типу относятся аэробные, или для улучшения сердечно-сосудистой деятельности упражнения, которые стимулируют мышечный метаболизм и улучшают снабжение тканей кислородом (оксигенацию). Они укрепляют мамса и меда дхату, улучшают сердечную деятельность. Эти упражнения требуют частого выполнения с учетом советов врача и типа викрити. Например, люди с капха викрити нуждаются в большом количестве упражнений, с питта викрити выдерживают лишь среднее их количество, а с вата викрити должны упражняться меньше всех, так как вата легко возбуждается большим количеством движений.
Вьяама, то есть приобретение энергии посредством упражнений, — это второй тип упражнений, рекомендуемый вихарой. Действительно, существуют такие упражнения, которые способны насыщать организм энергией в отличие от обычных упражнений, которые выполняются с затратой энергии. Есть три формы вьяамы: сурья намаскар («приветствие солнцу»), асаны йоги и пранаямы.
В отличие от аэробики эти упражнения, предполагающие растяжение и концентрацию, выполняются очень медленно, снижая темп сердечных сокращений и другие проявления сердечно-сосудистой деятельности. После выполнения упражнений вьяамы мы чувствуем легкость в теле, прилив энергии и ясность сознания.
Откуда берется этот прилив энергии? Почему вьяама часто бывает эффективнее аэробики? Потому что она фокусируется на внутренней энергетической сущности организма и его центральных органов, которое имеет большее значение по сравнению с состоянием мышечного аппарата. Вот простой пример. Если вы повредите руку или ногу, вы не будете чувствовать себя также плохо, как если вы повредите брюшную область, и медицинское вмешательство будет не столь серьезным в этом случае.
Вот почему в аюрведе уделяется особое внимание пранаямам и асанам.
Если вы внимательно изучите эффекты асан и пранаям, вы увидите, что это упражнения преимущественно для органов грудной клетки и брюшной полости. Создавая давление в конкретных органах, мы помогаем им избавиться от амы, перемещаем ее в пищеварительный тракт, откуда она будет удалена. Расширение этих органов помогает поступлению питательных веществ в дхату и, соответственно, их нормальной деятельности.
Пранаяма, например выполнение дыхания через разные ноздри, помогает сжимать и расширять грудную клетку, диафрагму и полушария мозга. Это массажное воздействие помогает избавиться от токсинов в соответствующих органах и улучшить их деятельность. Такая пранаяма увеличивает приток питательных веществ ко всем дхату и облегчает удаление мал из организма. Удаление мал — очень важная функция дош — в большой степени поддерживается асанами и пранаямами, поэтому Чарака писал, что «йога и панчакарма изгоняют болезнь».
В практике панчакармы для получения наилучшего терапевтического эффекта от программы очищения и омоложения я рекомендую четыре асаны. Их следует выполнять в рамках ежедневной практики диначарья. Это поза саранчи (шалабхасана), коленногрудная поза (пауан муктасана), поза кобры (бхуджангасана) и уддьян бандха (особое упражнение для кишечника). В дополнение к асанам следует ежедневно выполнять пранаяму «Чередуя ноздри» (попеременное дыхание сначала через одну ноздрю, потом через другую).
Можно обнаружить, что эти упражнения помогают удалению токсинов из брюшной полости, а также улучшают пищеварение и обмен веществ, усиливая агни.
Совместно воздействуя на организм и на состояние ума, три аспекта вьяамы вызывают следующие положительные эффекты.
Они помогают пяти субдошам ваты правильно исполнять свои Функции, соответственно их направленности.
Они ускоряют и усиливают деятельность агни, что способствует здоровому аппетиту и пищеварению.
Они способствуют гормональному равновесию в организме.
Они усиливают и утончают чувства, повышают разборчивость.
Они снимают напряжение, успокаивают ум и привносят в нашу жизнь саттву.
Они улучшают метаболизм расы и ракты, улучшая циркуляцию лимфы и крови.
Чтобы получить максимальную пользу от упражнений вьяамы, практикуйте их непосредственно перед медитацией в следующем порядке: 1) сурья намаскар («приветствие солнцу»); 2) асаны; 3) пранаяма.
Чувственные впечатления
Мы уже отмечали, что воспринимаемая чувствами информация сильно влияет на качество ума. Внимание перемещается от ума через чувства и органы чувств к объектам восприятия, а затем — обратно назад. Если объекты, к которым обращено внимание, содержат слишком малое, слишком большое количество стимулов, или же являются попросту токсичными для организма, это нарушает равновесие ума и тела — прямо или косвенно. Чувства играют ключевую роль в поддержании гармоничного состояния ума и тела.
Действие чувств можно сравнить с действием пищи. Если мы потребляем недостаточно пищи, дхату получают недостаточно питания для своей деятельности. Если такая ситуация сохраняется длительное время, дхату истощаются. Если мы едим слишком много, пищеварительный огонь перенапрягается и образуется избыток амы, нарушающий деятельность дхату. Большое количество амы создает также трудноперевариваемая или токсичная пища.
Похожие процессы происходят и в уме. Если чувства получают неправильную пищу, возникает ментальная и эмоциональная ама. Например, после фильма ужасов или жестокого боевика бывает трудно заснуть. Когда же мы наконец засыпаем, снятся кошмары. После такого сна мы встаем вялые, голова не работает или, наоборот, мы перевозбуждены.
Это пример влияния чувств на ментальное и физическое равновесие. Чувства созданы для нашей защиты. Они передают уму огромное количество информации о внутреннем состоянии организма и окружающей среде. Поэтому вихара советует использовать их правильно, во имя жизни и здоровья, чтобы они могли поддерживать в уме способность к правильному выбору.