Глава 6. АХАРА, ВИХАРА И АУШАДХИ — ТРИ СТОЛПА АЮ

До сего момента целью книги было заложить концептуальное понимание того, как наука о жизни может содействовать идеальному здоровью. Теперь мы можем возвести «столпы» аю, то есть описать принципы, на которых основываются здоровье, счастье и гармония с законами Природы. Эти три столпа — ахара, вихара и аушадхи.

Два первых принципа имеют профилактическую природу и относятся к диете и образу жизни. Если следовать этим принципам, семена болезни не будут посеяны и, соответственно, не прорастут. Принципы ахары и вихары учат, как жить в гармонии с Природой. Практические и несложные указания помогают открыть для себя жизнь во всей ее полноте, вернуться к истинной природе — пракрити.

Что нельзя исправить с помощью ахары и вихары, исправляется с помощью аушадхи, принципов лечения. В дословном переводе «аушадха» означает «лекарство». Этот раздел аюрведы описывает различные процедуры и методы лечения, которые помогают человеку вновь обрести здоровье.

Поскольку вторая часть книги целиком посвящена принципу аушадхи, в этой главе мы поговорим об ахаре и вихаре.

АХАРА — ДИЕТА, ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

«Ахара» означает «прием внутрь» и касается правильного питания. Это — первый из трех возможных подходов, которые используются для создания и поддержания идеального здоровья, а также

для облегчения симптомов хронических заболеваний. С помощью питания невозможно полностью излечить застарелые болезни, зато 60% болезней можно взять под контроль, кроме питания ничего при этом не меняя. Поскольку питание является ключевым фактором здоровья, необходимо осознать, что и как мы едим. В нас должно возникнуть стремление избавиться от нездоровых пищевых привычек, предотвратить формирование новой амы.

Изменения в питании предполагают также прием определенной пищи для противодействия нашей викрити и восстановления правильного соотношения дош. В предыдущей главе мы привели список продуктов для каждой из дош, чтобы помочь вам в планировании правильного питания. В этой главе мы рассмотрим вредное влияние некоторых продуктов, а также приведем некоторые общие рекомендации по уменьшению нагрузки на пищеварительный огонь, усилению саттвичного компонента в уме и облегчению симптоматики пищеварительных дисфункций. Это советы для всех, независимо от индивидуальных типов викрити.

Питание по принципам аюрведы

Аюрведическое понимание питательной ценности сильно отличается от западного. Рассуждая о питательности, западные люди имеют в виду содержание в пище жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. Ахара, тем временем, акцентирует влияние пищи на качества ума, пищеварение и баланс дош. Уже говорилось, что почти все болезни возникают на физическом плане от неправильного обмена веществ, развивающегося вследствие ослабления пищеварительного огня и несбалансированной деятельности дош. Согласно аюрведе, правильное питание необходимо для поддержания саттвичных качеств ума, которые позволяют человеку жить в неразрывной связи с источником целостности.

РОЛЬ ВКУСА В ПИТАНИИ

В четвертой главе мы касались роли, которую играет вкус в пищеварении прапака и випака, то есть метаболических процессах формирования и поддержания деятельности дхату. В повседневном питании в определенном количестве должны присутствовать все шесть вкусов, что должно обеспечить присутствие в нашей жизни всех пяти бхут в необходимых пропорциях. Поскольку в теле преобладают яла и притви, мы испытываем увеличенную потребность в укрепляющем и питающем сладком вкусе.

Чтобы понять, какое действие пища оказывает на наш организм, нам необходимо осознать, что в пище и в тканях тела присутствуют все пять бхут. Под управлением дош пищеварение трансформирует пищу в отдельные вещества уникального состава, необходимые для питания тканей и органов (дхату). Подобное усиливается подобным. Пища, богатая какой-либо бхутой, усиливает соответствующую дошу в организме. Например, если пища управляется притви и ялой, она усиливает капху и ослабляет акаш и вайю (то есть вату). Пища, которой управляет агни, усиливает питту и ослабляет капху.

Для определения элементного состава пищи аюрведа использует вкус. Шесть основных вкусов рождаются в результате взаимодействия элементов. Каждый из шести вкусов усиливает влияние какой-либо одной доши, одновременно снижая влияние двух других. Поскольку элементный состав пищи может усиливать и возбуждать доши, пищу разделяют на типы, согласно ее вкусу, так как именно он определяет, каким будет это влияние. Зная, как вкус влияет на доши, мы можем выбрать такую пищу, которая сбалансирует доши и обеспечит сильное пищеварение.

Диета, несбалансированная по вкусам, создает проблему с дошами и с амой. Например, если мы потребляем только сладкую, кислую и соленую пищу, вата подпитывается, капха и питта — нет. Это нарушает природное равновесие дош.

Для каждого человека существует свой, правильный баланс дош (пракрити). Правильная диета учитывает как пракрити, так и викрити. Такая диета восстанавливает равновесие, успокаивая возбужденные доши и усиливая ослабленные. Это — путь к гармонии с истинной природой.

В пятой главе подробно обсуждалось, каким образом пища влияет на баланс дош. Давайте рассмотрим, как современная пища влияет на качества ума и пищеварение. Начнем с анализа промышленных кулинарных методов и их последствий.

Наши рекомендации