Косоглазие, нарушение функции цветоощущения. Причины, признаки, профилактика
Косоглазиепроявляется в раннем возрасте, когда бинокулярное зрение, т.е. совместное зрение двумя глазами, еще не успело укрепиться.
Причины. Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в течение жизни строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. Обычно косоглазие появляется рано, на втором и третьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других – попеременно то правый, то левый.
Признаки.При косоглазии страдает совместное (бинокулярное) зрение, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором бы предметы были видны четко, ясно, больной начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. При этом острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами.
В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу больной, независимо от своей воли и сознания, всю зрительную нагрузку переносит на здоровый глаз, при этом больной глаз постепенно атрофируется.
Профилактика. Основной мерой предупреждения косоглазия является своевременное исследование зрения, рекомендация очков, полностью исправляющих нарушение зрения, периодическая смена рассадки детей по отношению к центру и источнику дневного света. Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном.
Нарушение функции цветоощущения.Нарушение функции цветоощущения у девочек встречается значительно реже, чем у мальчиков. Такое расстройство зрения носит название «дальтонизм», по фамилии известного английского естествоиспытателя Джона Дальтона, страдавшего этим дефектом зрения и впервые его описавшего.
Причины. Дальтонизм передается по наследству и обычно сохраняется в течение всей жизни, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени. Так как нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1–1,5 года, следующую – в 3–4 года и, наконец, в 6–7 лет, перед поступлением в школу.
Признаки.В зависимости от места и степени поражения нервного аппарата, воспринимающего цвета, симптомы заболевания могут быть различны. Слепые на красный цвет обычно путают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный – с фиолетовым и синим, красный – с серым. Дети, неспособные воспринимать зеленый цвет, путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый – с синим и т. д.
Профилактика. Способность здоровых детей различать цвета во многом зависит от того, какое внимание будут уделять этому вопросу взрослые. Цветное зрение развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек – фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности). Считают, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Поэтому для развития цветного зрения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в эти цвета, использовать также предметы, окрашенные в голубой, синий и фиолетовый цвета. Гирлянды шариков в детской коляске следует развешивать на расстоянии 30–50 см от глаз ребенка. Причем в центре помещать оранжевые и зеленые, а на периферии – красные, желтые, голубые, синие и фиолетовые шары. Обычно при правильном развитии и воспитании детей к третьему году ребенок хорошо разбирается в трех основных цветах и может при надлежащем упражнении осваивать и другие. Однако, если у него имеется отклонение в функции цветоощущения, он может на занятиях рисованием или в игре с кубиками путать цвета. Неосведомленные работники детских учреждений ошибки детей принимают за невнимание, а иногда и за обдуманную шалость, делают им замечания, наказывают, снижают оценки за работу. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-специалисту, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденного дефекта зрения.
8. Отиты, тугоухость. Причины, признаки, профилактика
Отит – острое воспаление среднего уха. Это частое заболевание детей раннего и дошкольного возраста, особенно первых лет жизни, в связи с анатомическим строением органа слуха.
Причины. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы в полость среднего уха и возникает воспаление. А при инфекционных заболеваниях (корь, скарлатина, коклюш, грипп, ринит) микробы из носоглотки могут проникнуть через слуховую трубу в полость среднего уха. Разрастание аденоидной ткани, которое часто встречается у детей раннего и дошкольного возраста, затрудняет естественный отток из среднего уха, кроме того, аденоиды являются местом, где гнездится инфекция, которая может распространиться на среднее ухо.
Признаки.Острый отит может быть катаральным и гнойным. Острый катаральный отит у детей возникает внезапно: появляется беспокойство, крик, нарушается сон, ребенок плохо ест, поднимается высокая температура. При легком надавливании на козелок больного уха ребенок вздрагивает, кричит. К более поздним симптомам острого отита относятся головная боль, рвота, жидкий стул.
Острый гнойный отит у детей чаще возникает после катарального воспаления, но может развиваться как первичное заболевание, особенно у детей с пониженной сопротивляемостью, у часто болеющих, ослабленных любым другим заболеванием. На фоне симптомов, которые отмечаются при остром катаральном отите, появляется гноетечение из уха (ушей), снижение слуха.
Хроническое воспаление среднего уха развивается чаще у детей с измененной реактивностью, патологией носоглотки (аденоиды, хронический тонзиллит) или при недостаточном лечении острого гнойного отита. Основными симптомами хронического воспаления среднего уха являются повторяющееся длительное гноетечение из уха, иногда обильное, часто с неприятным запахом, снижение слуха.
Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-отоларингологу. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию – воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.
Профилактика направлена, прежде всего, на предупреждение острых и хронических заболеваний верхних дыхательных путей, которые способствуют возникновению отитов. В профилактике отитов имеет значение правильный уход за детьми, особенно грудного и раннего возраста (туалет полости рта, носа, ушей; рациональное пользование свежим воздухом, одежда по сезону). Важно не допускать переохлаждения ребенка, а также перегревания в переходное и холодное время года. Для профилактики хронических отитов у детей важным является полное излечение острых отитов, а также санация хронических очагов в носоглотке и кариозных зубов.
Обучая малыша навыкам опрятности, воспитатель приучает его правильно пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды, тщательно чистить зубы. Это способствует естественной санации носоглотки, уменьшает опасность инфицирования.
Тугоухость– это такое снижение слуха, при котором больному трудно общаться с людьми с помощью обычной речи. Практическая глухота – это состояние при котором человек не воспринимает громкую речь, произнесенную у его уха.
Причины. Расстройства слуха могут возникнуть при заболевании как звукопроводящих отделов уха (например, закупорка наружного слухового прохода, сухой катар среднего уха и евстахиевой трубы, воспалительные заболевания среднего уха и др.), так и внутреннего уха (заболевания лабиринта либо слухового нерва различного происхождения), и мозговых центров слуха (центральная глухота).
Тугоухость у детей часто возникает при остром или хроническом отите, заболеваниях носа и носоглотки (в частности, при аденоидах). Наиболее резкое нарушение слуха развивается в результате патологических процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве.
Причины врожденной глухоты различны: тугоухость родителей, инфекционные и хронические болезни, имеющиеся у родителей или перенесенные им незадолго до рождения ребенка, травмы, полученные матерью во время беременности или нанесенные ребенку в момент рождения, токсикозы беременных, применение лекарственных препаратов, пожилой возраст, алкоголизм, кровное родство отца и матери. Ребенок, имевший воздействие перечисленных факторов, относится к группе риска по тугоухости и ему в 3, 6 и 9 месяцев в поликлинике проводят звукореактотест.
Ребенок дошкольного возраста не всегда в состоянии объяснить, что он плохо слышит и быстро привыкает к своему новому ощущению. Заподозрить снижение слуха можно по следующим признакам: переспрашивает, сам начинает громко говорить, громче включает телевизор, не отзывается. Иногда снижению слуха предшествует острое инфекционное заболевание, купание, травма, чистка ушей. Нарушения слуха могут возникнуть от одной или комплекса причин.
Длительное воздействие сильных звуков может вызвать запредельное торможение корковых клеток, в результате чего чувствительность анализатора резко падает. Такое состояние сохраняется на некоторое время и по окончании раздражения. Частое пребывание в условиях сильного шума может привести к необратимому нарушению слухового аппарата улитки и тем самым к тугоухости, т. е. понижению слуха, и даже к полной глухоте.
Признаки.Нарушения слуха могут быть от еле заметных, проявляющихся заложенностью ушей, до значительных (тугоухость от I степени до глухоты – IV степень). К лёгкой тугоухости относят понижение слуха, при котором шёпот воспринимается на расстоянии 1–3 м, а обычная разговорная речь – на расстоянии более 4 м; при средней тугоухости шёпот различается на расстоянии менее 1 м, а разговорная речь – на расстоянии 2–4 м; при тяжёлой тугоухости шёпот не различается около уха, а разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 2 м.
У детей первых месяцев жизни предположить нарушение слуха можно по отсутствию или сомнительной реакции ребенка на звук. В норме у ребенка после рождения реакция на громкий звук носит рефлекторный характер (резкое разведение рук и их покачивание, сжимание век), с конца второй недели жизни появляется слуховое сосредоточение и к концу первого месяца появляется начальная ориентировочная реакция на звук – "затихание". На 2–3 месяце малыш начинает прислушиваться к звукам, реагируя на них. В 2–2,5 месяца появляется гуление. Если у ребенка нарушение слуха незначительное или одностороннее, то он будет реагировать на звук и заподозрить снижение слуха по косвенным признакам станет невозможным, оно может быть выявлено в более старшем возрасте.
Тугоухость врождённая, и возникшая в раннем детстве, может привести к немоте. При тугоухости, возникающей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности, т.к. тугоухость препятствуют контролю больного над собственным голосом.
Профилактика: предупреждение травм, различных инфекционных болезней, воспалительных заболеваний уха и своевременное лечение имеющихся заболеваний, которые могут привести к тугоухости.