Значение режима в жизнедеятельности организма
Тема 7. Режим дня детей раннего и дошкольного возраста (2 ч)
План занятия:
1.Значение режима в жизнедеятельности организма
2.Режим дня детей раннего и дошкольного возраста
3.Гигиеническая организация сна детей
4.Гигиеническая организация бодрствования детей
5.Гигиенические требования к занятиям по рисованию, лепке, аппликации
6.Гигиеническая организация прогулок и экскурсий в режиме дня
Режим дня пребывания в ДОУ детей раннего возраста. Ясельная группа
Режим работы группы 12 часов.
6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.
7.00 – 8.05 В детском саду:
Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.
8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.
8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.
9.15 – 9.35 2-й завтрак. Подготовка к прогулке.
9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.
11.20–11.40 Возвращение с прогулки. Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.
11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.
12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Дневной сон.
1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.
15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.
15.40 – 16.00 Полдник.
16.00 – 16.30 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.
16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке
16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой.
18.00 – 18.30 Ужин.
Дома (примерно):
18.30 – 19.30 Прогулка.
19.30 – 20.30 Возвращение домой, спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.30 – 6.30 (7.30) Ночной сон.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5–6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены игры и прогулки на воздухе.
Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе.
Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5–2 ч.
Режим дня ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
Распорядок дня в 3-4 года | Распорядок дня в 5-7 лет | ||
Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры | 7.30-8.00 | Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры | 7.00-8.00 |
Завтрак | 8.00-8.30 | Завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, посильный труд в быту | 8.30-9.00 | Игры, посильный труд в быту | 8.30-9.30 |
Прогулка | 9.00-11.30 | Прогулка | 9.30-11.30 |
Занятия с родителями | 11.30-12.00 | Занятия с родителями | 11.30-12.30 |
Обед | 12.00-12.30 | Обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.30-15.00 | Подготовка ко сну. Дневной сон. | 13.00-15.00 |
Полдник | 15.30-16.00 | Полдник | 15.30-16.00 |
Игра - прогулка | 16.00-18.00 | Игра - прогулка | 16.00-18.30 |
Занятия с родителями | 18.00-19.00 | Занятия с родителями | 18.30-19.00 |
Ужин | 19.00-19.30 | Ужин | 19.00-19.30 |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 19.30-20.30 | Спокойные игры, подготовка ко сну | 19.30-21.00 |
Ночной сон | 20.30-7.30 | Ночной сон | 21.00-7.00 |
Тема 7. Режим дня детей раннего и дошкольного возраста (2 ч)
План занятия:
1.Значение режима в жизнедеятельности организма
2.Режим дня детей раннего и дошкольного возраста
3.Гигиеническая организация сна детей
4.Гигиеническая организация бодрствования детей
5.Гигиенические требования к занятиям по рисованию, лепке, аппликации
6.Гигиеническая организация прогулок и экскурсий в режиме дня
Значение режима в жизнедеятельности организма
Правильный режим – это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.
Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни...
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
• время пребывания на воздухе в течение дня;
• продолжительность и кратность сна;
• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях ДДУ, так и дома;
• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
Государственный масштаб организации детских дошкольных учреждений в нашей стране сыграл несомненную позитивную роль в улучшении качества жизни и снижении заболеваемости детей широких слоев населения. Разработанные врачами-гигиенистами санитарно-гигиенические правила функционирования таких учреждений позволили создать оптимальные условия для предупреждения многих болезней. В то же время существование ряда объективных параметров, специфических для микросреды типовых детских учреждений (стандартное оборудование групп, однотипность вещей и игрушек, отсутствие возможности уединиться от сверстников или заняться свободной деятельностью, недостаток индивидуального общения со взрослым, а в некоторых случаях и дефицит впечатлений), привело к «регламентированному однообразию», от которого в первую очередь страдают дети с круглосуточным пребыванием. У некоторых из них развиваются явления, получившие в мировой практике название госпитализма.
При госпитализме ребенку свойственен сниженный фон настроения, пассивность или возбужденность и агрессивность в поведении, быстрое утомление, сниженная адаптивность к новым условиям, нередко развиваются патологические привычки – сосание пальца, раскачивание и др. У ребенка, пребывающего в таком состоянии, замедляется темп развития, с трудом закрепляются новые умения и распадаются уже сформированные, снижается речевая активность. Игры таких детей становятся однообразными и неразвернутыми, они недостаточно ориентируются в окружающем, показатели нервно-психического развития не соответствуют возрастным нормативам. Состояние госпитализма нередко скрывается за пассивной подчиняемостью, за внешним, иногда чрезмерным спокойствием ребенка, лишенного необходимого внимания взрослых к его потребностям. В то же время оно влияет на общее состояние ребенка, на его здоровье и адаптационные возможности, нередко приводит к искаженному формированию личности. Поэтому при организации жизни в дошкольном учреждении нельзя забывать о психогигиеническом режиме – такой постановке воспитательного процесса, которая служила бы предупреждению отклонений в психическом здоровье ребенка, обеспечивала бы, наряду с физиологическими, и психологические потребности.