Значение режима в жизнедеятельности организма

Тема 7. Режим дня детей раннего и дошкольного возраста (2 ч)

План занятия:

1.Значение режима в жизнедеятельности организма

2.Режим дня детей раннего и дошкольного возраста

3.Гигиеническая организация сна детей

4.Гигиеническая организация бодрствования детей

5.Гигиенические требования к занятиям по рисованию, лепке, аппликации

6.Гигиеническая организация прогулок и экскурсий в режиме дня

Режим дня пребывания в ДОУ детей раннего возраста. Ясельная группа

Режим работы группы 12 часов.

6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.

7.00 – 8.05 В детском саду:

Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.

Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.

8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.

8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.

8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.

9.15 – 9.35 2-й завтрак. Подготовка к прогулке.

9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.

11.20–11.40 Возвращение с прогулки. Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.

11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.

12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Дневной сон.

1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.

15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.

15.40 – 16.00 Полдник.

16.00 – 16.30 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.

16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке

16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой.

18.00 – 18.30 Ужин.

Дома (примерно):

18.30 – 19.30 Прогулка.

19.30 – 20.30 Возвращение домой, спокойные игры, гигиенические процедуры.

20.30 – 6.30 (7.30) Ночной сон.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5–6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены игры и прогулки на воздухе.

Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе.

Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5–2 ч.

Режим дня ребенка в возрасте от 3 до 7 лет

Распорядок дня в 3-4 года Распорядок дня в 5-7 лет
Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры 7.30-8.00   Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры 7.00-8.00  
Завтрак 8.00-8.30 Завтрак 8.00-8.30
Игры, посильный труд в быту 8.30-9.00 Игры, посильный труд в быту 8.30-9.30  
Прогулка 9.00-11.30 Прогулка 9.30-11.30
Занятия с родителями 11.30-12.00 Занятия с родителями 11.30-12.30
Обед 12.00-12.30 Обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну. Дневной сон. 12.30-15.00 Подготовка ко сну. Дневной сон. 13.00-15.00
Полдник 15.30-16.00 Полдник 15.30-16.00
Игра - прогулка 16.00-18.00 Игра - прогулка 16.00-18.30
Занятия с родителями 18.00-19.00 Занятия с родителями 18.30-19.00
Ужин 19.00-19.30 Ужин 19.00-19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30-20.30 Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30-21.00  
Ночной сон 20.30-7.30 Ночной сон 21.00-7.00

Тема 7. Режим дня детей раннего и дошкольного возраста (2 ч)

План занятия:

1.Значение режима в жизнедеятельности организма

2.Режим дня детей раннего и дошкольного возраста

3.Гигиеническая организация сна детей

4.Гигиеническая организация бодрствования детей

5.Гигиенические требования к занятиям по рисованию, лепке, аппликации

6.Гигиеническая организация прогулок и экскурсий в режиме дня

Значение режима в жизнедеятельности организма

Правильный режим – это рациональное и четкое чередо­вание различных видов деятельности и отдыха детей в те­чение суток. Режим должен предусматривать достаточное вре­мя (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, заня­тия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Соблюдение режима дня приводит к возникновению у де­тей прочных условных связей, облегчающих переход от од­ной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый от­дельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) про­текают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правиль­ный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физиче­скому развитию и укреплению здоровья.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни...

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях ДДУ, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Государственный масштаб организации детских дошколь­ных учреждений в нашей стране сыграл несомненную пози­тивную роль в улучшении качества жизни и снижении забо­леваемости детей широких слоев населения. Разработанные врачами-гигиенистами санитарно-гигиенические правила функционирования таких учреждений позволили создать оп­тимальные условия для предупреждения многих болезней. В то же время существование ряда объективных парамет­ров, специфических для микросреды типовых детских уч­реждений (стандартное оборудование групп, однотипность вещей и игрушек, отсутствие возможности уединиться от сверстников или заняться свободной деятельностью, недо­статок индивидуального общения со взрослым, а в некото­рых случаях и дефицит впечатлений), привело к «регламен­тированному однообразию», от которого в первую очередь страдают дети с круглосуточным пребыванием. У некото­рых из них развиваются явления, получившие в мировой практике название госпитализма.

При госпитализме ребенку свойственен сниженный фон настроения, пассивность или возбужденность и агрессивность в поведении, быстрое утомление, сниженная адаптивность к новым условиям, нередко развиваются патологические при­вычки – сосание пальца, раскачивание и др. У ребенка, пре­бывающего в таком состоянии, замедляется темп развития, с трудом закрепляются новые умения и распадаются уже сформированные, снижается речевая активность. Игры та­ких детей становятся однообразными и неразвернутыми, они недостаточно ориентируются в окружающем, показатели нервно-психического развития не соответствуют возрастным нормативам. Состояние госпитализма нередко скрывается за пассивной подчиняемостью, за внешним, иногда чрезмерным спокойствием ребенка, лишенного необходимого внимания взрослых к его потребностям. В то же время оно влияет на общее состояние ребенка, на его здоровье и адаптационные возможности, нередко приводит к искаженному формирова­нию личности. Поэтому при организации жизни в дошколь­ном учреждении нельзя забывать о психогигиеническом ре­жиме – такой постановке воспитательного процесса, которая служила бы предупреждению отклонений в психическом здо­ровье ребенка, обеспечивала бы, наряду с физиологически­ми, и психологические потребности.

Наши рекомендации