Значение гигиенических мероприятий, предупреждающих чрезмерное напряжение зрения и слуха у детей
В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.
Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора. Со второго месяца жизни у ребенка формируется предметное зрение – его кроватку надо располагать в самой светлой части комнаты, но следить, чтобы свет солнца или лампы не слепил глаза. Показывая игрушки, располагать их надо на расстоянии 25–30 см от лица ребенка, тогда они не занимают всего поля зрения, и ребенок может отвести взгляд и расслабить мышцы хрусталика.
С полутора лет необходимо приучать ребенка правильно сидеть за столом во время настольных игр, при лепке, рисовании. Каждые 15 минут надо делать перерыв и занимать малыша подвижными играми. Общая продолжительность таких занятий не должна превышать для детей до 3 лет 30 минут в день, с 3 до 5 лет – 40 минут, в 6–7 лет – одного часа. В перерывах между занятиями полезно предложить ребенку подойти к окну и в течение 2–3 минут смотреть вдаль.
Достаточная двигательная активность и пребывание на свежем воздухе, систематическое закаливание, рациональное питание способствуют хорошему функциональному состоянию нервной системы и тем самым хорошему состоянию зрения. Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга, даже легкой степени, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом.
Дополнительные зрительные нагрузки – просмотр видео- и телепередач, компьютерные игры – в значительной степени влияют на состояние зрения. Продолжительность просмотр для детей 3–4 лет не более 10–15 мин, для детей 5–7 лет – не более 25–30 мин.
Просмотр видео- и телепередач одновременно детьми нескольких групп нежелателен, так как содержание передач должно соответствовать понятиям и интересам каждого ребенка, чего трудно добиться, когда их смотрят дети разного возраста. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59–69 см. Высота их установки – 1–1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4–5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев – 0,5–0,6 м; рассаживают детей с учетом роста. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Не следует осуществлять показ диафильмов непосредственно на стене.
В дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами во избежание отражения солнечных бликов на экране. В помещении, кроме светящегося экрана, необходимо иметь дополнительное освещение, естественное или искусственное, источник которого расположен вне поля зрения детей. Это дополнительное освещение снижает утомление глаз при просмотре телевизионных передач.
Одно из существенных требований гигиены слуха – предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного, длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные. Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц – все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.
Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.
В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены.
Выделяемая железами в наружном слуховом проходе ушная сера защищает ухо от проникновения пыли и микробов, однако ее избыток приводит к образованию серной пробки и может вызвать ослабление слуха. Если скопилось много серы, следует обратиться к отоларингологу, чтобы он удалил серные пробки.
6. Близорукость, дальнозоркость. Причины, признаки, профилактика
В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.
Острота зрения – основная функция зрения человека. Это способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве. Нормальная острота зрения (равна 1,0) формируется у детей не сразу и заметно колеблется в зависимости от их возраста. В первые дни, недели и даже месяцы жизни острота зрения очень низкая. Только к концу первого года жизни у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы, а на 2–3-м году жизни – изображения предметов. С возрастом острота зрения постепенно развивается, и возможного максимума она чаще достигает к 5 годам жизни ребенка.
Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей, и поэтому проводится оно при каждом углубленном осмотре ребенка. Уже у новорожденного устанавливают наличие или отсутствие зрения. Это осуществляется разными методами: реакция зрачка и общая двигательная реакция (смыкание век, закатывание глаз кверху, вздрагивание, отклонения, повороты головы, реакция на свет, на появление в поле зрения матери, т.е. реакция узнавания; реакция слежения за яркими и светящимися объектами, удаленными на различные расстояния). У более старших детей острота зрения определяется по выполнению ими определенных заданий. Начиная с трехлетнего возраста острота зрения определяется по специальным таблицам с изображением различных фигурок.
Первичное исследование зрения могут проводить педиатр, медицинская сестра или воспитатель детского учреждения.
Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием здоровья в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки – желтом пятне.
Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.
Близорукость (миопия), или сильная рефракция, возникает, когда лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.
Переднезадняя ось близорукого глаза по сравнению с осью нормального, как правило, удлинена, поэтому фокус располагается впереди сетчатки, а на самой сетчатке изображение получается нечеткое, образуются фигуры светорассеяния. Диаметр таких фигур прямо пропорционален диаметру зрачка. Иногда можно видеть, как близорукие люди прищуриваются – этим они уменьшают диаметр зрачка, и изображение предмета становится несколько ярче и четче. Для коррекции близорукости достаточно ослабить преломление лучей рассеивающей линзой, которая совместит фокус с сетчаткой. Близорукий глаз может ясно видеть предметы, находящиеся только на близком расстоянии от него.
Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 – средней и свыше 6 – высокой.
Причины. В развитии близорукости большая роль отводится ослаблению аккомодации, т. е. способности глаза отчетливо различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. Если у ребенка аккомодация ослаблена (причина – недостаточное развитие в этом возрасте мышцы глаза, управляющей процессом аккомодации), то работа на близком расстоянии для него непосильна.
В возникновении близорукости немалое значение имеет усиленное напряжение органа зрения во время рассматривания картинок, вышивания и других занятий. Это напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с которыми дети имеют дело. В возникновении близорукости имеют определенное значение также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе), наследственные факторы.
Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число учащихся с миопией увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно пятая часть школьников из-за миопии ограничена в той или иной мере в выборе профессии. Прогрессирование близорукости может вести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.
Причиной развития близорукости у дошкольников в 20–25% случаев является наследственная предрасположенность, особенно когда близорукость носит прогрессирующий (злокачественный) характер.
Способствуют развитию близорукости и некоторые заболевания: хронический тонзиллит, ревматизм, частые респираторные заболевания, а также общее ослабление организма ребенка в результате перенесенной болезни.
Признаки.Близорукость может резко изменить поведение, и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Один из основных признаков ее появления – ухудшение зрения вдаль. При этом, чтобы яснее рассмотреть предметы, дети начинают прищуриваться (отсюда происходит и название – миопия, от греческого myo – прищуриваю и opsis – зрение), а иногда жалуются на головные боли после занятий. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.
При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно снижение зрения. Окружающие отдаленные и особенно близкие предметы могут быть расплывчатыми, неконтрастными.
Причины. Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так у 95% новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза ребенка и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки.
Признаки.При дальнозоркости ухудшается зрение, как на близком, так и на дальнем расстоянии, но дальнозоркий ребенок далекие предметы видит лучше, чем близкие. Для ясного видения близких предметов при дальнозоркости необходимо напряжение аккомодации. Это вызывает у ребенка утомление, а нередко и головные боли. Лечение нарушений остроты зрения сводится, прежде всего, к обязательному ношению специально подобранных очков.
Профилактика (общая). Прежде всего, необходимо принимать все меры для укрепления здоровья ребенка: ограничение зрительных нагрузок, соблюдение режима дня, занятий, обеспечение оптимальных гигиенических условий, правильно организованное физическое воспитание и закаливание организма и т. п.
Длительность обязательных занятий в дошкольных учреждениях не должна превышать установленной программы, в зависимости от возраста детей. После занятий, связанных с напряжением зрения (рисование, лепка и др.), детей необходимо переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха. Если первое занятие строится главным образом с использованием зрения, то второе должно быть связано с двигательной активностью ребят – гимнастическое или музыкальное. Важно повысить эффективность перерыва между занятиями. Для этого полезно, чтобы дети после каждого занятия подходили к окну и в течение 2–3 минут смотрели вдаль (при этом расслабляется аккомодационная мышца).
Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны к глазам ребенка (центры стекол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков – удобно и плотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому эти дефекты нужно рекомендовать быстро исправлять у оптика.
Обычно близорукость развивается незаметно. Воспитатель может наблюдать, что ребенок начал прищуриваться, уставать на занятиях. В этих случаях необходимо направить ребенка к офтальмологу.
Детей 6–7 лет, у которых имеются нарушения зрения, нельзя отдавать в специальные школы: художественные, спортивные и др.